Презентации роспись по шелку батик. История создания батика. Композиция и цвет

ервыми европейцами, которые начали применять батик при изготовлении декоративных тканей в первой половине XIX века стали голландцы. Вскоре немцы начинают производство батика и ставят его на поток, тем самым сохраняя наработанные технологические процессы изготовления батика в Европе. Окрашивание ткани было известно и в Древней Руси под названием кубовой набойки. Узор на ткань (в основном это был домотканый холст) наносили с помощью специальных резных досок, покрытых «вапой» - предохраняющим составом. Затем ткань опускали в куб - котел с синей краской. Через несколько минут вытаскивали, полоскали и сушили. Места, где была вапа, оставались незакрашенными, фон же имел яркий синий цвет. Один из синих оттенков и сейчас называется «кубовым». В ХХ веке изобретение резервирующего состава сделало Россию родиной холодного батика. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.

План-конспект занятия в объединении «Волшебная кисть»
«Батик и декоративные эффекты. Техника присыпки сухими красителями»



Автор : педагог дополнительного образования МБУДО «Детско-юношеский Центр» Сальникова Марина Анатольевна, г. Тула
Описание материала : Предлагаю вам конспект занятия росписи по ткани и презентацию к занятию для детей второго года обучения (возраст детей 7-9 лет). Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям изо и технологии, а также творческим личностям. Вашему вниманию представлен конспект комбинированного занятия, предполагающий контроль и закрепление ранее пройденного материала, а также изучение нового как в теории, так и на практике.
Тема занятия : «Батик и декоративные эффекты. Техника присыпки сухими красителями.»
Вид занятия : декоративно - оформительская работа
Цель занятия :знакомство с новой техникой и технологией ее выполнения.
Задачи :
Образовательные:
повторить и систематизировать изученные ранее техники батика;
экспериментальным путем определить технологию выполнения росписи;
изучить технологию выполнения росписи в новой технике;
выявить практическую значимость техники;
выполнить роспись ткани, применяя технику, присыпка сухими красителями.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, творческих способностей, логического мышления и активности обучающихся
Воспитательные:
воспитание аккуратности при работе с красками
Средства обучения :
Демонстрационный материал: папка с методическими разработками «Виды и техники батика», слайд-шоу, демонстрирующие различные фото техник на ноутбуке или презентация
Оборудование занятия: сухие красители, ткань, кисти, вода, баночка для воды, распылитель для воды, клеенка на парту, фартук и нарукавники, методические пособия, ноутбук, ТСО (проектор, интерактивная доска)
Литература:
1. Энциклопедия художника искусства батика Москва 2001г.
2. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами, 2001г.
3. Маслова Е.В. Батик в интерьере. 2006г.
Методические приемы : игровая ситуация, просмотр слайд-шоу, беседа, эксперимент, динамическая пауза, практическая деятельность, анализ работ

План занятия (45 мин)
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия……....................................1-3 мин
2. Основная часть занятия………………………………………...................................................…10-15 мин
а) повторение и закрепление изученных ранее техник батика и технологий их выполнения
б) знакомство с новой техникой
в) проведение обучающимися эксперимента с целью определения технологии и последовательности выполнения работы в технике присыпка сухими красителями, определение возможностей применений данной техники к готовым изделиям
г) определение задания и уточнение последовательности работы
д) динамическая пауза…………………………………...………...................................................…….1-2 мин
3. Практическая работа…..................................................…………………………………………..10-15 мин
4. Итог занятия. Выводы……………………………….…..................................................…………..5-10 мин
а) закрепления теоретических знаний
б) выставка и анализ работ обучающихся
5. Уборка рабочего места……………………...................................................………………….…….3-5 мин

Ход занятия

1.Организация внимания, настрой обучающихся на рабочий лад
Тема: «Свободная роспись и декоративные эффекты. Техника присыпки сухими красителями» (слайд 1)
Цель занятия: познакомиться с новой техникой батика и выполнить творческое задание, применив полученные знания.
2.Основная часть занятия.
Прежде чем познакомиться с новой техникой давайте внимательно посмотрим на экран и вспомним уже знакомые нам техники росписи по ткани. Педагог в полной тишине (или под легкую музыку) демонстрирует на экране различные виды батика (слайд 2).










После просмотра начинается беседа.
Назовите какие виды батика вы увидели при просмотре. Давайте вместе на доске составить схему «Виды батика». К доске приглашается обучающийся и со слов коллектива с помощью педагога выполняет (ранее уже изученную) схему (слайд 3).

