Андрей каменев фотограф инстаграм. Доска почёта. Что же отвечали мастера

21.09.2013 Категория: Доска почета Просмотров: 7561

Это интервью далось не просто. Нет, в том, что Андрей Каменев – интересный собеседник, было известно заранее, но дело осложнили мои коллеги. Интернет пестрит разными интервью с фотографом, и, кажется, на все вопросы он уже давно ответил "до нас". Пожаловавшись на сложность работы своему творческому редактору, получила вполне закономерный ответ: "Ну тогда, спроси, какие женщины ему нравятся". Юмор в подобных ситуациях не всегда срабатывает…

Подготовиться ко встрече с вами оказалось не так просто: вы довольно известный человек, давали не раз интервью и, кажется, что на все интересные вопросы вы ответили уже другим…

Сразу хочу сказать, чтобы вы не строили вокруг меня романтический ореол. У каждого возраста свои цели. Когда мне было 10 лет, я хотел, чтобы во всем мире победил коммунизм; в 17 мечтал о большой и чистой любви, сейчас мне 51 и тупо хочется денег. Имя, известность, нужны там, где ты реально чего-то добился.

Мне про вас сказал, что вы очень хороший рассказчик и не боитесь делиться опытом....

Могу рассказать все, что угодно, особенно в плане фотографий. Я на мастер-классе любого за 20 минут научу основам фотомастерства, если он, конечно, этого действительно хочет. Каждая творческая история внутренняя, ее извне нельзя принести.

Прям любого?

Фотографий – миллионы, девайсы доступны, сегодня практически каждый может (условно) сделать фотографический шедевр. Места, в которых можно сделать красивые снимки, известны. Некоторые из них дорогие, другие более доступны, но, например, снять в лесу историю про пауков – охотников вряд ли кто сможет это сделать. Не потому, что не смогут технически. Просто никто ничего про это не знает. А если не знаешь, то и тему сделать не получится. Чтобы стать действительно профессиональным фотографом, надо получать знания в разных областях. Приведу простой пример. В прошлом году меня пригласили на выставку мои сверстники – 50-летние фотографы. Один сейчас директор фотобанка, другой – фотоагентства, третий книжки выпускает…. Первые два часа все рассказывали, как у них хорошо, у меня тоже вроде хорошо, но хотелось бы лучше. Под занавес правда все-таки вышла наружу: оказывается, фотобанк денег не приносит, если бы не сдавал квартиру, не знаю, на что бы жил. У второго похожая история: агентство сливается, никому ничего не нужно, если бы квартиру не сдавал…. Все понятно. Говоришь им слово: "интернет", а они его даже не знают, а уж про то, чтобы пользоваться. Никто не снимает видео. По facebook ходит отличная поговорка: "Я фотограф. Я не хочу ничего обрабатывать. Я хочу "щелк-щелк". Но "щелк-щелк" уже не работает, может, так можно было прожить лет пятнадцать назад, но сейчас, если хочешь быть на гребне, должен снимать видео (а это целая наука: монтаж, озвучка, сценарий, про особенности я не говорю). Во-вторых, должен разбираться в интернет: как это все делается, продвигается. Многие известные фотографы именно по этому сегодня не у дел. Молодежь еще что-то делает, суетится.


Второй важный момент – очень мало фотографов умеют общаться. Считают, что раз чего-то добились, то они априори великие и вправе требовать к себе особого отношения. До свидания, ребята! Сначала научитесь общаться с людьми: с редакторами, дизайнерами, с теми, кого снимаете и так далее. Недавно был жуткий случай: фирма Canon готовила поездку на о.Сокотра. В прошлом году Canon и National Geographic уже сотрудничали, и тогда журнал отдал часть полученных фотографий, большинство снимков были мои, а две не мои. Canon на их основе выпустила календарь, а один из двух фотографов – Вершинин – увидел его и оказалось, что все фотографии были подписаны моим именем. Он никому не позвонил, не выяснил, как это произошло, а тупо написал телегу в суд и выкатил такой счет, что Canon на этот год закрыл все проекты! National Geographic в договоре указал, чьи фотографии он передает, а вот в Canon этот момент упустили. Это нормально? Теперь ни National Geographic, ни GEO с этим фотографом больше работать не будут. Нужно учиться и общаться, снимать и нажимать на кнопочки – легко.

Ну, все-таки, вам не кажется, что чисто объективно человек прав, ведь были нарушены его авторские права?

Тут немного другая история. Мы не в Америке, где все везде подписано, у нас по-другому. Нужно уметь разговаривать, в первую очередь, нужно было выяснить, почему так произошло. "Да, извини, старик, так получилось, давай выпустим отдельный календарь с твоими фотографиями" - и все. Бывают, накосячат. Понимаю, когда твою фотографию без согласия разместили в рекламе. Но корпоративный календарь, кто его читает?

Вам не принципиально, чтобы все ваши работы были подписаны?

Сейчас работаю на журнал National Geographic. Когда выходят отдельные фотографии в разных изданиях, то мне не интересно, укажут авторство или нет. Если я сделал какую-то тему, интересную, продуманную мной, которую никто еще не делал, тогда мне важно, чтобы поставили мое имя.

В одном интервью вы рассказали, как начались ваши путешествия. Вы продали машину, на эти деньги отправились в поездку, оттуда вернулись с фотографиями, которые удачно продали. На вырученные средства отправились в следующее путешествие и так далее....

Да, так и получилось. Сейчас уже нет такой необходимости – продавать автомобиль, так как в основном занимаюсь спецпроектами. Деньги сами по себе не так важны, но они дают свободу передвижения.

Фотографии и путешествия сегодня для вас все также важны?

Мне нужны уже какие-то специальные места, я много где был, а там, где не был, знаю примерно, что увижу. Если мне тема интересна, могу подорваться и деньги не будут иметь никакого значения. С большим количеством совершенных путешествий возникает одна проблема - исчезают эмоции, так как знаешь заранее, что будет. Только кнопки нажимать - совсем не интересно. Не знаю... Если помните, когда первый "МакДональдс" открыли на Тверской, возле него стояли толпы народа: что такое БигМак все слышали, но никто не пробовал. Потом, когда попробовал его второй, третий раз, эмоции были уже не те. Тоже самое и с путешествиями. Есть места, в которых я еще не был, но они сложные по логистике. Например, остров Занзибар. Знаю, как там все выглядит, это достаточно нищая страна. Моя жена очень хочет туда попасть, я ей объясняю, что там нет белоснежных пляжей, жить там негде. Не твой формат, слово просто нравится Занзибар. Или взять остров Сокотра, одно время мне очень хотелось туда попасть. 300 000 км, одна гостиница, правда, есть прокат автомобилей. Остров не рекомендован для туризма, но, тем не менее, сейчас туда проводят организованные туры, есть сайт socotra.ru, где, в принципе, вся информация по маршруту указана. Сам я туда теперь уже не поезду. Только если делать какую-то тему. Снято все давно и не раз, так что просто делать фотографии не интересно....

Слушаю вас и понимаю, как все вдруг стало скучно...

Да, скучно, трудно найти новую тему для фотографии. В это время года, например, хорошо видны на небе серебристые облака. Они появляются примерно в час ночи и в три утра уже исчезают. В этом году снял уже восемь роликов, мне это пока еще интересно, хочу сделать потом фильм. Четвертый год их снимаю, кстати, со своего балкона. Такие вещи еще трогают, но в следующем году у меня будет что-то новое.

