Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности. Создание игровой мотивации в различных видах НОД в зависимости от возраста детей Мотивация самостоятельной деятельности детей

Фавзана Аюпова

Семинар для молодых воспитателей

Тема: «Методы активизации детей в ходе НОД»

Актуальность семинара . В последнее 2 года в наше дошкольное учреждение пришло много новых воспитателей, имеющих разный уровень образования и профессиональной подготовки. Это - помощники воспитателей, получающие педагогическое образование заочно; учителя, не работавшие с дошкольниками; педагоги, которые длительное время не работали в детском саду. Оперативный контроль, проводимый целью выяснения уровня подготовки и проведения НОД, показал, что многие молодые воспитатели испытывают затруднения в подготовке и проведении НОД (воспитатели не понимают, что такое мотивация воспитанников на образовательную деятельность, не владеют приёмами активизации умственной деятельности, не могут сочетать в ходе НОД смену видов детской деятельности и т. д.) Поэтому по плану работы клуба "Молодых педагогов" был запланирован обучающий семинар по данной теме.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей в ходе проведения НОД, совершенствовать методику проведения образовательной деятельности.

Задачи :

1. Научить воспитателей практическим приёмам активизации детей в ходе НОД.

2. Изучить виды мотивации детской деятельности

3. Разработать алгоритм деятельности воспитателя по подготовке, организации и проведению НОД.

4. Повысить практический уровень проведения НОД

5. Развитие творческих способностей начинающих специалистов.

План семинара:

1. Мотивация детей на образовательную деятельность

2. Использование игровых персонажей

3. Внедрение ИКТ – как средство повышения мотивации к познавательной деятельности

4. Выработка алгоритма подготовки и проведения НОД

5. Практическая работа молодых педагогов и моделирование практических ситуаций

Типы мотивации дошкольников

Педагогическая деятельность (любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность) должна способствовать развитию детей. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет то, что, мы узнаем, разгадав кроссворд. (Кроссворд) (Кроссворд на презентации Power Point)

Музыка – вид искусства, отражающей действительность в звуковых художественных образах

Воображение – психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представлений

Настроение – преобладающее эмоциональное состояние

Адаптация – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды

Инновация – внедрение новых идей и технологий в педагогику

Диагностика – процедура проверки успешности освоения учебного материала

Грация - изящество движений, красота позы человек

Игра – основной вид деятельности дошкольников

Семья – исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями детьми ("Словарь педагогических терминов

Слово по вертикали "Мотивация"

Вопрос: Как вы думаете, что такое "мотивация"?

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации :

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Вопрос: В каких видах НОД можно использовать данную мотивацию?

Например : НОД аппликация, конструирование, рисование.

Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками)

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне» . Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Например: в НОД Сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности

Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Вопрос к слушателям:

В каких возрастных группах и видах деятельности лучше использовать этот вид мотивации?

(В игровой деятельности, в НОД старших группах).

Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Например:

Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?


Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. (Художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество)

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Например:

Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовит


Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Использование игровых персонажей.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований .

Игрушки или игровые персонажи:

Должны соответствовать возрасту детей;

Должны быть эстетичными,

Должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

Должны иметь обучающую ценность,

Должны быть реалистичными;

Не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявленияе жестокости.

Игровых персонажей не должно быть много.

Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.


Вопрос к слушателям:

Какие игрушки –персонажи целесообразно вносить в деятельность в младшем- среднем дошкольном возрасте, какие – в старшем?

Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к образовательной деятельности

Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе, но и детском саду

Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Это проблема мотивации. Очень часто ни желания педагога, ни владения методикой проведения занятий недостаточно для положительной динамики умственного развития детей.

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшилось бы обучение детей, значительно возросла бы мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Вопрос к слушателям: В чём вы видите преимущества ИКТ в образовательной работе с дошкольниками?

Алгоритм подготовки НОД

Определение темы и ведущих понятий

Четко определить и сформулировать тему НОД

Определить место темы в учебном плане соответственно с ФГТ.

