Чем занимается экспедитор по перевозки грузов. Экспедитор - нюансы профессии. Нюансы и подводные камни профессии экспедитора

Если вы впервые нуждаетесь в перевозках, и речь идет о товаре, а не о личной посылке, вам будет непросто выбрать транспортную компанию. Под «транспортной» понимают все компании, так или иначе связанные с перевозкой: от курьерской службы до ОАО «РЖД». И дело не только в способах доставки, которые вам предлагают, но и в спектре услуг. «Аэрофлотом» не перевезти три тонны щебня по железной дороге, а «РЖД» ничем не поможет с доставкой за океан.

В транспортной сфере существуют два понятия: «перевозчик» и «экспедитор». Перевозчик занимается только доставкой, экспедитор — организацией этой доставки.

Кто такой экспедитор?

Представьте себе ситуацию. Вы закупили в Китае 100 мопедов и хотите торговать ими под Москвой. Вы можете приехать лично в Китай, найти судно, перевезти на нем мопеды до Владивостока (предварительно наняв грузовики для доставки в порт), а там, договорившись с РЖД, погрузить их на ж/д платформу и отправить к Москве. Еще вам придется нанять несколько машин, чтобы перевезти товар из порта к станции, а затем, по прибытии, от станции — к складу. Итого вам придется найти пятерых перевозчиков: трех — работающих на грузовых автомобилях, одного — с поездами, одного — с морским судном.

Все это долго, трудно, да и не всегда возможно (крупные перевозчики редко идут на контакт с частниками). Вам придется искать лучшую компанию, договариваться, согласовывать условия, заботится о мелочах: хранении товара, его растаможке, погрузке-разгрузке. И если случай разрушит вашу схему, вы потратите намного больше времени и сил, чтобы все решить. Речь не столько о форс-мажорах, сколько о ошибке в документах, потерянном чеке и тому подобных мелочах.

Экспедиторы работают, чтобы решить все проблемы клиента с перевозкой. Вы находите компанию, говорите, откуда и куда, что и когда нужно перевезти, оплачиваете услуги и подписываете договор. В указанное время вы получаете товар. Экспедитор организует доставку, берет на себя промежуточные этапы транспортировки, разгрузку и погрузку, хранение и охрану груза. Он оперативно переоформляет документы (не без вашей помощи) и находит другой транспорт, если с первым возникли проблемы. По сути, это организатор доставки, посредник, который берет комиссию, но решает все вопросы за клиента.

Чем экспедитор отличается от перевозчика?

Экспедитор — организатор доставки. Перевозчик — исполнитель. Экспедиторская компания может иметь один офис и сайт. Этого достаточно, чтобы согласовать все нюансы доставки и организовать транспортировку. Перевозчик имеет автопарк, содержит железнодорожные составы, владеет суднами или самолетами. Многие перевозчики — это крупные компании, которые работают только с юридическими лицами и оптовыми партиями. Из мелких — только те, что занимаются автомобильными перевозками.

Перевозчик не занимается мультимодальной доставкой: как правило, в его распоряжении только один тип транспорта и несколько направлений, по которым курсируют автомобили, суда или поезда.

С юридической стороны деятельность перевозчиков регламентируют разные законы: все зависит от типа транспорта. Свои правила и требования существуют для морской, воздушной, железнодорожной и автомобильной перевозки.

С экспедитором ситуация чуть проще. Все экспедиторы руководствуются ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Соответственно, их работа понятнее и прозрачнее для клиента: ему не нужно изучать много законов, кодексов и подзаконных актов, чтобы организовать поездку без проблем для себя.

Экспедитор или перевозчик?

Универсальных ответов нет. Экспедиторы, которые часто упрощают доставку для владельца груза, в некоторых случаях становятся препятствием и только усложняют дело. С другой стороны, самостоятельная организация без опыта и навыков для частника становится неразрешимой задачей.