Многие известные фотографы, с кем я уже общалась, не считают себя профессионалами, и наоборот. У вас как с самоопределением?

Я профессиональный фотограф. В нашей сфере есть такое определение: профессиональный фотограф - это тот, который зарабатывает на этом деньги. Я путешествую, потому что мне интересно прорабатывать какие-то темы, для меня это вынужденная мера. В принципе, я один год сидел на даче, снимал жизнь луга, потом выпустил специальную книгу. Сейчас я снимаю подводную жизнь болота, частично дома, в аквариуме: у меня живут тритоны, вчера как раз замечательно снял охоту тритонов на мух.

То есть, вы просто сидите дома и ждете, когда тритон поймает муху?

Разработаны специальные технологии, у меня есть нужная техника, поэтому это не проблема. Кстати, сейчас больше снимаю на видео, на фото мне не интересно. У меня есть задача на ближайшие годы и мне не столько важно, получится продать видео или нет – мне самому это интересно. А если пропадает интерес, то это уже ремесло и просто зарабыватание денег. Тогда и не нужно быть travel-фотографом, можно переключиться свадьбы – там денег платят больше, и опасности никакой.

Первые ваши фотографии, которые я увидела, были с гонки "Экспедиция – трофи".

Да, это, кстати, самая удобная работа для фотографа. Снял – отдал фотографии на диске – получил деньги, а там уже организаторы сами эти фотографии где-то размещают. Ведь одна из проблем фотографа – куда потом девать снимки.

Ну, можно выложить на facebook, чтобы все "лайкали"…

А дальше-то что? Деньги где? Если я еду куда-то снимать, то, значит, обязательно будут какие-то затраты. Все время работать в минус, то, в конце концов, умру от истощения.
Долго боялся монтажа, не понимал, как и что там делают. Приперло, освоил. Другая проблема – с авторскими правами на музыку (чуть музыку сам не стал писать! Но ничего пока не получилось). Была проблема: грязь на матрице, как убрать с видео? На фото просто стер и все, так что пришлось освоить другие программы. Никто из профессиональных фотографов этим не занимается. Есть профессиональные видеооператоры (типа Сереги), и есть фотографы. Двумя этими параллельными вещами никто не занимается. Я не профессиональный видеооператор, но, как считаю, снимаю уже не плохо.

Еще какие современные технологии вам интересны?

Сейчас много снимаю time laps, у меня есть все необходимое для этого оборудование. Time laps – это видео, сделанное из фотографий. Например, как движется облако, звезды. Time laps часто делают с цветами, когда хотят показать, как они распускаются.
Года два мне было интересно на макро снимать, все про это знаю. Одно время увлекался подводной съемкой, также есть собственное необходимое оборудование. Три года я снимал панорамы, еще три года поработал в рекламной продакции, знаю все графические и рекламные технологии. Сейчас видео интересно, там есть масса новых вещей. Посматриваю, как работаю на Discovery, BBC, своя работа у меня в интернете ведется, пытаюсь понять, как что снимается, многие вещи пока не понимаю, и многое хочется попробовать сделать самому. Сейчас для меня важно понять главные принципы, как это все работает, набраться опыта.
А в болоте я снимал местную живность. Сейчас я готовлю фильм "Колея". 20 лет назад, когда строили наш дачный поселок, через лес шли грузовики со стройматериалами, и в некоторых местах образовалась колея. Залило ее водой в одном месте, она расползлась и возникла экосистема. Там водятся лягушки, тритоны, стрекозы… Снимал в прошлом году, параллельно отснял все вокруг: какие птицы прилетают, цветы растут. В этом году начал снимать, но с лягушками опоздал (командировка была), еще не закончил. Придумал там хитрую графику, сделал около 10 точек в лесу и на болоте со всеми параметрами. Штатив стоит на одной точке и с нее делаю кадры через определенное время. Зима, весна, лето, осень – все передается через один план. Идеально получается, две фазы я снял, остается еще две, буду на следующий год переснимать. Макро-фрагменты доснимаю в аквариуме.

Я снимал до того, как попал в газету "Советский спорт". И когда становишься профессионалом, нужно отдавать фотографию: можешь ты – не можешь, хочешь – не хочешь, но в газете должен быть снимок. Все. И притом хороший. Это ежедневная ответственность. Собственно, переломным моментом было начало профессиональной работы. Через какое-то время становишься профессионалом, для которого нет нерешаемых задач. Люди, которые остались снимать спорт, так его и снимают до сих пор. Мне немного наскучило снимать одни и те же футболы. Например, если тебя с детства учат бальным танцам, то 100%, что ты будешь заниматься ими и в будущем. Для тебя это привычная среда и резко ее поменять мало кто в состоянии. Бросить спорт, когда у тебя все отстроено, также сложно: а на что я буду жить, что теперь снимать и так далее. Мне все это удалось бросить. Второй переломный момент, когда я съездил в Новую Гвинею, мне стало понятно, что мир открыт. Сделать экспедицию в другой конец света возможно. Эта экспедиция меня научила, что ничего невозможного в этом мире нет. Если есть желание, цель, то дело только за мотивацией.

Что в вашей жизни появилось раньше: трофи или ралли? Или первым был Овчинников с "Ладогой"? :)

Раньше был один корреспондент из "Автопилота", который в 1996 году рассказал про Arctic Trophy. Все тогда знали только "Париж – Дакар", а это был типа наш, российский, марафон. Мой коллега поехал на три дня, а я на всю гонку. То, что потом опубликовали, всем так понравилось, что начали звонить, просить фотографии. Не вопрос, в итоге материал о соревновании вышел в пяти изданиях. Мне, как спортивному фотографу, снимать машины легко, это же не гол на футболе.

Года через два, когда Юра Овчинников запустил "Ладогу", они начали все сами снимать, но поняли, что не идет. Они позвали меня и "фишка" пошла. Я был на "Ладоге" пять раз. Мне нравятся такие соревнования: снимаю не только технику, но и природу, опять же с людьми можно пообщаться, в процессе работы и общения все московские проблемы уходят на второй план. На "Ладоге" я опять же познакомился с Кравцовым и меня пригласили в "Экспедицию – трофи", трижды ее проехал.

Соревнования типа "Дакара" вам не интересны? Не мечтаете попасть на этот известный ралли-марафон?

Нет, я стараюсь не ездить на такие соревнования. Расскажу историю. Когда я работал в спорте и приехал Марадонна, на футбольное поле пришло 350 фотографов. Обычно 10-12 снимали матчи, все друг друга знают, а тут откуда взялось столько людей, не понятно. Чуть-чуть прощелкал момент, когда аргентинский футболист должен был выйти на поле, другие фотографы встали плотным кольцом, а с моим ростом даже если подпрыгнешь – ничего не увидишь. Без фотографии в редакции меня убьют. Я забежал по трибунам наверх крыльца, откуда он должен был выйти. Он вышел, видно его спину, голову кучерявую и толпы фотографов. Такой кадр есть только у меня. У остальных – одинаковые кадры с некоторыми вариациями. Я понял, что всегда надо бежать в другую сторону. Если все бегут направо, значит, надо брать левее. Тоже самое на "Дакаре". Там миллион фотографий, все снято – переснято.
Я принимал участие в Camel Trophy в 2000 году, поехал журналистом на неделю, меня оставили на месяц, помогал. Посмотрел, как работают "афишали" на Camel, у них все есть: вертолеты, лодки, аппаратура, боксы, ассистенты. Конкурировать с ними бесполезно, как ты не снимай, что ты не умей. Поэтому ездить на разные официальные мероприятия готов только в качестве "афишера", когда есть некие особые возможности. "Вот, я снимал на "Дакаре!", - и что? Лайки в facebook, не больше.