Определение целей и задач

Определить целевую установку занятия - для себя и для детей. Обозначить триединую задачу НОД: обучающую, развивающую и воспитывающую.

Планирование учебного материала

1. Подобрать литературу по теме. Продумать материал, который служит решению познавательных задач простым способом.

2. Подобрать задания на узнавание материала и творческий подход.

3. Упорядочить игровые задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Продумывание «изюминки» занятия

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для младшего - среднего возраста, но не подходит для старшей и подготовительной группы.

В ходе НОД применяются методы:

1. Объяснительно иллюстративные, которым относятся рассказы, показ картинок, способов выполнения тех или иных заданий.

2. Репродуктивные

3. поисковые, требующие умственной работы

3. Исследовательские, опыты

4. Готовность педагога к занятию.

5. Целевая установка НОД.

6. Соблюдение требований СанПин.

7. Индивидуальный подход.

8. Наличие обратной связи.

9. Рациональность использования времени.

10. Организация рабочего места.

11. Практические навыки и умения.

12. Самостоятельная работа.

13 Развитие речи, качество ответов детей.

Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам, молодым педагогам работать, а нашим малышам - получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что тебя учат.

Во второй, практической части семинара молодым воспитателям были предложено игровое моделирование практических ситуаций. Оно повышает интерес, вызывает активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем

Активизация мыслительной деятельности

НОД по следующим разделам программы «Развитие+» как «Развитие элементарных логических представлений», «Ориентировка в пространстве», «Основы первоначальной грамоты», «Развитие элементарных математических представлений» предполагает решение познавательных задач и развитие умственной деятельности. Для этого необходимо педагогу создать на занятиях проблемные ситуации, что требует от дошкольников умственных усилий для выхода из затруднительных ситуаций, побудить ребёнка к активной поисковой деятельности.

Иногда воспитателю бывает необходимо самому найти выход из такой ситуации, когда нужно сделать выбор. Предлагаю вашему вниманию педагогические ситуации, требующие выбора

Мой выбор

1 ситуация : У Саши не получается выполнить игровое задание “3-й лишний”:

1. Предложите выполнить более легкий вариант.

2. Попросите назвать, одним словом все предметы.

3. Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание.

2 ситуация: Вы читаете детям 6 лет задачу: “Летели 8 бабочек, сели на цветы. На каждый цветок село по две бабочки. Сколько было цветов?”. Ребята решить задачу не могут, тогда вы:

1. Повторно читаете задачу.

2. Упрощаете задачу.

3. Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи.

3 ситуация При подготовке детей к школе часто задают вопросы: " Где лучше кататься на велосипеде: по асфальту или по траве? Как узнать, куда дует ветер? и др. ” Какое свойство мышления формируют у детей такие вопросы:

1. Сравнение.

2. Сопоставление.

3. Гибкость.

4 ситуация. На занятии многие ребята выкрикивают, не поднимая руку:

1. Поощряете вступление с вами в диалог.

3. Делаете паузу, чтобы предпринять дальнейшие действия

5 ситуация : Вы подготовились к занятию, обогатив его играми-головоломками со счетными палочками, но в начале деятельности обнаружили, что палочек на всех детей не хватает:

1. Проведете другое занятие.

2. Предложите ребятам вместо палочек спички.

3. Проведете тоже занятие, но без головоломок со счётными палочками

6 ситуация . Ребенок из вашей группы заявил, что не хочет идти в школу. Как вы отнесётесь:

1. Надо идти в школу. Все дети в 7 лет идут в школу.

2. Расспросить его о причине нежелания, объяснить, что он не прав.

3. Ответить: “Ну, нет, так нет!” Не торопить, понаблюдать за ним. В последующих беседах рассказывать о положительной стороне учёбы в школе

Игровое упражнение «Сказки о себе»

Предложить детям поставить себя на место какой-нибудь геометрической фигуры, знакомого объекта и рассказать всем сказку о себе.