Виды батика:
1.Холодный батик(использование резервирующего состава в качестве контура)
2.Горячий батик(использование расплавленного воска в качестве контура)
3.Свободная роспись (без контура)
- роспись по-сырому
- роспись по-сухому
-узелковый батик (бандана, гармошка)
-техника монотипии
- техника с использованием соли
-техника с использованием воска
-техника присыпки сухими красителями

После того как записаны в схему уже все знакомые виды батика,
Педагог добавляет цветным мелом в схему новую технику.

Обратите внимание, что техника присыпка сухими красителями (слайд 4) относится к свободной росписи, следовательно, не требует применение контуров и эскиза. А как же выполняется эта техника, и какие материалы и инструменты нам необходимы? Давайте снова обратимся к экрану и вспомним как выполняются знакомые уже нам техники.
На экране демонстрируется иллюстративный ряд: виды росписи и необходимые материалы и инструменты (слайд 5-16). Задача детей определить либо вид росписи, соответствующий показанным материалам, либо необходимые материалы для выполнения росписи. В итоге дети выдвигают предположение технологии выполнения присыпки сухими красителями и переходят к проведению эксперимента (например:1. Сначала намочить ткань, затем посыпать сухими красителями, 2. Наоборот сначала посыпать, затем намочить, 3. Наносить сухие красители с помощью кисти по сырой ткани. Детьми могут быть предложены и другие варианты).Для проведения эксперимента вызываются 3 человека, и каждый, по заданной ему технологии, выполняет роспись на заранее подготовленной ткани . У вас есть 3 минуты, а пока ребята рисуют, все остальные подумаем, где можно применить данный вид росписи.
Обучающиеся по очереди называют область применения (шарф, платье, подушки, фон для картины, платок и т.д.) Теперь сравним результаты эксперимента и определим, какая же технология является наиболее верной.
Итак, чтобы правильно выполнить данную роспись необходимо:
1.слегка смочить ткань водой
2.посыпать сухими красителями
Но прежде чем вы приступите к работе, представим себя маленькими котятами … (педагог проводит динамическую паузу)
Далее педагог дает задание, уточняет последовательность работы .
3. Практическая работа
Обучающиеся самостоятельно выполняют практическое задание. Педагог, отвечая на возникшие вопросы, оказывает индивидуальную помощь обучающимся, повторяет технику безопасности, контролирует весь творческий процесс.
4. Итог занятия. Выводы
Сегодня мы познакомились с новой техникой.
Ответим на следующие вопросы:
1.Как называется данная техника?
2.К какому виду батика она относится?
3.Чем отличается от холодного?
4.Какие изделия можно расписывать в данной технике?
5.Перечислите последовательность выполнения работы
Спасибо за ответы, а теперь обратите внимание на доску и проанализируйте работы. Для анализа выбирается 5-7 работ, выполненных на занятии . Назовите, какие вы видите плюсы и минусы в каждой работе по порядку. Дети учатся анализировать работы .
Проведя анализ, педагог заканчивает урок . Всем спасибо! Занятие окончено. До свидания!!! Убираем рабочие места.
5. Уборка рабочего места.

Холодный батик

Подготовила учитель технологии

МОУ СОШ № 3

Ст. Фастовецкой

Марулева Лариса Ивановна


Что такое батик.

Искусство батика очень древнее. Его возникновение связывают, прежде всего, с Индонезией, Индией и Китаем. На острове Ява местные мастера ещё до появления первых тканей наносили узоры на деревянные предметы обихода с помощью расплавленного воска диких пчёл, а не покрытые места окрашивали растительными красками. Само слово «батик» в переводе с яванского языка означает «рисование горячим воском». Позднее приём нанесения рисунка расплавленным воском стали применять и для росписи тканей.

Совсем другая техника росписи ткани появилась на родине шёлка – в Китае в IX веке. В этой стране на шёлковой ткани стали создавать удивительной красоты пейзажи, рисовали изумительные по изяществу цветы, бамбук, деревья, бытовые сцены.

В начале XX века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика».


Ткани.

Лучшим материалом для росписи является, безусловно, натуральный шёлк. Ваш выбор ткани будет зависеть от назначения изделия. Это могут быть ткани от тонких хлопчатобумажных до синтетических тканей: ситец, бязь, шифон, креп-жоржет, креп-сатин, газ-шифон, атлас и т.д.