Выбирая между перевозчиком и экспедитором, учитывайте сложность своей ситуации и тип груза. В частности:

  • Если вам нужно доставить груз на небольшое расстояние, лучше перевозчик . Просто наймите машину — она доедет до пункта назначения без перегрузки.
  • Если речь идет о дальней международной (или межрегиональной) транспортировке, обратитесь к экспедитору . Он поможет подобрать лучшую схему доставки и лучший маршрут.
  • Если между пунктом назначения и отправления идет большой и интенсивный грузопоток, а у вас есть свободное время, можете рискнуть и выбрать перевозчика . Вполне возможно, что груз доставят не к вашему складу, а один из логистических центров, откуда его придется забрать самостоятельно. Тем не менее, вы сэкономите деньги.
  • Если вы доставляете грузы из Китая, США, Японии и других стран, удаленных от европейской части России, идеальный вариант — экспедитор . Он организует мультимодальную доставку.
  • Если вы перевозите опасные, хрупкие, крупногабаритные, ценные грузы, лучше обратиться к экспедитору . Он быстрее найдет машину.

Как видите, однозначного решения не существует. Вы можете почитать о доставке по интересующему вас направлению, поискать компании и сделать выбор.

Маршрут следования экспедитора расписан предельно точно, и отклонения от графика чреваты последствиями. Грамотно составить схему передвижения груза, доставить его в целости — наука сродни транспортной логистике. Несмотря на то, что объявления с вакансиями на должность экспедитора не пестрят особыми требованиями к образованию, справиться с этой работой может далеко не каждый. Вместо вузовского диплома здесь понадобятся довольно специфические навыки и способности. К примеру, запоминать новые маршруты, оперативно определять кратчайший путь следования, контролировать разгрузку-погрузку, и даже — взвешивать или пересчитывать товар. И если для «внутренних» экспедиторов (осуществляющих передвижение грузов в черте города, области или страны) этого может быть вполне достаточно, то специалисту-международнику, курсирующему за пределы государственной границы, не обойтись без более серьезной подготовки. На месте штурмана Если говорить о «внутренних» экспедиторах, то, согласно Справочнику квалификационных характеристик профессий, таким работникам достаточно иметь базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки («транспорт» или «логистика»). Знать основы делопроизводства, способы и методы обработки корреспонденции, адреса постоянных корреспондентов, структуру предприятия и его подразделений. Зачастую работодатели не обращают внимания на наличие дипломов, интересуясь навыками управления и техобслуживания, знанием города и опытом вождения. Кстати, о водительских «корочках». В принципе, экспедитор принимает на себя лишь «штурманские» обязанности, сопровождая груз и планируя оптимальные маршруты передвижения, поэтому его рабочее место — справа от водителя. Но в последнее время растет спрос на экспедиторов-водителей с солидным водительским опытом. Работать экспедитором невозможно без знания города и основных торговых точек. Кроме этого, нужно знать абсолютно весь ассортимент развозимого товара, сроки его реализации и качество, действующие маркировки и штрих-коды. Помнить распорядок работы каждой торговой точки и время приема продукции. Не успеешь — могут возникнуть серьезные проблемы, особенно если имеешь дело с продуктами питания. Существует негласное правило: скоропортящиеся колбасы, молочную, мясную и рыбную продукцию принимают первым делом, а вот, к примеру, сыпучие продукты — строго в порядке очереди. А в супер- и мегамаркеты ежедневно прибывает порядка 150 машин от разных поставщиков, и каждый стремится быстрее сдать свой товар! Экспедитор должен уметь заполнять накладные и другую документацию по товарообороту. Научиться этому не так уж сложно, главное — запомнить и довести до автоматизма последовательность простановки необходимых штампов, печатей и подписей. Но работа экспедитора — не просто механическая: здесь не обойтись без умения общаться с людьми, проявлять гибкость характера и нестандартность мышления. Часто возникают ситуации, выход из которых под силу найти только настоящим дипломатам. Однажды экспедитор привез на заказ в магазин партию колбасы, но товаровед напрочь отказалась ее принимать. Что же делать? Возвращаться на склад — поздно, а в машине продукты за ночь обязательно испортились бы! Как ни пытался уговорить приемщицу «приютить» товар хотя бы на ночь, она ни в какую не соглашалась. Тогда решил схитрить, сказав, что иначе покупаю эту колбасу (так как она очень-очень вкусная!), и прямо сейчас устрою вечернюю трапезу. Представьте: злополучный груз сразу же приобрел новых хозяев! Пункт назначения Международным экспедиторам, отправляющимся в загранкомандировки, не обойтись лишь смекалкой и дипломатичностью. Во-первых, потребуются знания основных транспортных маршрутов, во-вторых, придется туговато без знания иностранного языка. В-третьих, пригодится солидный водительский стаж, ведь