Например: Я карандаш. Я такой красивый, острый. У меня деревянная рубашка. Я умею писать, рисовать, штриховать. Бываю разного цвета. Я не люблю, когда ребята со мной плохо обращаются, ломают меня или грызут. Я дружу с бумагой и кисточкой.


Игра «Теремок»

Цель:

Закреплять понятия детей об предметахтах окружающего мира, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства, функции.

Учить использовать в речи краткое описание свойств предметов, выделять в них самое главное качество.

Ход: Воспитатель показывает детям «Теремок», к которому подходят герои (предметы, животные) и просятся жить.

Каждый из вновь пришедших «героев» - предметов спрашивает, кто живет в теремке, и «житель» - предмет должен ему ответить, перечисляя, кто он, какой, что умеет делать. В свою очередь, пришедший «предмет» называет себя и тоже описывает свои свойства и функции. «Житель» теремка приглашает вновь пришедшего к себе жить.


Образная пластика в парах

Для развития творческого воображения хорошо подходит образная пластика.

Ведущая раздает воспитателям карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках.

Нужно прочесть, что написано на карточке и не показывать надпись другим. Потом карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми средствами, движением тела, мимикой, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки животного.

Когда воспитатели найдут свою пару, нужно остаться рядом, но продолжать молчать, не переговариваться. Потом проверить, что получиться.

Это упражнение способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников быть внимательными к действиям других, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.



«Художественное слово в работе с детьми» Задание педагогам: по цепочке, передавая друг другу мяч, прочитать на память стихотворение, потешку, пословицу, рассказать, в каких ситуациях и режимных моментах они их используют.

«Каждый воспитатель – артист" Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. Задание для воспитателей:

а) произнести фразу «Подойди ко мне» – тихо, громко, требовательно.

б) произнести слово «Молодец» – тихо, громко, нежно, удовлетворительно, иронично, восторженно, влюбленно.

Программа "Развитие+" предполагает использование в качестве средств познания символы, планы и модели. Для того, чтобы облегчить детям пересказ, заучивание, можно использовать модели, символы и мнемотаблицы. Предлагаю вашему вниманию по слайдам узнать сказку, потешку и загадку. (Презентация. Последние 3 слайда)

А теперь последнее задание: с помощью символов, наглядных моделей, мнемотаблиц составить для своих коллег сказку, загадку, стихотворение.




Рефлексия участников. Продолжите предложение- Сегодня на семинаре я.

Литература:

1. Баршай, В. М. Активные игры для детей: Учебное пособие/ В. М. Баршай. - Ростов–на–Дону «Феникс», 2001.

2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.

3. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.

4. Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие / И. В.

Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

5. Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

6. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов–на–Дону «Феникс», 2008.

7. Практические семинары и тренинги для педагогов. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие. Практическое пособие для педагогов-психологов. / Авт. – сост. Е. В. Шитова: Волгоград: Учитель, 2009.

Виктория Калугина
Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка , т. к. она способствует развитию его личности в целом. В последнее время утвердился «гуманистический» подход к развитию ребенка : за ним признали право быть личностью. А самостоятельность - верная спутница личностного развития.

Что же такое самостоятельность ? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все по-разному его понимают.

Это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;

Способность рассчитывать только на свои силы;

Свобода выражения своих чувств, творческих замыслов;

Умение распоряжаться собой и своим временем;

Умение ставить перед собой новые задачи и решать их самому .

Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека . Что же входит в понятие «самостоятельная деятельность » .

«Самостоятельная деятельность » наиболее полно определяется А. И. Зимней. По её определению «самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности . Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания , рефлективности, самодисциплины , личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания ».

Таким образом,«самостоятельная деятельность , или самодеятельность »– это субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность , с личностно обусловленными компонентами : целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

На самостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится инвентарю.

С понятием «самостоятельная деятельность » тесно связано понятие «самоактивация » – это субъектно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности .

Особое значение для развития в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей .

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады : мотив – план (действие) – результат.

Мотив побуждает ребенка к деятельности . Он может быть создан разными условиями :

– обогащение арсенала умений;

– побуждение детей через изменение условий;

– постановка новых задач.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность .

Процесс взаимодействия детей в игре является средством развития их самостоятельности .

Использование игровых приемов и методов , их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Для выявления уровня проявления инициативы у детей в домашних условиях намибыло проведено анкетирование родителей.

Результаты обработки данных показали, что уровень инициативности в игре сформирован недостаточно . Из графика в презентации видно, что лишь 10% детей умеют играть самостоятельно , без помощи взрослого. Только у 30% детей есть фаза подготовки игры, что показывает нам неумение большинства детей ставить цель в игре, а это один из главных компонентов самостоятельной деятельности . Но с другой стороны большая часть детей (60 и 70%) вступает в контакт по своей инициативе в игре с детьми и взрослыми.

Все дети проявляют воображение в игре, что свидетельствует о сформированности начальных стадий сюжетно игровой деятельности .

Итак, по результатам данного опроса родителей были выявлены те трудности, которыебыли проработаны с помощью организации сюжетно-ролевых игр в группе детского сада. А именно : развитиеумения ставить цель игры, игровую задачу , развивать игровой сюжет , выполняя серию последовательных действий, брать на себя разнообразные роли, активизировать познавательную активность детей, добиваться результативности в игре. Все это было реализовано с помощью грамотного руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста .

В результате реализации данного направления педагогического воздействия были получены следующие данные :

Из данных графика видна однозначная положительная динамика : умение играть самостоятельно , без помощи взрослого было выявлено у 50% детей (увеличение на 40%, появилась фаза подготовки к игре у 60% детей (увеличение на 30%, увеличение на 20% количества детей, вступающих в контакт со сверстниками по своей инициативе в игре .

Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы, что условиями развитиясамостоятельности и инициативности , а также социально-игрового опыта являются :

1. Игровой педагог , т. е. носитель игрового опыта .

2. Использования в работе игр разного вида, особый упор сделан на сюжетно-ролевые игры.

4. Интересы и желания детей являются отправной точкой для сюжетов игр.

5. Грамотное управление и руководство игровой деятельностью детей : проектирование сюжетно-ролевых игр; подготовка предметно - развивающей среды; мониторингразвития навыков игровой деятельности , а также социальных навыков : самостоятельности и инициативности .

Важной задачей является формирование умения самостоятельно распределять роли , используя различные жеребьевки.

При руководствесюжетно-ролевыми играми нами были использованы следующие приемы (как правило косвенные) :

1. Прямые :

внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения,

взятие на себя роли подсказка в ходе игры,

внесение нового атрибута,

направление игры в нужное русло,

переключение внимания на другую игровую ситуацию .

2. Косвенные :

чтение отрывков из газет и журналов,

рассматривание картин и плакатов,

изготовление атрибутов на занятиях по труду,

беседы, знакомство с трудом взрослых.

Иногда при распределении ролей взрослый может назначить роли, руководствуясь определенной педагогической задачей (поощрение новенького, включить в игру робкого, или самвключается в игру.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проведение сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»

Задачи :

Обогащать игровой и личный опыт детей , расширять представление об окружающей действительности.

Использовать произведения искусств как источника информации и впечатлений .

- Формировать интерес к классической музыке.

Активизировать в речи и уточнить название инструментов, медицинских профессий, учить понимать назначение профессиональных действий.

Развивать социальные отношения детей за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых .

Обогащать представления о работе врачей разных направлений (педиатр, лор, окулист, медицинская сестра и т. д.) .

Учить называть и передавать в игре профессиональные действия медицинских работников.

- Формировать грамматический строй речи, культуру общения, умение объяснять, отвечать на вопросы.

- Формировать диалогическую форму речи .

Воспитывать уважение к труду профессии врача.

Способствовать расширению круга ролевых действий.