Вычитала в одном интервью, что, по вашему мнению, для фотографов нет никаких границ и запретов. Совсем никаких? Даже морально-этических?

Смотря что вы имеете ввиду под "морально-этическим". Снимать убийство или порнографию? Это каждый для себя сам решает, нормальный человек просто не будет этого делать. В 1992 году я случайно оказался в Таджикистане во время военных действий, был там единственным профессиональным фотографом. Как репортер (изначально я спортивный репортер) начал работать. Во время войны, всяких катаклизмов, снимать легко просто потому, что там есть, что снимать. Фотографы сначала снимают, затем помогают. А потом подумал: поднимут зеленое знамя пророка, сейчас горло вскроют и не будут разбираться, кто ты здесь и зачем. С тех пор как отрезало. От новостей, политики, спорта, всей оперативной информации стараюсь отвлекаться. Серебристые облака как миллион лет шли, так и будут идти, но никто эту красоту не видит, так как спят в это время. А если и видят, то в реальном времени, а я ускоряю этот процесс в несколько раз.

В другом вашем интервью попался на глаза интересный момент про целеполагание. Мол, альпинисты, когда достигают Эвереста, они чувствуют опустошение. Поэтому в жизни нужно иметь несколько целей, чтобы не попасть с жесткую депрессию.

Я с 1996 года собирал журнал National Geographic, на нем воспитывался. Опубликовать свои снимки в этом журнале было для меня целью в течение нескольких лет. Журнал вышел в России, через три года в нем появилась моя первая публикация. Еще прошло 3-4 года и Geographic предложил мне стать у них шеф-фотографом, теперь я являюсь шеф-фотографом и снимаю все спецпроекты. Достиг вершины, теперь также знаю, как работает американский Geographic, как там все устроено, и здесь мне не очень хочется работать, если честно.

Обратила внимание, что в интервью вы сказали: люди, которые берут вас с собой в экспедицию, должны быть в вас уверены. Вы же тоже наверняка не с каждым отправитесь в путь? Что для вас является "мерилом" людей?

Мне нужно посмотреть на людей, что за команда собирается. С незнакомыми людьми я вообще никуда не хожу, в экстремальных экспедициях количество людей ограничено и, как правило, уже всех знаю.

Из человеческих качеств, что вас точно отталкивает? Может, не переносите мат?

Я с большим количеством людей общался за свою жизнь, считаю, что я физиономист и от части психолог, по внешнему виду человека могу сказать массу вещей. Может, они будут неправильными, но, думаю, что угадаю на 90%. По глазам часто вижу, на что человек способен. А качества… Человека надо сначала узнать, съездить с ним куда-нибудь, а потом уже будешь знать, поедешь с ним куда-нибудь или нет. В горах, в экспедициях, сразу все становится ясно на третий день.

Мы, кстати, вчера дискуссировали с хорошим знакомым, и в процессе беседы он обронил фразу, что женщины в экспедиции – это зло.

Зло, но не всегда. Скорее, по молодости. Потому что начинаются, условно, "мужские территориальные претензии", все начинают оказывать внимание. Девушка может быть и не причем, но вот мужчины уже успевают поссориться. Когда люди более мудрые, не занимаются подобным. Девушка, как правило, слабее физически. Есть замечательная девушка Таня Парфишина, она молодец! Таняочень позитивная, никогда не просит помощи, все делает сама. И вот как раз таким женщинам всегда хочется помогать. Есть два типа женщин: одна ходит и ноет: "Купи мне шубу", а другая делает так, что тебе самому захочется ей шубу купить. Таня именно такая женщина, которой хочется купить шубу. Она у тебя не требует ничего, не просит.

Все-таки, как вы выбираете для себя, в какую экспедицию поехать, а в какую – нет?

Меня регулярно зовут на разные проекты, но я не часто соглашаюсь. Сейчас готовлюсь с американским National Geographic в путешествие по Земле Франца Иосифа. Работать будем на научном судне, в этом проекте сойдется много моих самых разных мечт, связанные и с глубоководной, и с подводной съемками. Также с нами едут ученые, которые будут доставать глубоководных животных. Я возьму с собой аквариум, бокс, костюмы, рельсы, штативы – задач куча! Плюс хочу посмотреть, как работает International Team, команда, которая будет делать фильм. Ведь одно дело, догадываться о том, как все снято, и совсем другое - стать непосредственным свидетелем процесса. Одно время в youtube был популярен ролик, где бежал гепард. Красиво, 4-5 секунд, разные планы, общий хронометраж полминуты, а потом я посмотрел, как это было снято: рельса метров 150-200, на ней стоит площадка, по центру расположена скоростная камера, задействованы в разных точках еще четыре камеры с разными объективами. Несколько бета-камм, несколько фотографов, это штука едет со скоростью 100 км/ч, как бежит гепард. Привезли специально обученного гепарда в специально выбранное место, протянули электронного зайца….. При производстве этого ролика было задействовано человек 100.Да, красиво, но один ты этого не сделаешь никогда. Сейчас хочу посмотреть, как они работают. Я отвечаю за все интернет-проекты National Geographic в этом проекте. Мне прислали список людей, которые поедут с нами в экспедицию, напротив каждого стоит Dive или Land. Напротив меня одного стоит Any. Меня это порадовало.

По вашему мнению, какое самое красивое место на земле?

Раньше говорил, что Новая Зеландия, сейчас думаю, что, наверно, Патагония и Огненная Земля. Там красивые леса и ледники, дикая природа и зверей много. Там мало людей.

Что вам доставляет удовольствие?

Удовольствие? Коньяк и виски (смеется) . Кстати, если человек не пьет и не курит (ладно, не курит – это дело личное), но если стопку не может выпить, значит, наверняка, у него что-то не в порядке, таких людей я стараюсь остерегаться, потому что где-то какая-то подстава будет. Если в экспедиции такой попадается, это какая-то лажа. Это общение, раскрепощение, плюс есть вкусные напитки. Нужно попробовать много всего, чтобы иметь об этом суждение.

Когда уже интервью было давно сдано и даже согласовано, я зашла на страничку Андрея в Facebook и там увидела видео, про которые он мне рассказывал. Как оказалось, я его уже видела и не раз (всевозможные перепосты и "лайки" на страницах друзей в социальных сетях). До этого времени никогда не обращала внимания на автора… Вот ведь как круто бывает!