Для натурального шёлка подходят и

анилиновые, и акриловые краски. Искусственные ткани расписывают только акриловыми красками.


Краски.

Существует большой выбор красок для росписи ткани. Их можно приобрести в магазинах и художественных салонах.

Краситель должен соответствовать типу ткани. Для натурального шёлка подойдут любые виды красок – и анилиновые, и акриловые, а для искусственного шёлка – только акриловые.

Основное различие красок состоит

в способе их закрепления на ткани.

Анилиновые краски нуждаются в

закреплении паром, акриловые

достаточно погладить утюгом.


Для получения нужных в работе цветов и оттенков

необходимо непосредственно перед росписью ткани

развести краски водой и смешать между собой. Для

этого понадобится палитра. В качестве палитры очень

удобно при росписи небольших вещей использовать

пластиковую упаковку с ячейками из-под шоколадных

конфет. Перед началом росписи

всегда необходимо делать пробы

красок на небольших лоскутках

той ткани, которую нужно

расписать.


Декор контурными средствами.

Сейчас в продаже есть много разных контурных средств – золотые, серебряные, чёрные и других цветов. Работать ими просто и быстро, они расфасованы в удобные маленькие тюбики с наконечниками – достаточно лишь снять с тюбика колпачок.

Эти контуры предназначены

специально для росписи

ткани, поэтому проблем с их

закреплением не будет.

Достаточно прогладить роспись

утюгом с изнаночной стороны.


Резерв.

Для работы в технике холодного батика необходим резервирующий состав, или резерв, - его применяют для создания рисунка на ткани в виде контурной линии, которая ограничивает растекание красителя в процессе росписи.

Резерв представляет собой

раствор резинового клея в

очищенном бензине. В последнее

время кроме бесцветного продаются

и готовые цветные резервы: чёрный,

красный, синий, зелёный. Наиболее

часто применяемый резерв –

бесцветный. Хранить его нужно в

плотно закрытой посуде.


Стеклянная трубочка.

Чтобы наносить рисунок на ткань резервом, нужна специальная стеклянная трубочка.

Трубочку для тонкого шёлка лучше выбрать с узким носиком.


Кисти.

Кисти лучше взять мягкие – беличьи, колонковые. Минимум три штуки. Но желательно иметь несколько круглых кистей № 6 (по одной для каждого цвета), одну №1 или № 2 для росписи мелких деталей и несколько плоских кистей разной ширины, а также кистей-флейцев (широкие плоские кисти на короткой ручке) для росписи фона. Можно использовать и синтетические кисти, выпускаемые специально для росписи ткани. Они мягкие и упругие, хорошо отдают краску. Кроме того, надо запастись кистью-губкой для заливки водой или краской больших поверхностей, но можно взять и обычную губку для мытья посуды (тогда не забудьте при работе с краской надеть перчатки).


Кисти нельзя оставлять в воде даже на пару минут:

мягкий волос загибается, кисть теряет

форму и ею в дальнейшем нельзя

работать. По окончании работы кисти

необходимо промыть в проточной воде

с мылом, вытереть тряпочкой и придать

коническую форму.

Сушить кисти нужно в горизонтальном

положении, а хранить можно и в

вертикальном.


Лучше всего сразу приобрести раздвижную раму.

Рамы необходимо иметь как минимум две: для

росписи платков и других мелких изделий, а вторую

для росписи шарфов и палантинов.

Для начинающих очень удобна в

работе маленькая рамка размером

Крепить ткань к раме можно при

помощи канцелярских кнопок.


Закрепление ткани на раме.

Подготовленную ткань закрепляют на раме.

Фиксировать ткань нужно середины

по противоположным сторонам.

Ткань должна быть

натянута без перекосов,

провисов, но не так туго,

как на барабане.


Перенос рисунка на ткань

Прежде всего надо сделать на бумаге рисунок и

обвести его фломастером, чтобы все линии были

чётко видны. Затем, подложив бумагу под

натянутую на раму ткань, перевести мягким

карандашом рисунок на ткань.

