Учить выполнять действия, предусмотренные ролью, согласовывать их с интересами товарищей.

Использовать в игре свои знания и опыт, взаимопомощь.

Способствовать формированию коммуникативных навыков.

- Формирование доброжелательного и внимательного отношения друг к другу.

Подготовка к игре :

1. Изготовление атрибутов :

Изготовление справок из бумаги;

Изготовление таблеток и витаминов из пластилина;

Сбор пустых коробочек из-под лекарств и витаминов;

Изготовление медицинских карточек.

2. Обогащение впечатлениями :

Рассматривание иллюстраций к произведению А. Барто «Мы с Тамарой – санитары» ;

Прослушивание музыкального произведения П. Чайковского «Болезнь куклы» ;

Рассматривание сюжетной картинки «На приеме у врача» ;

Чтение сказки К. Чуковского «Айболит» ;

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада;

Чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть» ;

Предложить родителям с детьми сходить на экскурсию в поликлинику;

Дидактическая игра «Волшебный сундучок» ;

Провести беседу по итогам экскурсии.

3. Обучение игровым приемам :

Научить пользоваться атрибутами;

Учить раскладывать атрибуты;

Учить детей взявших на себя роль врача, давать рекомендации «больным» .

Учить объединяться в игре и использовать диалоги.

«Игровая мотивация как одно из средств интеллектуального развития дошкольников»


Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (Сухомлинский В. А.)


Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания.
Нет никакой необходимости подробно говорить о роли игры в жизни ребёнка. Значение игры Альберт Эйнштейн оценивал следующим образом: «Теоретическая физика-это детские игрушки по сравнению с игрой». Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, знакомится с формами и свойствами предметов, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта.
С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Игра-это своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.
Наш детский сад - центр эстетического развития и одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива является развитие интеллектуальных способностей детей, использование разнообразных форм и методов работы. Параллельно для развития полноценной и всесторонней развитой личности развиваем у дошкольников духовно-нравственные отношения через интеграцию образовательных областей. Мы работаем над развитием логического мышления детей, над развитием познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.
Для каждой организованной учебной деятельности продумываем игровую мотивацию с целью вызвать у детей интерес к занятию, создать состояние увлечённости, умственного напряжения и направления усилия детей на осознанное освоение знаний, умений, навыков. Мотивация определяет «программу» игровых действий. При этом учитываем следующие условия:
1. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;
2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной;
3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы;
4. Содержание занятий должно быть трудным, но посильным;
5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него;
6. Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей воспитанников;
7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.

В своей работе с детьми в организованной учебной деятельности я использую следующие виды игровых мотиваций:

Игровая мотивация: «Помоги игрушке». Ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Я рассказываю, что игрушке нужна помощь, и помочь могут только дети. Спрашиваю, согласны ли они помочь игрушке, тогда объясняю и заинтересовываю детей. Я предлагаю научить детей делать то, что требуется игрушке. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. (Например, Мишка сломал теремок и теперь не знает, как построить новый дом).

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится на том, что я собираюсь мастерить что-либо и прошу детей помочь мне. Интересуетесь, как они могут мне помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе. Например, ребята, я хочу сделать угощение для лесных зверей, но одна я не справлюсь, ведь их много, а я одна. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяю им поручения и задания.

Третий тип мотивации «Научи меня» (или любого сказочного персонажа) - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому. Я спрашиваю, согласны ли они помочь мне или другому сказочному персонажу. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его. Например:

Ребята, я (Незнайка) не умею, играть в шашки. Вы можете меня научить? Тем самым, мотивируя ребенка к действиям.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

Я показываю детям, какую – либо поделку, раскрываю её преимущества и спрашиваю, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

Далее показываю всем желающим, как изготовить этот предмет. Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Пятый тип мотивации – это игра по аналогии с популярными телевизионными играми. Например, «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Что, где, когда?» «КВН». В такие игры охотно вступают дети старших и подготовительных групп, так как имеют некоторые знания правил этих передач. Здесь ребята чувствуют себя «опытными» игроками, что позволяет им активнее включиться в игру-занятие.