зачастую перевозить грузы из одной точки земного шара в другую берется грузоперевозчик (экспедитор и водитель в одном лице), который возлагает на себя полную ответственность за сохранность груза. Международные грузовые перевозки — дело не из легких. Чтобы отправить груз из одной страны в другую, нужно «вычислить» оптимальный вид транспорта (в зависимости от характеристик и параметров груза), учесть правила, законы и традиции разных государств, составить наиболее выгодный с экономической точки зрения путь следования. В результате складывается целая логистическая цепочка, грамотно составить которую под силу только настоящим профессионалам. Все эти нюансы отнюдь не должны волновать владельца груза, так как полная ответственность за него ложится на плечи перевозчика. Быть экспедитором — не означает погрузить груз, сесть в автомобиль и забыть обо всем на свете. Помните: с этой минуты вы отвечаете за сохранность и транспорта, и перевозимого товара! Для осуществления международных перевозок обязательно нужно пройти специальное обучение, которое включает в себя короткий курс таможенного права, страховой деятельности и навыки работы со всеми необходимыми документами. И, конечно же, не обойтись без знания основ транспортной логистики. Безусловно, в штате каждого транспортного предприятия трудятся специалисты-логистики, составляющие оптимальные маршруты перевозок. Но знания логистики на высшем уровне не помешают и профессиональному экспедитору. «Транспортный» диплом можно получить, к примеру, в Национальном транспортном университете, студенты которого изучают основы правоведения, транспортное, гражданское, трудовое и криминальное право, правила перевозок грузов и пассажиров, государственное регулирование деятельности на автомобильном транспорте. Кроме этого, учатся организовывать перевозки и управлять ими, знакомятся с транспортной системой городов. Эффективны семинары и тренинги по логистической тематике, на которых можно ознакомиться с последними новинками отрасли, научиться качественно организовывать работу и завести нужные связи. Заметим, что подготовка и формирование профессиональных кадров в области международной транспортно-экспедиторской деятельности — одно из основных направлений деятельности Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ). Сегодня это пока единственная организация, занимающаяся профподготовкой в области международного транспортного экспедирования с выдачей диплома Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA). Учебная программа составлена в соответствии с международными требованиями к данной профессии и включает минимальные стандарты требований к экспедиторам-международникам при перевозке грузов всеми возможными видами транспорта. Слушатели курсов знакомятся с правовыми аспектами деятельности международного экспедитора, организацией деятельности украинских транспортно-экспедиторских компаний на мировом транспортном рынке, документами и формами стандарта FIATA. Уделяют внимание финансовым требованиям к экспедиторской деятельности, организации складирования и хранения грузов. Также изучают особенности международных перевозок разными видами транспорта: морским, авиационным, автомобильным, железнодорожным и речным. Не обойтись и без знания таможенных процедур и тарифов, обязанностей экспедитора по отношению к таможенной службе, различных международных конвенций и соглашений. Отдельная графа — страхование грузов и ответственности сторон. Ну и как можно осваивать транспортные магистрали мира без знания хотя бы общих сведений по географии!? Успешно прошедшие курс подготовки и сдавшие экзамены получают диплом FIATA, подтверждающий профкомпетентность экспедитора в любом из 150 государств-членов федерации. Как видим, экспедирование грузов — одна из тех сфер деятельности, где вопреки расхожему мнению найдется место только для профессионалов. Деловые навыки, коммуникабельность и разносторонние знания — вот те качества, без которых невозможна эффективная работа современного профи по доставкам. Экспедитор-международник должен знать… * общие сведения по географии; * правовые аспекты деятельности; * финансовые требования к деятельности; * особенности перевозки разными видами транспорта; * таможенные процедуры и тарифы; * международные конвенции и соглашения; * страхование грузов и ответственность сторон; * организацию складирования и хранения грузов. Теги: Экспедитор

Чем отличается экспедитор от перевозчика: содержательный аспект

В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) есть главы, посвященные договорам перевозки (гл. 40) и транспортной экспедиции (гл. 41). Сущностное различие между ними одно: транспортировка груза всегда регулируется как перевозка, а дополнительные действия (сдача для перевозки и получение груза, заключение договора с перевозчиком, оформление, контроль и др.) — как транспортная экспедиция. В п. 2 ст. 801 ГК РФ прямо указано, что нормы об экспедиции распространяются и на перевозчика, принявшего на себя соответствующие обязанности.