Текст: Галина Кошелева
Фото: Андрей Каменев, Вячеслав Рябинкин, Сергей Белостоцкий, Юрий Овчинников, Александр Грек, Юрий Кулагин, Александр Паламарчук, Planetpics.ru

Андрей Каменев впервые взял в руки фотоаппарат, когда ему было 15 лет. Простой опыт с "Зенитом" обозначил контуры будущей профессии: поступление в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии было вызвано главным образом тем, что в названии вуза фигурировало слово "фото". Но не только поэтому. Геодезия и картография - всегда путешествие, а путешествия его привлекали. Еще школьником он в одиночку отправился в Крым, где целый месяц жил в палатке, фотографируя бабочек и цветы. Потом были поездки на Кавказ и в Хибины, дипломная практика на Тянь-Шане. После института его распределили в "режимное" предприятие в летно-испытательный отряд, который тестировал парашюты и спасжилеты. Стажировка "подарила" КАМЕНЕВУ 300 вертолетных полетов, охвативших страну от края и до края - от Москвы до Камчатки, от Крыма до Кольского полуострова. Приходилось бывать в командировках по восемь месяцев, буквально жить между небом и землей. Жизнь "налету" продолжалась три года, и однажды она надоела - решил зарабатывать фотографией (к тому же Андрей обзавелся семьей). В "Советском спорте" было свободное место, и КАМЕНЕВ устроился туда фотокорром. Два года он тринировал руку и глаз, снимая хоккейные и футбольные матчи. Пришел опыт, появилось ощущение мастерства. Но ощущение удовлетворения не приходило: снимать чужие победы для художника неинтересно. Как раз в это время он перешел от ORWO к KODAK`у, - возможности "кодаковских" слайдов простирались далеко за пределы газетного репортажа. В общем, уволился КАМЕНЕВ и из "Советского спорта". Стал свободным художником, или, как говорят, free lance, "вольным стрелком". Таковым пребывает и сегодня.

В работу - с головой
"Точкой отсчета" он считает 1991 год, когда увлекся подводной съемкой. Первые темы были - "Жизнь болота" и "Обитатели Черного моря". Тогда же, в Крыму, он познакомился с французскими аквалангистами. Среди них был и президент Международного фестиваля подводной фотографии в Антибе. Он пригласил Андрея поучаствовать в фестивале. В Антибе КАМЕНЕВ за "болото" удостоился почетного диплома - это вдохновило его на дальнейшие "подвиги". В 1992-ом он "меняет" Черное море на Белое, где делает серию фотографий морских беспозвоночных. Затем - Баренцево море, Земля Франца-Иосифа. Мастеров, снимающих под водой в этих широтах, можно пересчитать по пальцам одной руки, погружения здесь сложны и опасны (одиночные погружения вообще запрещены). Быть может, поэтому подводный мир Арктики не так широко освещен в печати, как мир тропических морей. К тому же считается, что, в сравнении с тропиками, флора и фауна Приполярья не так богата яркими красками...

Каменевская съемка показала обратное: мир арктических глубин суров, но богат и разнообразен. Материал, привезенный им в Антиб, восприняли на ура. Автор был удостоин специальной премии, а сделанные им фотографии иглокожих, членистоногих и прочих беспозвоночных были опубликованы в одном из самых престижных журналов "Mond de la Mer".

До 1994-го года Андрей не печатался в российских изданиях вообще - работал для Антибского фестиваля, ежегодно привозя во Францию несколько экслюзивных тем. Его увлекла водная стихия - не только светом, красками, ощущением невесомости, но и, наверное, атмосферой "экстрима". Ведь подводный мир - мир покоя и тишины, обтекаемых форм и игры светотеней - на самом деле не знает покоя: здесь идет непрерывная схватка за жизнь, гораздо, быть может, жестокая, чем на суше. Личинка жука-плавунца вонзает щупальца в головастика...Медуза выстреливает в жертву стрекательными клетками..."Морской ангел" пожирает "морского чертика"... Вода - это жизнь "на границе двух сред", будь то болото, озеро, или Мировой океан. И задача фотографа - показать её тысячам людей, которые лишены возможности увидеть это воочию.

Прерванный полет
Жажда риска, однако, не ограничивалась водной стихией. Параллельно с дайвингом Андрей осваивал горные лыжи и серфинг, ледолазание и mountain bike, рафтинг и сноуборд. Чтобы снимать все эти "экстримы", мало быть фотографом, надо владеть этим профессионально.

Вообще горными лыжами и серфингом КАМЕНЕВ занимался еще в институте - с друзьями. А однажды решил попробовать параплан. Опыт окончился неудачно: был сильный холодный ветер (как говорят, "динамик"), и купол сложился. Андрей рухнул с высоты шестиэтажного дома на сцементированный склон песчаного карьера. Результат - шестнадцать осколочных переломов ступней и три компресионных перелома позвоночника. Ситуация была критической: врачи предупредили, что не исключена гангрена - и тогда без ампутации не обойтись... Но организм и сила духа победили: ступни остались целы и КАМЕНЕВ через полгода встал на ноги, сначала, конечно, -на костыли. Заново учился ходить. Поначалу хромал. но со временем и хромать перестал.

Время, проведенное в больнице и на костылях, заработка. понятно, не принесло. Как только Андрей начал "бегать", он "загрузил" российские издания по полной программе - архив был богатый. Шел 1995-ый - молодые глянцевые журналы наперебой печатали "большие путешествия". Один за другим "Обозревателе", "Вояже", "Домовом" выходят каменевские репортажи: о змееловах Туркмении (где Андрей и сам попробовал себя в роли ловца), экспедициях в Армению и на Памир, на ту же Землю Франца-Иосифа и десятки других.

С тех пор он печатается регулярно и много. По самым скромным подсчетам, он работает с 50-60 журналами в год (при этом пользуется пользуется своей аппаратурой, покупает пленку на свои деньги и часто ездит за собственный счет). Его невозможно застать дома, а его мобильник либо занят, либо "находится вне зоны досягаемости". Жизнь, начатая в пору студенческих практик и стажировок, в сущности, продалжается в том же темпе - на лету. Не считая мелких "вылазок", КАМЕНЕВ предпринимает как минимум одну большую экспедицию в год - чтобы сделать крупную тему и опубликовать ее.

Чистый экслюзив
Трудно назвать самую интересную тему. В 1995 году он побывал в Ириан Джайя - на инонезийской территории острова Новая Гвинея, известной дикими племенами каннибалов. Ездил туда в составе экспедиции "Семь вершин", но вскоре от нее отделился и путешествовал в одиночку. Жил в племени папуасов, фотографировал их быт и нравы.

Очень интересной была поездка и на Андаманские острова, что к востоку от Индии. Эта территория закрыта для иностранцев. Так, Жак Ив КУСТО получал разрешение на посещение Андаман в течение 3-ех лет. Но КАМЕНЕВУ и "со товарищам" удалось сделать невозможное за один день. Шесть недель они погружались в Бенгальский залив с аквалангами и летали на парапланах. Что до Индии, то Андрей пересек ее на автобусе. По дороге заглянул в штат Гоа, известный тем, что туда съезжаются хиппи со всего мира, в том числе любители "измененного состояния сознания". Репортаж о погружении в нирвану затем обошел многие отечественные журналы.

На Филиппинах он фотографировал ловцов жемчуга. У берегов Австралии - акул барьерного рифа. Саму Австралию пересек дважды - с севера на юг и с юга на север. Проехал на машине 10 тыс.км по Новой Зеландии в составе экспедиции "Верикальный мир", где снимал не только природу, но и экстрим, в том числе подводный.