Шестой тип мотивации – это различные путешествия в сказочный город, зимний лес, путешествие на выручку герою сказки. Например, мной было проведено занятие по грамоте, по сказке «Мороз Иванович». Где, ребята пошли в гости, помогая Рукодельнице и справляясь с заданиями от Мороза Ивановича.

Седьмой тип мотивации – это перевоплощение воспитателя в сказочного героя. Здесь присуще эмоциональная насыщенность игровых действий: перевоплощением в конкретный образ, использованием диалогов, характеризующих персонажей и их действия. Ребята, активно включаются и подыгрывают воспитателю, тем самым активизируется мыслительная деятельность детей. Например, появление человека-Рассеянного, бабушки-Загадушки, лисички-сестрички.

Восьмой тип мотивации – это использование средств ИКТ (информационно – коммуникационных технологий). Компьютеры и игровые компьютерные программы уже используются и в детском саду.

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшилось бы обучение детей, значительно возросла бы мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. Так в нашей группе был использован и показан документальный фильм о жизни диких животных через компьютер, был продемонстрирован слайд-шоу с показом картин художников Казахстана.

Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

В заключении, необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор дошкольников, способствует интеллектуальному развитию , повышает качество подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.

Ясли-сад № 15 «Бобек»

Доклад на тему:

« Игровая мотивация как одно из средств интеллектуального развития дошкольников »

подготовила

воспитатель

Копнова Е.М.

г.Экибастуз 2014год

Абдинова Роза Рушановна, воспитатель, МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 12 «Журавушка» Саратовская область г. Балаково.
Для успешного построения НОД нужно заинтересовать ребенка, придумать игровую мотивацию. В форме игры у детей успешнее происходит привитие знаний из различных образовательных областей, развивается память и мышление.

Дата публикации: 29.06.2015

Создание игровой мотивации в различных видах НОД в зависимости от возраста детей.

Дошкольное детство – время первоначального становления личности. В дошкольном воз-расте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию де-тей, организации всего образовательного процесса. Многочисленными исследованиями пе-дагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка и зону интереса.

Нельзя обязать человека понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педаго-га так построить НОД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увле-ченность учебной деятельностью. Для каждой НОД нужно продумать игровую мотивацию.

Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, це-лей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Мотивация (от латинского movere) побуждение к действию. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной дея-тельности, задачи которых вызвать и усилить у дошкольников собственные мотивы деятель-ности. Одним из важных стимулов на формирование мотивов является игра. Каждая НОД должно содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут помнить. При этом важно учесть возраст детей, прием который подходит для среднего, но не подходит для раннего возраста или подготовительной группы. Это может быть инте-ресный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже извест-ному. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум нагляд-ности, элемент сказки, сюрприза, дети должны перемещаться в групповом пространстве (использовать в своей работе динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, речь с движением, игры-хороводы).

Задача педагога – развивать творческое воображение детей, имитируя движения животных, произнося звукоподражания, используя игры-драматизации, театральные игры (настольный, пальчиковый, театр перчаток, кукольный и т.д.).

Мотивация определяет «программу» игровых действий. При этом нужно учитывать следую-щие условия:

1 Организация, при которой ребенок вовлекается в процессе самостоятельного поиска и от-крытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;

2 Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной;

3 Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятель-ность детей, создавая атмосферу напряженной работы;

5 Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребенка, тем он интере-сен для него;

6 Учет индивидуальных и возрастных, медицинских, психологических особенностей воспи-тателей;

7 Эмоциональность педагога, его умение поддерживать интерес к содержанию занятия, сти-мулировать познавательную активность детей.

За время работы с детьми я пришла к выводу, что создание игрового интереса к НОД с са-мых его первых минут и поддержание интереса на всем его протяжении залог успешного ре-зультата деятельности всех его участников. В дошкольном возрасте, особенно в младшем, велика роль игровой мотивации в обучении.