Экспедитор может отвечать перед клиентом за сохранность перевозимого груза только в случае, если он принял его для перевозки. При отсутствии доказательств этого ответственность за утрату или повреждение груза несет перевозчик (определение ВС РФ от 01.06.2015 № 304-ЭС15-1942).

Согласование ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может быть подтверждено тем, что:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков,
  • указана общая цена без выделения трат на перевозку,
  • экспедитор характеризовал свои обязанности как обеспечение сохранной доставки груза (см. п. 26 постановления пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26).

Отличие в правовом регулировании деятельности экспедитора и перевозчика

Кроме норм ГК РФ, к каждой из сфер деятельности применяются специальные нормы законов и подзаконных актов:

  • транспортные уставы и кодексы, правила перевозки — к перевозке;
  • закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ, правила — к транспортной экспедиции.Подробнее читайте в статье ФЗ № 87 о транспортно-экспедиционной деятельности .

Юридическим отличием договора транспортной экспедиции и договора перевозки является консенсуальный характер первого и реальный — второго. Таким образом, обязанности экспедитора возникают с момента подписания договора, а обязанности перевозчика — с момента сдачи ему груза.

Ответственность экспедитора определяется по общим правилам (ст. 803 ГК РФ), в то время как ответственность перевозчика является ограниченной (ст. 400, 796 ГК РФ). Однако экспедитор вправе отвечать как перевозчик, если докажет, что ущерб был причинен во время перевозки.

Может ли быть экспедитор перевозчиком, и наоборот

Совмещение функций перевозчика и экспедитора возможно, поскольку заключение смешанных договоров не запрещено (ст. 421 ГК РФ, постановление АС СКО от 09.02.2016 № Ф08-9209/15 по делу № А63-1713/2014). В этом случае к обязательствам сторон применяются нормы о транспортной экспедиции и перевозке в соответствующей части. При этом в отношении экспедитора действует правило о его безусловной ответственности перед клиентом, в том числе при привлечении к непосредственной транспортировке третьих лиц (ст. 805 ГК РФ).

При согласовании дополнительных услуг, не связанных с перевозкой, к ним применяются нормы гл. 39 ГК РФ. В этом случае договор имеет черты сразу 3 договоров (см., например, постановление 8-го ААС от 20.02.2016 № 08АП-14248/15).

Итак, при перевозке грузов, осуществляемой перевозчиком, можно прибегнуть к помощи экспедитора, оказывающего дополнительные услуги по организации перевозки, оформлению, сдаче и получению груза. При этом отношения могут быть урегулированы одним договором с применением норм о 2 видах договоров: транспортной экспедиции и перевозки.

Только на первый взгляд кажется простой задачей. В сущности, та её часть, которая заключается в собственно перевозке товара к месту назначения, действительно структурно проста. Но, помимо этого, существует и логистическая составляющая, охватывающая целый комплекс различных задач, которые могут и не иметь ничего общего с перевозкой, но без которых процесс доставки груза был бы невозможен или крайне затруднён. Решением этих задач занимаются экспедиторы – полноправные участники транспортной цепочки.

В чем суть работы экспедитора.

В переводе с латинского слово «expedire» означает «сопровождение», что достаточно точно и ёмко обозначает сущность этой профессии. Ну, а если выражаться деловым языком, то экспедитором можно назвать юридическое лицо, осуществляющее за определённое вознаграждение контроль за и выполнение всех задач, связанных с этим процессом, включая экспедирование, страхование груза, его хранение или перевалку. Заказчиком работ может выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель.