Для работы в этой технике нужно прежде всего подготовить соответствующую восковую смесь, используя озокерит и пчелиный воск в соотношении 1:3. Если вместо озокерита используют парафин (бытовая свечка), то его следует смешивать с воском в соотношении 3:2 . Эта смесь мягкая, эластичная, хорошо ложится на ткань, не отстает от нее, в отличие от покрытия одним только парафином. Если слой резерва отслаивается, то на оголенную часть плоскости ткани затекает краситель "чужого" цвета, образовывается пятно, которое, конечно, портит общую композицию рисунка. Перед началом росписи в технике горячий батик ткань промывают в горячем содовом растворе (на 10 л воды -1 столовая ложка соды). Содовый раствор смывает все промышленные добавки, которые используют во время обработки. Ткань становится чистой и немного усаживается, что предотвращает деформацию рисунка после нанесения его на ткань. Когда ткань просохнет, ее натягивают на раму. Рисунок наносят простым карандашом). Следующий этап - нанесение воскового слоя. Расплавленным воском сначала покрывают те плоскости, на которые предполагается наносить краску потемнее. Свободные от воска плоскости красят в светлые тона. Для этого ткань погружают в раствор красителя светлого тона. Потом ее вынимают, сушат и, проложив между несколькими слоями мягкой бумаги или газет, гладят горячим утюгом и тем самым снимают слой воска. Далее воском покрывают только что выкрашенный участок, а также те, которые не должны краситься в новый, второй за тональностью цвет. Повторяют весь процесс крашения ткани и снятия воска. Перед последним этапом - окрашиванием плоскости ткани в самый темный цвет (черный, темно-коричневый и т.п.) все плоскости, покрытые восковым резервом, можно слегка помять. На воске появятся небольшие трещинки, сквозь которые на ткань попадет краситель после погружения ее в раствор. Весь рисунок покрывается эффектной сеткой. В зависимости от направления трещин (горизонтально, вертикально, по диагонали ли по рисунку) образовывается дополнительный графический рисунок.


Батик - batik - индонезийское слово. Батик - batik - индонезийское слово. Часть слова - tik - на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»; - ba - хлопчатобумажная ткань. Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать. В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. Батик - технология окрашивания и украшения ткани.


Откуда к нам пришел батик? Китайцы в 2500 году до нашей эры упоминали о том, что применялись красители для ткани. На территории Египта были обнаружены древние образцы расписанных тканей. Ученые датируют эти находки V веком нашей эры. Но принято считать, что зародился батик в Индонезии, на острове Ява, оттуда перенесен в другие страны Азии, а в новейшее время и в Европу. В России батик появился примерно в 20-е годы XXв. вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн», развивался, в основном, в больших городах: Москве, Ленинграде, Иваново.


Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв. Существует несколько видов батика - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.


Горячий батик. В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, и ограничивают её распространение. Горячий батик называется так потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Затем ткань окрашивается, способом погружения в котлы с красителем. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.


Три способа нанесения воска. Воск наносят кистью на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается негативный рисунок - белый на цветном фоне. Воск наносят на фон и внутренние линии мотива, а сам рисунок окрашивают. Воск наносите крупными пятнами неопределенной формы. Не стоит обводить сначала кистью все контуры мотива, так как при крашении эти полосы проявятся. Самый сложный способ - воск наносят только на контуры рисунка. Для этого пользуются чантингом. Работа с ним очень сложна, необходимо много тренироваться, чтобы контуры получались ровными. Если нанести недостаточно горячий состав, он не проникнет в ткань, и зарезервированные места окрасятся.


Многоцветный горячий батик. Многократное окрашивание возможно как при поверхностном окрашивании, так и при погружении батика в краску. При поверхностном окрашивании после первого окрашивания на высохшую ткань наносят новый рисунок воском. Затем следует второй слой краски. В качестве узора вы получите и белые участки, и участки, сохранившие цвет первой росписи, окруженные более темным цветом. Продолжать этот процесс можно столько раз, на сколько у вас хватит воображения. Важно! Краски наносимые на места, не покрытые воском, смешиваются. Соответственно, начинать надо с более светлых тонов и переходить к более темным.


Техника («бандан») Техника узелкового батика («бандан»). Один из его видов - техника «планги» - был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Затем ткань окрашивали, нити удаляли, в результате образовывался узор из белых «горохов». При необходимости можно окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости». В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) - более плавные границы переходов цвета.


Холодный батик. В технике холодного батика используют анилиновые красители. Роль контура выполняет резервирующий состав. Существуют цветные и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится специальными инструментами - стеклянными трубочками с резервуаром, или используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.


Свободная роспись. Техника свободной росписи получила большое распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.