Рассмотрим игровые приемы на примере таких образовательных областей как «Познание» (ФЭМП, «Формирование целостной картины мира»), « Коммуникация», «Художественное творчество».

Для создания интереса следует использовать игровые сказочные сюжеты в любой из образо-вательных областей, в зависимости от возраста детей. Появление гостей, особенно сказоч-ных, интересен детям младшего и старшего возраста. Дети «отправляются» с ними в путеше-ствие, в сказку. Сказочные персонажи вызывают чувство доверия к ним, стремление помочь в выполнении различных заданий, действий. Они сразу вызывают положительные эмоции, поэтому НОД проходят в атмосфере повышенного старания. Ребенок имеет возможность проявить самостоятельность и ответственность, например в младшем возрасте «К нам на за-нятия пришла кукла, давайте расскажем ей стихотворение. Кошечка хочет молоко, давайте вылепим для нее мисочку. Построим матрешке домик. Нарисуем коврик для собачки и т.д.»

Особая роль возлагается на метод замещения, когда различные знаки и символы, схемы и планы вызывают у детей ассоциации с действительными образами – это предоставляет ре-бенку большую свободу воображения, мышление и способствует эмоциональной раскрепо-щенности.

Особенно важна роль игровой деятельности в образовательной области «Коммуникация». Дети всегда затрудняются при составлении рассказов по картине или предметным картин-кам, в пересказе текста. Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения кар-тины и его рассматривания, загадки о том, что изображено. Дети быстро теряют интерес к ней. Чтобы интерес не терялся детям младшего возраста можно предложить игру «Чудесная коробочка». Воспитатель вызывает по очереди детей и просит их достать картинку и назвать, что на ней нарисовано. Можно использовать дидактические игры и упражнения, словесные игры «У кого», «Что бывает осенью», «Кто где спрятался» и др.

В старшем возрасте когда нужно составить рассказ на картине воспитатель сообщает детям, что будем учиться составлять рассказ по картинке, но о каком животном они будут расска-зывать узнают только тогда, когда каждый из них отгадает загадку и быстро нарисует отгад-ку. Загадка загадывается в ушко.

Можно предложить игру «Оживи картинку» - дети должны озвучивать героев картинки, го-ворить за них, подражать их голосам. При составлении рассказа по сюжетной картинке «Весна» дети играют в игру «Послушай и запомни». Читается рассказ о данном времени го-да. Мотивация следующая – по окончании прослушивания необходимо вспомнить все слова на тему «Весна» - которые встречались в данном рассказе и каждый ребенок называет слово и кладет в корзину фишку.

Образовательную деятельность по придумыванию рассказов можно провести разделив детей на две команды в форме соревнования. Детям нравятся игры КВН, викторины, они вызывают у них чувство здорового соперничества, а также способствуют повышению интереса.

В игре «Волшебная цепочка» воспитатель составляет предложение, дети дополняют предло-жение, называя каждый по одному слову. Например: «Под кустом сидит заяц».Дети говорят серый, пушистый, длинноухий.

Игра «Радио эфир» - эта игра помогает застенчивым детям проявить себя, показать свои зна-ния (говорящий прячется за ширму).