Не следует смешивать понятия «грузоперевозчик» и «экспедитор» – экспедиторская компания в большинстве случаев не имеет собственного парка транспортных средств и для выполнения транспортировочных операций арендует подвижный состав у компаний, специализирующихся на грузоперевозках. В принципе, если сравнивать экспедиторскую фирму с транспортной, то одно из основных отличий будет заключаться в мере ответственности. Перевозчик отвечает только за доставку груза в пределах своего участка маршрута, экспедитор же несёт ответственность за доставку партии товара в соответствии с принципом «от двери до двери», то есть на всех этапах перемещения груза.

Формирование логистической цепочки – достаточно сложная задача: неслучайно в прикладной математике существует соответствующая дисциплина, занимающаяся разработкой оптимальных маршрутов. Экспедитору в этом плане сложнее, поскольку оптимальность в данном случае предполагает не только уменьшение общего километража, что само по себе важно, но и учёт факторов, влияющих на безопасность маршрута, создание комфортных условий для водителя, уменьшения простоев в пути и т.д. Кроме того, именно на плечи экспедитора ложится выбор оптимальных технологий и . Он отвечает и за максимальную загрузку транспортного средства, в его обязанности входит и множество других задач.


В настоящее время, согласно отчётам независимых исследовательских компаний, в сфере международных перевозок экспедиторские компании контролируют примерно 75-80% рынка. Крупная экспедиторская компания имеет возможность оптимизировать грузовые перевозки, исключая такие негативные моменты, как большие скопления грузов в крупных транспортных узлах, снижение стоимости грузоперевозок за счёт перераспределения транспортных потоков между разными видами транспорта, учёт сезонных особенностей, влияющих на тарифную составляющую.

Поскольку в последнее время всё большее значение приобретают мультимодальные грузоперевозки, предполагающие применение различного транспорта, то на первый план выходят задачи, связанные с перевалкой товаров и их растаможиванием. Все они также выполняются экспедиторской компанией, которая должна соблюдать установленные в договоре сроки и уметь ориентироваться во временных особенностях перемещения груза разными видами транспорта. Часть обязанностей профессии указана в должностной инструкции (ДИ) экспедитора по перевозке (транспортировке) грузов, но следует учесть, что данный документ не имеет утверждённой формы, а в сети представлена типовая инструкция, в которую могут вноситься изменения и дополнения.

Требования к квалификации

Как указано в ДИ, экспедитор грузоперевозок должен обладать начальным профессиональным/средним образованием с прохождением специальной подготовки по данной профессии, при этом требования к наличию стажа работы не предъявляются. Если обратиться к Справочнику профессий (раздел квалификационных характеристик), то транспортный экспедитор доложен иметь базовое (среднее профессиональное/неполное высшее) образование по специальности «логистика» или «транспортное хозяйство». Профессия предполагает знание делопроизводства на базовом уровне, обладание навыками обработки корреспонденции независимо от способов её получения. Экспедитору нужно знать и помнить адреса постоянных корреспондентов, в его обязанности входит изучение структуры экспедиторского предприятия.


Однако на практике работодатели руководствуются отнюдь не наличием диплома, а конкретными навыками соискателя, касающимися знания конкретного города, опыта вождения, способности планировать следования перевозимого товара, умения в сфере техобслуживания транспортных средств. Если выражаться более доступными терминами, экспедитора можно назвать штурманом, который сидит в машине справа от водителя, выполняя сугубо штурманские обязанности, связанные с сопровождением товара и составлением оптимального пути движения. Однако наличие солидного водительского стажа становится в последнее время значительным преимуществом – экспедитор, который может в случае необходимости быть водителем, ценится гораздо больше.

Что же касается международных перевозок, здесь квалификационные требования намного выше – без образования соответствующего направления и подготовки на уровне бакалавра не обойтись. Экспедитор международного уровня обязан изучить основы таможенного права, знать основные положения страховой деятельности, обладать профессиональными навыками работы с документами, знать и уметь применять на практике основы транспортной логистики. Впрочем, обладание логистическими навыками будет нелишним и в случае работы на внутренних маршрутах, хотя крупные экспедиторские компании обычно имеют в штате специалистов по логистике. Соответствующее образование можно получить как в высших учебных заведениях, специализирующихся на транспорте, так и посредством посещения учебных программ, тренингов и семинаров, на которых рассматриваются вопросы, имеющие отношение к логистической тематике.