Что до дайвинговых съемок, то здесь география КАМЕНЕВА в принципе не знает аналогов: Сейшельские и Мальдивские острова, Мальта, Красное море, Белое море, Баренцево море и десятки других морей самых разных широт. Наиболее сложным и опасным было погружение на Северном Полюсе: минус тридцать пять градусов на воздухе и минус два - под водой.

На Гавайях он фотографировал серфинг, на Аляске - экстремальный каяк, лыжи и ледолазание. В США бывал дважды, в одну из поездок проехал 12 каньонов в штате Юта с командой горных велосипедистов, среди которых были три чемпиона мира по mountain bike`у. Побывал в Лас-Вегасе - играть не играл, но на пленку зафиксировал многое, хотя это и категорически запрещено. Видел пески Аризоны и пески Туниса. В окрестностях Дуза ("Ворота пустыни") запечатлел восход и закат солнца в Сахаре, для чего пришлось пять часов пройти пешком по барханам...

Родину тоже не обошел стороной. Перевалив через Байкальский хребет, сплавился на плоту по реке Лена. В Бурятии посетил Иволгинский дацан, где снимал жизнь монахов и национальный праздник Сурхарбан. Проехал на автомобиле 16 тыс.км по Средней Азии - был во всех бывших республиках, откуда привез "три мешка слайдов". На Дальнем Востоке, в Сихотэ-Алиньской тайге, "лицом к лицу" фотографировал уссурийских тигров. Пересек на грузовике громадный отрезок Сибири - более 3.000 км от Якутска до Зырянки. На Кольском полуострове участвовал в ралли-рейде "Арктик-Трофи" в составе московского экипажа.

Кстати, о "трофи". Андрей КАМЕНЕВ в качестве журналиста участвовал в последнем состязании Camel Trophy, которое проводилось в Океании. За время гонки прошел с российской женской командой на моторной надувной лодке свыше 2.000 км - от королевства Тонга до Западного Самоа. Во многом благодаря ему наши девушки стали призерами в этой "гонке века". КАМЕНЕВ особо об этом не распространяется, но мы-то знаем. что если бы он не достал велосипед, сорванный с риптека и "утонувший" на 15-метровой глубине, то наша команда ни за что бы не заняла почетное третье место.

Завершающий кадр
Сегодня Андрею КАМЕНЕВУ 38 лет. В его архиве - сотни тысяч слайдов и негативов, привезенных им из более, чем 60 стран мира. Неохваченными остались только Антарктида, Латинская Америка и "черная" Африка. В Европе - Италия, Греция и Португалия.

Пожалуй, лет через десять эти районы все же войдут в каменевский послужной список. Таким образом, не останется ни одного одного государства, ни одного заповедного уголка на Земле, где бы не ступала его нога. Где бы не сработал затвор его фотокамеры.

Впрочем, это не означает, что КАМЕНЕВ успокоится и будет почитать на лаврах. Очень уж непоседливый человек.

Я начал фотографировать в 14 лет на отцовский «ФЭД». Я в то время рисовал птичек, потому что хотел выпустить книжку «Птицы России», собирал всякую информацию о них, и тут в какой-то момент меня осенило: проще ведь не вырисовывать все эти перышки, а фотографировать. Взял «ФЭД» и стал снимать. Потом был «ФЭД-3», потом , так вот плавно и втянулся. Птичек, правда, забросил.

Фотографии я нигде не учился, просто смотрел журналы. Я с детства собираю . У меня практически все номера есть. Раньше брал его у букинистов. Помню, в советское время был специальный магазин на Никитских воротах. Там я его в первый раз и нашел в 1976 году.

После окончания школы хотел поступить во ВГИК на операторский факультет. Пришел подавать документы, а мне говорят: «Все хорошо, но только творческий конкурс еще в марте закончился». Поступил в итоге в МИИГАИК, Московский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Не операторский, конечно, но слово «фото» присутствовало.

Окончил институт и попал по распределению в закрытый НИИ. Летал на вертолете с парашютом и спасательным жилетом. Никакого фото там и в помине не было, но денег, правда, зарабатывал много.

В 1988 году меня это все достало. Из НИИ я уволился и решил, что буду фотографом. Пошел по центральным газетам показывать свои фотографии. В газетах смотрели и говорили: «Старик, офигенно, но штатной единицы нет». Кончилось тем, что все-таки попал в . Спорт при этом я к тому моменту еще не снимал и не особо интересовался им даже.

Чем хороша спортивная фотожурналистика? Она приучает быстро, мгновенно мыслить. Повтора не будет. Если ты гол не снял, тебя вздрючат.

С 91 по 93 год пытался выпускать журналы, но ничего не получилось. В 93-м подвели издатели, пришлось расплатиться своими деньгами и уйти из этого бизнеса. Тогда я понял, что все, больше я журналы не издаю. Собрал свой альбом со слайдами и опять пошел по редакциям. Я как-то попытался сосчитать свои публикации. Выяснилось, что в год я успевал поработать больше чем с 200 разными изданиями.

В 1994 году познакомился с известным журналистом и путешественником . У него принцип работы был очень простой. Он его называл «журналистское путешествие». Выбираешь какую-то точку в мире, интересную, не избитую, едешь туда, отрабатываешь ее, привозишь материал, продаешь, возвращаешь деньги, получаешь прибыль. Деньги, которые вернул, можно опять потратить на какую-нибудь экспедицию. Решил попробовать. Нужна была начальная сумма и хорошее место. Для первого своего путешествия я выбрал западную часть острова Новая Гвинея, Ириан Джаю, где живут каннибалы. Собрал деньги и поехал. Поездка удалась. Деньги возвращал долго, но тем не менее мне все стало понятно. Этих папуасов, кстати, у меня до сих пор покупают.

Поначалу я жутко комплексовал из-за языка. Когда в 1991 году в первый раз выехал во Францию, ощущал себя полным бараном: ни прочитать, ни сказать ничего не могу. Приехал обратно и решил учить язык. Взял учебник французского. Меня хватило на 10 дней, но из-за того, что стал много ездить, смог этот барьер все-таки преодолеть. Выручают интонация, мимика, то, что многие слова в разных языках похожи, сами ситуации, в которых оказываешься. Сейчас мне все равно, куда ехать и на каком языке там говорят. На бытовом уровне общаюсь очень легко.

В 98 году снимали первое российское экстремальное кино «Аляска, земля экстрима». Нас было семеро: три райдера, два оператора, я и главный редактор «Вертикального мира». Операторы говорили, что катаются, но когда их с вертолета высадили на вершину и они увидели уклон в 55 градусов, то отказались. Вся надежда на меня, больше некому: 6 недель их пришлось снимать. Так я начал специализироваться на экстремальном спорте.

Количество ситуаций, в которых я побывал за эти 20 с лишним лет, запредельное. Не пугает ничего. Проблема другая — мало что уже трогает. У меня в детстве была 10-томная энциклопедия с цветными вкладками, а на них джунгли Борнео, водопад Анхель, коралловые рифы. Так вот, я посетил все места, которые видел на этих вкладках в детстве. Все, кроме, пожалуй, Галапагосских островов и острова Пасхи. Но мне туда и не хочется, потому что я видел миллион съемок оттуда и я абсолютно точно знаю, что там снимать и где какие камни расположены.