Игровые ситуации с элементами соревнования используются и в образовательной деятель-ности по ФЭМП. Игры «Поле чудес», КВН, викторины, игра «Путаница», «Лови ошибку». При ознакомлении с ориентировкой в пространстве – «Составление чертежей, карт, схем. Дети с интересом выполняют задания в котором нужна помощь персонажу из сказки или мультфильма. Например «Помоги Незнайке расставить цифры по порядку. Игра «Погруже-ние в проблему» (раздается стук в дверь, приносят письмо от космонавтов, они просят по-мощи, у них сломался корабль, маршрут неизвестен. Нужно разобраться в схеме. Присут-ствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Также можно использовать загадки – шифровки, загадки о геометрических фигурах, дидактические игры, лабиринты, разгадывание кроссвордов, пред-ложить детям слепить из соленого теста или пластилина цифры. Воспитатель побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающий вопрос, обращает внимание на но-вые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается за помощью, нацеливает на экс-периментирование, рассуждение, предположение. И при ознакомлению детей с окружающим миром так же используются сказочные персонажи, путешествие в сказку, в лес, сюжетные ролевые игры, дидактические и словесные игры. Дети с интересом играют в игру «Волшеб-ная палочка» - она дает детям задания или задает вопросы. В старшей группе можно предло-жить разгадать кроссворд с загадками, организовать игры экспериментирования, опыты, прослушивание музыкального произведения при ознакомлении с временами года, прослу-шивание звуков живой и не живой природы – голоса птиц, шум воды, ветра, водопада и т.д.

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут стимулировать привле-чению внимания детей к постановленной задаче, облегчить работу мышления и воображе-ния.

Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой в воздухе, затем пальцем по бумаге, дополняя движе-ния пояснением «Это бегает по дороге мальчик. Так бабушка мотает клубок и т.д.». Включе-ние игровых моментов в изобразительной деятельности в младшем возрасте проводится и при изображении предметов. Например Зайчик стучится в дверь, здоровается, просит сле-пить морковку.

Даже с детьми старшего возраста возможно применение игровых приемов. Например - Во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, мож-но рассмотреть подойдя к окну и изобразить воспринятое на рисунке. Таким образом в игро-вой форме происходит прививание ребенку знаний из разных образовательных областей, он обучается выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способ-ности. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого НОД должны проходить в увлекательной игровой форме.

Подготовила: Сергеева Наталья Владимирована- воспитатель 1-й кв. категории МБДОУ «ДСОВ №47» г. Братск

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре.Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивацияпозволяет решить сразу несколько задач:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

На первом плане стоят эмоции . Это актуально для дошкольного возраста.

Я использую в своей практике такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у большинства детей.

Я выделила восемь типов мотивации:

Первый тип- игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.Игрушки использую яркие, эстетичные, желательно новые.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.Во время работы у каждого ребёнка свой персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь). По окончании работы я детям предлагаю поиграть с игрушками.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.Данную мотивацию я используюв НОД аппликации, конструировании, рисовании.

Например:(для младшей и средней группы).

Аппликация: Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком).Что – то зайчиха грустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята, она сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть.

Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Давайте их спрячем под листьями.

Лепка: Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Давайте сделаем для матрешки дорожку из камешков.

Этот пример подходит для детей старшей, подготовительной групп.

Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками).

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Я сообщаю детям, что собираюсь мастерить и прошу детей помочь. Интересуюсь, как они могут помочь. Каждому ребёнку даю посильное задание.В конце подчеркиваю, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Эту мотивацию я использую в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.

Например:

Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? Можно сделать разноцветное печенье.

Трудовая деятельность: Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.

Коллективные работы, коллажи «Ваза с цветами», «Подводный мир», «Волшебный телевизор» и другие. Часто используем в итоговых мероприятиях по теме недели.

Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Я сообщаю детям, что собираюсь заняться какой - либо деятельностью и прошу детей научить меня. По окончании игры каждому ребёнку даю оценку его действий и раздаю звездочки.

Например:

Игровая деятельность: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Рисование ладошками: Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.

Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.

Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.

Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

Пятый тип мотивации «Художественное слово». Я использую стихи, песенки, потешки, загадки и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.

Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.

Например:

  • Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.
  • Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Словесные мотивации использую в НОД, а также в итоговых мероприятиях. (в старшей и подготовительной группах).

Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.

Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также презентации по теме.

Использовать этот тип мотивации можно в любом возрастев НОД, а также на итоговых мероприятиях.

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста.Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает мне, а детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

А вам я приготовила картотеку мотиваций. Надеюсь, что она пригодится вам в вашей работе.

Литература:

1. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.

2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.

3.Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.,1972.

4.Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание,1994.