Обучаясь на стационаре, будущие экспедиторы изучают правоведение на базовом уровне, основы законодательства РФ (гражданского, транспортного, трудового), но особое внимание уделяется изучению правил и норм, касающихся собственно грузоперевозок, госрегулированию хозяйственной деятельности на автотранспорте, способов и методов организации грузоперевозок. Много внимания уделяется ознакомлению с транспортной системой крупных мегаполисов.

Посещение семинаров позволяет быть в курсе последних новшеств в сфере экспедирования, заводить нужные для работы связи, получать практические навыки по организации трудовой деятельности, связанной с экспедированием грузов.

Общие положения

Экспедитор по грузоперевозкам – должность, относящаяся к категории работников сферы технических исполнителей. Приём на работу в экспедиторскую компанию осуществляется по приказу руководителя, он же имеет право уволить работника. Экспедитор в своей повседневной деятельности руководствуется следующими документами:

  • правилами трудового распорядка, утверждёнными администрацией экспедиторской компании;
  • нормативными документами, касающимися экспедиторской деятельности;
  • уставом экспедиторской фирмы;
  • соответствующими методическими инструкциями/руководствами;
  • приказами/распоряжениями начальства (непосредственного руководителя, а также главы компании);
  • должностной инструкцией транспортного экспедитора.

Экспедитор по грузоперевозкам должен профессионально ориентироваться в следующих вопросах:

  • порядке приёма/сдачи перевозимых товаров;
  • организации и контроле за выполнением погрузочных/разгрузочных мероприятий;
  • условиях осуществления хранения, перевалки или перевозки экспедируемых товаров;
  • нормативах простоев при выполнении погрузочно-разгрузочных операций для всех типов транспортных средств;
  • основах организации труда, включая соответствующее законодательство;


Экспедитор должен:

  • знать адреса и реквизиты основных поставщиков, являющихся клиентами компании, а также адреса основных складов клиентов;
  • знать основные маршруты транспортировки грузов;
  • придерживаться правил внутреннего распорядка экспедиторской компании;
  • в совершенстве знать , используемых при оформлении грузов;
  • знать нормы и правила ОТ/пожарной безопасности.

Обязанности транспортного экспедитора в случае отсутствия штатного работника возлагаются на заместителя, назначаемого администрацией экспедиторской компании. Именно на него возлагается ответственность за неисполнение штатных обязанностей транспортного экспедитора, включая ответственность за просрочку доставки груза, его порчу или хищение.


Согласно утверждённой в экспедиторской компании ДИ, в обязанности транспортного экспедитора входит выполнение следующих функций:

  • приём товара со складов грузоотправителя, сверка количественных показателей с накладными и сопроводительными документами;
  • контроль за надлежащим санитарным состоянием автотранспортных средств, используемых для транспортировки груза;
  • проверка целостности товара, составление акта в случае выявления подобных нарушений;
  • проверка наличия такелажного инструмента и приспособлений, обеспечивающих безопасную транспортировку товара;
  • контроль за правильностью и соблюдением мер безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, при укладке грузов на транспортное средство;
  • сопровождение перевозимого товара на всём протяжении маршрута до конечного пункта, обеспечение его сохранности во время транспортировки;
  • обеспечение надлежащего режима хранения товара при остановках, перевалке груза, при ожидании разгрузочных работ;
  • сдача доставленного товара грузополучателю, оформление приемо-сдаточных актов;
  • при выявлении недостачи или порчи части доставленного товара – участие в составлении/оформлении соответствующих актов;
  • участие в организации условий, обеспечивающих безаварийную доставку товара, при необходимости – ликвидация последствий дорожно-транспортных происшествий с участием ТС, занимающихся грузоперевозками в рамках договора с экспедиторской компанией. В случае наличия пострадавших в ДТП принятие мер по оказанию неотложной медицинской помощи, вызов представителей дорожно-транспортной полиции, аварийной службы, кареты скорой помощи;
  • оказание помощи заказчику в деле обеспечения максимально комфортных и безопасных условий трудовой деятельности водителей, незамедлительное информирование руководства о случаях нарушениях трудовой дисциплины, при возникновении производственных травм, в случае заболевания участников грузоперевозок, при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, потенциально или реально угрожающих здоровью участникам грузоперевозок.