Эксклюзивных мест, пожалуй, и не осталось. Сейчас все вообще снято. Как-то искал информацию о Ириан Джае в интернете, где я в 90-x снимал каннибалов. Не поверите, нашел фото своего вождя. Сидит на камне… с ноутбуком!

Сделать просто красивую фотографию вообще не сложно. Очень многие умеют делать хорошие фотографии, но в хорошую историю их не сложить. Сто красивых закатов - это не история. Снимают как в последний раз, как на выставку, чтоб было хорошо, чтоб оно висело. А проходные кадры никто не снимает. Так нельзя мыслить.

Я называю это тактикой выжженной земли. Если ты снимаешь идущего охотника, ты должен снять его мелко на общем плане, крупно идущим на тебя, сбоку через лес. Чем у фотографа больше шаблонов, то есть ситуаций, в которых он был, тем ему проще. За годы съемки у меня этих шаблонов накопилось до хрена.

На мастер-классах я говорю: «Ребят, простая задача: вот белый стол, вот белая зажигалка. Сделайте 10 разных кадров». Если снимать нечего, а ты можешь сделать 10 разных кадров, то в ситуации, где сюжетов миллион, ты будешь как рыба в воде.

Моя жена любит путешествия. Выбираем с ней большую страну (США, Австралию, Аргентину), берем машину, садимся и отправляемся в путешествие на месяц-два.

В любую точку мира, кроме Антарктиды, могу собраться за два часа. На Антарктиду понадобится три. Спальник, палатка, фотоаппарат, штатив, вещи в рюкзаке — и вперед.

Есть фотографы, которые хорошо снимают и делают хорошие материалы, но продать их не могут. Мне иногда жаловались: «Вот ты приходишь, отдал — у тебя взяли. А я прихожу, приношу, смотрят и не берут». «А ты как приходишь?» — спрашиваю. «Ну, прихожу, показываю — они смотрят и говорят, что не надо». «Вот ты молодец! Ты представляешь, сколько фоторедактор видит фотографий в своей жизни? Его тошнит от любых фотографий! Если ты не расскажешь, что ты пять дней ехал, вот тут залез на скалу, что это самое интересное место на всей Земле, они не услышат тебя. Им эта информация нужна, твоя история». Таких фотографов ходит миллионы. Общайтесь, ребята, общайтесь! Располагайте к себе. Только так в фотографии можно еще что-то делать. Если ты просто пришел и принес свои снимки, никому не нужны они.

С человеком, которого снимаешь, то же самое. Где-то с ним водки выпил, где-то подмигнул, где-то помог, и он тебе подыграет, если нужно будет.

Чтобы стать хорошим фотографом, нужно работать и учиться. Изучайте мир, изучайте жизнь, собирайте информацию.

Дело не в деньгах. Те деньги, которые я зарабатываю, не такие уж и большие. Можно заработать больше, но нужно упираться рогом. А смысла упираться нет. Чего ради?

У меня лежат огромные архивы. Ни один журнал никогда в жизни не напечатает столько снимков, поэтому хочу до ума довести свой проект Planetpics в интернете. Сижу с компьютером, работаю в свое удовольствие. Когда работа доставляет удовольствие, я даже не замечаю, ел я что-нибудь или нет.

Картинки получаются красивые, но часто в момент съемки бывает очень тяжело. Я когда лезу в гору какую-то, стою на лыжах по восемь часов, иногда ругаюсь: «На хрена я сюда поперся?» Но на самом деле я, конечно, знаю. Знаю, что потом будет хорошо.

Я уже думал как-то о том, смогу ли я когда-нибудь завязать с фотографией. Был 92 год, мы были в Лионе, гуляли всю ночь у одного француза в ресторане. И вот он нам показал человека бандитского вида, который сидел рядом над каким-то корытом со спагетти. «Вот, — говорит, — это ваш коллега бывший. Он тоже был фотокорреспондентом, а потом это бросил, и теперь у него очень тяжелая работа». Я тогда еще подумал, что я бы не смог это бросить.

Однажды во время съемок на параплане я неудачно приземлился, получил 16 переломов. Хотели даже ногу ампутировать. Я тогда подумал, что в принципе мне, чтобы продолжать, нужно не так уж и много — один глаз и один палец, а передвигаться можно и на коляске. И потом, я ведь фотографирую глазами, от этого уже не избавиться, а фотоаппарат нужен только для того, чтобы карточка получилась.

У него нет конкурентов среди российских фотографов. Причина проста: Андрей Каменев готов работать там, куда других не затащишь ни за какие деньги. Он погружался с камерой под лед на Северном полюсе, спускался в карстовые пещеры в Мексике, поднимался на горную стену в Швейцарии - в общем, серьезно рисковал ради эффектных снимков. Неудивительно, что экстремалы всех мастей считают его своим и, собираясь в очередную экспедицию, всегда зовут с собой. Два месяца в командировке, неделя дома - по такому графику Андрей живет последние 15 лет. За эти годы он объехал семь десятков стран, преодолев на разных видах транспорта более четырех миллионов километров. То есть обогнул земной шар примерно 100 раз...


Андрей не получает редакционных заданий. Он - freelancer, то есть "свободный художник". Самостоятельно выбирает тему и место очередной командировки, сам решает, кому отдавать отснятый материал.

На Западе довольно много фоторепортеровфрилансеров, а в России такой стиль работы не стал популярным. Дело не только в разном уровне оплаты. У нас профессионалы предпочитают иметь стабильную "крышу". К тому же свободный художник должен всегда делать свою работу лучше других, иначе умрет с голоду. Но я себя просто не могу представить в жестких рамках какой-то редакции. Мне нравится чувство свободы и возможность самому решать, что интересно, а что нет.

Не возникало желания переехать на жительство за границу и стать фрилансером западного образца?

Там у них узкая специализация: один снимает животных, другой - кактусы, третий - экстремальный спорт. А мне нравится фотографировать и то, и другое, и третье. Такое возможно только в России.

По миру путешествуешь за свой счет?

В большинстве случаев. Сейчас уже легче, а когда начинал работать, самостоятельно оплачивать поездки было непросто. Например, в начале 90-х я узнал о подготовке альпинистской экспедиции в Новую Гвинею. Интересуюсь у организаторов: "Можно с вами?" Ответ положительный. С одной только оговоркой - расходы я беру на себя. Чтобы купить билеты на другой конец света - по тем временам они стоили сумасшедших денег, - пришлось продать машину.

Такая жертва оправдала себя?

Конечно! Я в той командировке много уникальных кадров сделал. Довольно быстро откололся от альпинистов, поехал в джунгли. Всего два-три часа пешком от небольшого городка на побережье - и попадаешь в места, где туземцы практически не видели белых людей. Дальше забираться опасно - папуасы могут и подстрелить непрошеного гостя. Контакт с местными жителями устанавливал при помощи сигарет. Курят там буквально все: маленькие дети, женщины, старики... Раздал им все свои запасы табака и в результате стал другом племени. Самое главное: мне позволяли снимать все, что хотел. Я жил среди дикарей несколько недель. Вместе с ними ел, курил, спал в хижине. Разумеется, испытывал некоторый дискомфорт.

В первую же ночь в папуасском жилище меня покусали какие-то мошки, весь красный стал. Иду к вождю, спрашиваю с помощью жестов: что делать? Тот, тоже жестами, отвечает - мол, не обращай внимания, нас тоже кусают, и ничего. Да что там укусы насекомых! В том племени, когда в семье кто-то умирает, мужчины в знак скорби отрезают себе уши, женщины - пальцы. Поэтому в деревне - сплошные инвалиды.

Сейчас продолжаешь ездить в места, где не ступала нога фотографа?

Еще 15 лет назад таких мест в мире было достаточно. Сегодня их совсем мало осталось. В основном это районы, закрытые для посещения по военным или экологическим соображениям. Например, Андаманские острова, принадлежащие Индии, объявлены заповедником, и туда никого не пускают. Было сделано лишь одно исключение для Кусто, да и тот ждал разрешения несколько лет. У меня вообще не было шансов официально получить пропуск. Но очень хотелось попасть в гости к племени, обитающему на одном из этих островов. Аборигены настолько дикие, что пускают стрелы даже в рыбаков, если те подплывают слишком близко к берегу. Словом, мы с друзьями все же решили поехать. На свой страх и риск. В столицу островов еще пускают иностранцев, дальше - нет. Нашли местного немца, у которого сохранилось очень старое разрешение на въезд. Мы с этой бумагой хорошенько поработали - вписали свои имена, затем прогнали несколько раз по факсу, потом заламинировали. Получился вполне приличный на вид документ.

А если бы подделку разоблачили?

Тогда получили бы лет десять в индийской тюрьме. Но все обошлось. На островах мы провели несколько недель. Там природа потрясающая - я сначала снимал пейзажи, а в конце экспедиции нашел гида, готового отвезти к воинственным туземцам. Выяснил, что в племени ненавидят белых, но зато любят танцы. Поэтому я на всякий случай учился танцевать, репетировал ежедневно... А проводник в самый последний момент, за день до отправления к дикарям, умер от малярии. Так я к ним и не попал. Может, оно и к лучшему, а то получил бы стрелу в одно место...

Кстати, часто сталкиваешься с агрессивным отношением со стороны местного населения?

В большинстве стран местные реагируют на фотокамеру спокойно. На Ямайке мне даже позволили запечатлеть процесс продажи наркотиков. Единственный раз забрали в полицию в Бомбее - за съемку на местном рынке. Там было настолько грязно, что администрация запретила фотографировать. Но для фотографа не существует запретов! Впрочем, за взятку в Индии можно решить все проблемы с полицией... Достаточно агрессивно реагировали староверы, репортаж о которых я делал на Енисее, - угрожали даже. Но в конце концов смирились с моим присутствием.

А с опасными животными встречаться приходилось?

Насекомые постоянно кусают. На тех же Андаманских островах какие-то мухи закусали одного из моих друзей так, что ему пришлось лечиться в больнице: ноги распухли. А к змеям отношусь спокойно. Я же ловил их в начале 90-х. Тогда у меня не было денег, вот и поехал на заработки в Туркмению. Моим учителем был известный змеелов Владимир Бабаш. Короткий инструктаж - и меня забросили в какую-то дыру собирать гадов... За несколько месяцев поймал десятки змей: там были кобры, гюрзы... Занятие не самое безопасное. Укус этих змей смертельный, и сыворотка не всегда помогает. Если гадина цапнула, надо место укуса ножом порубить "в капусту", побольше крови спустить. Но меня не кусали. Обошлось.

Тебя постоянно зовут в свои экспедиции экстремалы. Ты что, напрочь лишен страха?

Мне тоже страшно, но кто-то должен снимать подобные вещи. Коллеги чаще отказываются. Вот свежий пример. Лыжники позвали на Аляску - на спуск с очень крутых диких склонов. Кроме меня в команде были еще два оператора одного из центральных телеканалов, причем оба давно катаются на горных лыжах. На горный хребет нас высадили с вертолета. Смотреть вниз страшно: уклон градусов в 55, а на глаз вообще кажется вертикальным. Чтобы снять спортсменов с нижней точки, надо самому спуститься, пройти весь маршрут. Операторы сразу отказались и попрыгали обратно в вертолет. Ну а я постоял, подумал - и поехал вниз. Страшно было очень, да еще рюкзак тяжеленный с аппаратурой за спиной мешал. Но не хотелось подводить ребят, пригласивших в поездку.

Ты один из немногих, кто снимал прыжки бейс-джамперов...

Я хоть сам и не прыгал "бейс", но, когда снимал, душа в пятки уходила. Особенно много адреналина получил во время первой экспедиции в Швейцарские Альпы. Когда стоящие рядом с тобой люди прыгают со скалы в пропасть, хочется глаза зажмурить от страха. Но ведь надо снимать...

Бейсеры прыгали с парашютами, а ты как спускался с горы?

Это была не просто гора, а стена Эйгера - один из самых сложных участков в Альпах. Впервые эту высоту взяли немецкие альпинисты в 1938 году. За то восхождение их чествовали как национальных героев... А мы целую неделю ежедневно забирались на стену Эйгера. Ребята прыгали и через несколько секунд были уже на земле, а я после съемок часами спускался вниз. И героями нас никто не считал... В Мексике, когда бейсеры прыгали в карстовый колодец, я тоже страху натерпелся. Надо было снимать прыжки не только сверху, но и снизу, а также с промежуточной точки, повиснув на веревке. Сложнее всего было заставить себя спуститься по ней в подземную пещеру глубиной почти 400 метров. Я же не спортсменэкстремал, а фотограф. Представь, тебе предлагают спуститься по веревке с Останкинской башни, причем в почти полной темноте... А потом снова залезть наверх!

Сколько видов спорта пришлось освоить ради эффектных кадров?

Альпинизм; на горных лыжах научился сносно кататься; сноуборд освоил, серфинг.. А чтобы снимать с верхних точек, стал учиться летать на параплане. Во время полета зимой в карьере под Люберцами мой аппарат "сложился" из-за сильного ветра. Врезался в ледяной склон. Итог - 16 переломов стоп и повреждение позвоночника. Но мне еще повезло, ведь падал с высоты шестиэтажного дома. После этого несколько месяцев провел в больнице, потом "осваивал" аппарат Илизарова, учился ходить. Теперь к верхним точкам съемки отношусь осторожнее.

Андрей Каменев обожает снимать под водой. На его счету - 500 погружений, от Крыма и Египта до Северного полюса. В ближайшее время планирует отправиться в очередную морскую экспедицию - фотографировать белых акул.

Самая сложная подводная съемка была на Северном полюсе. Не только физически, но и морально: во время одной из экспедиций там погиб очень опытный фотограф Андрей Рожков. А я был единственным человеком, нырявшим под лед в совсем легком "мокром" костюме, предназначенном для теплых морей. Дело в том, что "сухой" - для погружений на Севере - не обеспечивает свободы движений, и я решил: лучше замерзну, но буду чувствовать себя свободно. Ныряли мы в так называемые "речки" - трещины между льдинами толщиной несколько метров. Попарно. Все участники экспедиции переживали, что я замерзну, - но я выдержал. Напарник, погружавшийся в сухом костюме, замерз быстрее: у него вода проникла внутрь костюма. А я остался подо льдом один еще минут на 20. Снимал. Меня потом чуть ли не насильно вытащили. Хватит, сказали. Я-то еще держался, а вот аккумуляторы к вспышке сели из-за мороза.

Всегда ныряешь с камерой?