Кроме того, понятие экспедирования предполагает участие представителей экспедиторской компании в оформлении всех документов, требуемых для обеспечения организации грузоперевозок, включая складскую, таможенную/налоговую, страховую, транспортную документацию, а также документы, требуемые при перегрузке, перевозке, перевалке, проведении погрузочно-разгрузочных мероприятий.


Поскольку основная задача экспедитора – своевременная доставка товара без потерь к месту назначения, определённому в соответствии с установленным маршрутом, в круг штатных обязанностей данной профессии могут входить и другие услуги, предоставляемые нанимателю:

  • выполнение анализа заявки заказчика в части определения наилучших условий перевозки товара;
  • оказание консультационных/информационных услуг;
  • таможенная очистка партии товара;
  • оказание помощи при прохождении фитосанитарного (карантинного) контроля в случае перевозки соответствующих грузов;
  • оказание помощи в решение вопросов, связанных с фискальными органами;
  • декларирование груза;
  • разработка оптимального маршрута и схемы использования транспортных средств доставки для быстрейшей доставки перевозимого товара к месту назначения;
  • определение сроков выполнения перевозок;
  • решение вопросов по страхованию части или всей партии товара;
  • выполнение мероприятий по информационному сопровождению грузоперевозок;
  • формирование условий, порядка оплаты и тарифных ставок;
  • оказание помощи в складировании товара.

Оказание консультативных услуг предполагает оказание помощи заказчикам в решении таких стратегически важных вопросов, как минимизация таможенных и налоговых платежей, сокращение других околотранспортных издержек


Кроме обязанностей, у экспедитора по грузоперевозкам имеется и весомый пакет прав, включающий следующие возможности:

  • ознакомление с проектами решений администрации и руководства компании, касающихся любых аспектов его деятельности;
  • внесение на рассмотрение компетентными структурами экспедиторской компании предложений, касающихся усовершенствования и оптимизации работ, имеющих отношение к выполнению работником штатных должностных обязанностей (ДО);
  • своевременное получение в полном объёме документов, данных и информации, требуемой в рамках выполнения экспедиторских ДО от руководителей отделов, подразделений и профильных специалистов;
  • привлечение к работе в рамках выполнения должностных экспедиторских обязанностей специалистов отделов и подразделений компании (если это входит в компетенцию специалиста в рамках действующих положений и документов о структурных подразделениях экспедиторской компании, если нет – с составлением письменного ходатайства с разрешения главы компании);
  • требование от администрации и руководства компании принятия мер по оказанию содействия экспедитору в рамках выполнения должностных инструкций водителя-экспедитора по перевозке (транспортировке) грузов;
  • принятие участия во всех мероприятиях, связанных с принятием решений в сфере охраны труда (включая конференции, собрания и заседания трудового коллектива, организуемые профсоюзными организациями или представителями ТК).


Являясь ответственным лицом в рамках своей компетенции, экспедитор несёт ответственность:

  • за неисполнение штатных обязанностей, сформированных в ДИ (в рамках действующего КзоТ РФ);
  • за любые правонарушения, совершённые в процессе выполнения экспедиторских обязанностей (в рамках нормативных актов, определённых в гражданском/административном, транспортном или уголовном законодательстве РФ);
  • за несоблюдение (соблюдение в ненадлежащем порядке) требований и нормативов по противопожарной безопасности, ТБ, ОТ, промышленной санитарии (в рамках действующих правовых/нормативных актов РФ);
  • за причинение заказчику услуг или экспедиторской компании материального ущерба (в рамках нормативных актов, определённых в гражданском, административном или уголовном законодательстве РФ).


Контроль и оценку работу транспортного экспедитора выполняет непосредственный руководитель работника (в случае его отсутствия – уполномоченное администрацией экспедиторской компании должностное лицо).