Без нее - лишь в исключительных случаях. За последнее время таких было три. Первый раз - во время трофи "Ладога". На одном из участков дорога проходила рядом с озером, и латыши на "Toyota Corolla" не вписались в поворот. Машина улетела в озеро и сразу ушла под воду. Гонщикам удалось выбраться. Они сели у костра, загрустили: компьютер и документы остались в автомобиле. Вода в озере была очень холодной, но мне стало жаль бедолаг. Разделся и нырнул. Нашел машину на глубине метров шесть, привязал веревку к внешней раме безопасности. Потом "Короллу" вытащили эвакуаторы. Латыши пришли ночью с огромной бутылкой водки в большом кожаном чехле. Говорят, припасли ее на финиш, но решили мне подарить... На Енисее тоже была история - легкий самолет упал в воду, спасателей рядом не оказалось, пришлось нырять, вытаскивать пассажиров. Еще один случай произошел на Белом море: корабль при заходе в порт потерял винт. Бывает и такое. Там тоже как-то узнали, что я давно ныряю, попросили помочь. Винт я, правда, так и не нашел, сколько ни нырял.

Автомобильные путешествия - еще одна значительная часть биографии Андрея. В свободное от экстремальных съемок время он выбирает страну и отправляется колесить по ней на пару месяцев.

Самые красивые дороги, на мой взгляд, в Новой Зеландии. За каждым поворотом ждет совсем новый пейзаж. Ландшафты фантастические и меняются очень часто - только успевай фотографировать.

Одна из самых запоминающихся поездок на машине - по Австралии. Мы с женой отправились в центральную часть страны, то есть в совсем безлюдные места. Колеса на нашем джипе лопались одно за другим, и мы сначала не могли понять причину. Позже нам объяснили, что в пустыне покрышки должны быть слегка спущенными. Ведь грунтовая дорога так раскаляется при 50-градусной жаре, что резина с нормальным давлением не выдерживает, взрывается.

А шиномонтаж в пустыне не предусмотрен...

Колеса нам помогали ремонтировать фермеры. Правда, до них надо было еще добраться: фермы занимают огромные пространства. Несколько десятков километров в ширину и несколько сот - в длину. Жару плохо переносили не только покрышки. Радиатор тоже постоянно кипел - приходилось ждать по два часа, пока машина остынет. В таких случаях сразу ставишь тент - и под ним устраиваешь тихий час. Вообще-то поездка по австралийской глубинке - авантюра чистой воды. Если заблудишься, вряд ли найдут. К тому же в пустыне на грунтовке не замечаешь ямы, присыпанные пылью. Перевернуться можно запросто. А больше всего меня поразили местные пабы: ни одного посетителя, зато полчища мух. На уик-энд в такие центры досуга съезжаются фермеры и вместе веселятся. В остальные дни там мертвый сезон.

Для длительных заграничных странствий ты, я слышал, иногда не арендуешь машину, а покупаешь?

Иногда это бывает практичнее. В Индии мы с друзьями приобрели даже не машину, а большой автобус. Надо было добраться из Дели в Гоа - любимое место отдыха неформалов. Люди там годами тусуются, довольствуясь малым: живут в простеньких хижинах, едят самую дешевую пищу, а все деньги тратят на наркотики. Мы подсчитали, что покупка автомобиля обойдется дешевле авиабилетов и доплаты за груз (у нас с собой был параплан и очень много вещей). Знакомый англичанин, который давно жил в этой стране, посоветовал не мелочиться и взять автобус. Заплатили за него около $2.000. Сразу наняли водителя и сигнальщика. - Кого?

Сигнальщика. Он в Индии просто необходим - у многих машин там нет "поворотников" и стоп-сигналов. Поэтому специально обученный человек постоянно высовывается в окно и информирует жестами других участников движения, когда и куда ты поворачиваешь. На нашем автобусе светотехника была нормальная, но индийцы настоятельно советовали от сигнальщика не отказываться - с ним все же спокойнее, меньше шансов попасть в аварию. Таким образом мы пересекли почти всю страну. В Индии транспорт всегда набит битком, люди на автобусах гирляндами висят. Мы же ехали как короли - впятером в огромном салоне. Местные смотрели на нас, как на инопланетян. Приехав в Гоа, быстро продали автобус, совсем немного потеряв в деньгах. Считай, посмотрели всю страну почти даром.

Северные маршруты тоже освоил?

Однажды меня пригласили прокатиться на грузовиках ЗИЛ по зимникам - дорогам, проложенным по замерзшим рекам, - через всю Якутию. Экспедицию организовала итальянская путешественница Стефания Дзини. За бортом - минус 50° С и ни души, только "лунные" пейзажи. В составе команды было 13 человек. По трое в кабине, а один должен все время в кунге сидеть. Эта была участь звукооператора. Как-то я решил его подменить, пустил в кабину, а сам устроился в кузове. Там печка очень мощная - включишь ее, становится жарко, как в Ташкенте. Я разделся до трусов. Открыл форточку. Потом чувствую, что замерзаю, хочу закрыть - не получается, примерзла. Взял разделочную доску для продуктов, высунулся в проем и стал отдирать форточку. В этот момент машину тряхануло, и я едва удержался, чуть не выпал. А наш ЗИЛ шел последним. Представляешь, была бы картина: пурга, минус 50° С, и я в трусах и майке посреди тундры, с разделочной доской!

Там и в одежде, наверное, несладко...

Особенно когда приспичит в туалет. Останавливаешь машину, роешь ямку в сугробе, делаешь все дела за пять секунд. Не дольше - иначе примерзнешь. Когда мы приехали в поселок, состоящий из двух бараков, были счастливы: нам казалось, во дворец попали...

Андрей Каменев - аккуратный водитель?

Наоборот, мы с женой ездим быстро. Зажигаем, одним словом. В Новой Зеландии взяли напрокат "Toyota Camry" - и пуляли на ней два месяца. В один из последних дней нас тормознул полицейский за большое превышение скорости. Штраф - $300. Но мы почему-то не сделали выводов. Через километр снова останавливают - мы гнали под 140 км/ч при разрешенных 60 км/ч. За это нам выдали еще одну квитанцию - уже на 500 баксов. Кстати, это был максимальный штраф. Превысь мы рубеж в 150 км/ч - в тюрьму посадили бы. Потом в отеле я посмотрел на календарь и глазам не поверил: пятница, 13-е.

Тебе путешествия часто снятся?

Почти каждый раз, когда возвращаюсь домой из командировки, вижу цветные сны. Впечатления "не отпускают" дней пять-семь. Я все куда-то еду, несусь, что-то снимаю...

На хобби времени не остается?

Мое хобби - фотография. Снимаю даже насекомых на даче. Могу, например, сделать крупный портрет комара или мухи. Насекомые - мои любимые модели.

Человеку, который занимается любимым делом, не о чем мечтать?

Я мечтаю делать фотокниги, жизнеописания. Например, недавно один американский фотограф запечатлел историю переселения семьи из Британской Колумбии на Аляску. Проехал с ними на собачьих упряжках сотни миль, наблюдал за строительством дома на новом месте. Здорово, если мне когда-нибудь удастся сделать что-то подобное.

Беседу вел Дмитрий БАРИНОВ
"Клаксон" N 009 стр. 27-29 от 03.05.2005