Совершенно обалденный каталог. Женская пресса в эпоху ссср и позже Журналы для женщин советской эпохи

И в Советском Союзе были модные журналы!

Многие сегодня уверены, что женский «глянец» – это примета капиталистических времен и во времена СССР ничего подобного не было. На самом деле эта ниша в СМИ существовала, просто издания тоже были насквозь советскими. Представляем подборку самых любимых журналов того периода — 7 любимых женских журналов в СССР.

1. Работница

Старейший советский женский журнал появился еще до революции в 1914 году. Инициатором его создания выступил сам Владимир Ленин, а в первую редколлегию вошел весь цвет партии: Крупская, Арманд, Коллонтай.

За деньги партии и работниц фабрик они развернулись: подготовили 7 выпусков с тиражом в 12 тысяч экземпляров каждый. На беду издателей, читали его не только женщины, работающие на заводах Санкт-Петербурга, но и царские власти. В результате журнал закрыли, а последние три тиража арестовали.

Сразу после Февральской революции издание «Работницы» возобновили, но ненадолго. Гражданская война как-то отодвинула на второй план женские вопросы и вспомнили о них только в 1923 году.

Изначально журнал занялся ломкой патриархального быта и самой разнообразной полезной для властей пропагандой. Например, в 36 номере 1935 года пятую часть объема занимает речь Сталина на совещании комбайнеров.

Затем шли рассказы других участниц совещания, материал о рекордсменках хлопковых полей, новость о награждении женщин-стахановцев и только в самом конце – статья о том, как украсить жилище.

Постепенно журнал все больше уходил от откровенного официоза. Совсем отказаться от подобных материалов было нельзя, но они уже не занимали так много страниц. Больше было тем, которые действительно интересовали дам: публицистика, рассказы, домоводство и даже мода.


Очень много внимания привлекала рубрика «Дискуссионный клуб». Но пик популярности, когда тираж взлетел до 23 миллионов, пришелся на Перестройку, когда они одними из первых стали позволять себе брать интервью у звезд, печатать гороскопы и тому подобное. А еще журнал прославился фотографиями очень симпатичных работниц на обложке.

2. Здоровье


В сегодняшнюю подборку журнал вписывается не в полной мере. Изначально его создавали для популяризации в народе советской медицины и предполагалось, что аудитория будет представлена обеими полами. В шестидесятых «Здоровье» больше напоминало вал прессы, которая занимались популяризацией науки, только с медицинским уклоном. Например, в 3 номере за 1959 год присутствуют статьи о Крупской, вакцинации коклюша, директоре Института питания, долгожителе, ионитах, ревматизме и так далее.


В семидесятых содержание изменилось. Стали появляться материалы о женском здоровье, беременности, родах, психологии супружеской жизни, воспитании детей и диетах. Во втором номере 1977 года, кроме привычной информации о различных заболеваниях и их лечении, разместили статьи «Трудный подросток», «Ваш первый ребенок» с рассказом об искусственном вскармливании и раннем закаливании. В восьмидесятых именно «женских» материалов становится еще больше.

3. Крестьянка


Называть этот журнал простым клоном «Работницы» нельзя. Появился он в 1922 году, как раз в период, когда тот не издавался. Главной его задачей было донести политику партии даже малограмотным в самом далеком селе. Хотя первоначально тираж был небольшим – всего 5 тысяч экземпляров – и до провинции просто не доходил. Но материал подавался в более простой форме, было больше графики, не забывали и про полезные в быту советы.

В журнале изначально был небольшой вкладыш, посвященный рукоделию. Читателей «Крестьянки» учили шить, вязать, вышивать. Из-за него издание и выписывали. Регулярно на страницах появлялись рассказы, стихи и даже песни с нотами. Естественно, до хрущевской оттепели было очень много официальной пропаганды, затем все больше места отводилось под домоводство, а обязательные материалы подавались даже намного мягче, чем у конкурентов.

Еще одной его особенностью была огромная сеть корреспондентов по селам. Она позволяла первыми получать информацию о полезных инициативах снизу. Такая оперативность очень нравилась партийной верхушке вплоть до семидесятых, а потом общий энтузиазм всех участников этой обратной связи снизился и сеть тоже заметно уменьшилась. Пик популярности журнала тоже пришелся на Перестройку, по тиражу он уступал «Работнице», но выпуск превышал двадцать миллионов.


Опять же не совсем профильный журнал, но и в Советском Союзе полностью отсутствовали издания, посвященные шоу-бизнесу в современном понимании. Никаких тебе светских новостей и репортажей с красных дорожек фестивалей.

Единственная отдушина – «Советский экран», который издавался с 1925 года. Все это накладывалось на колоссальную любовь советских женщин к кинематографу. До середины восьмидесятых именно он оставался основным источником информации о происходящем в этой сфере.

Интересно, что во времена Перестройки, когда многие советские журналы начали стремительно желтеть, «Советский экран» практически не изменил свою политику, печатая в основном информацию о фильмах, а не сплетни вокруг жизни актеров.

Единственное что позволила себе редакция – это публикация на обложках не только киноактеров, но еще и звезд эстрады вроде Леонтьева, Долиной или даже Кинчева из рок-группы «Алиса». Как результат, тиражи даже немного снизились. В семидесятых тираж номера уверено переваливал за миллион, а в восьмидесятых – миллион уже был потолком.


Самый скучный из большой тройки женских журналов времен СССР. Даже в энциклопедиях про него пишут, что он распространялся, а не продавался. Слишком уж много официоза было на его страницах. Его печатали в одном из самых лучших издательств Страны Советов – ЦэКовской «Правде», да еще и как минимум на двенадцати языках мира. При этом прекращение выпуска в 1991 году почти никто и не заметил, а сегодня многие и не вспомнят о его существовании.

За всей пропагандисткой патокой как-то совершенно потерялась тесная связь журнала с международным женским движением. С левацкой его частью, разумеется. Тут появлялись статьи Индиры Ганди, Фатимы Ахмед Ибрагим, Эжени Коттон и других известных в основном в СССР деятелей. Регулярно печаталась информация о проблемах женщин за рубежом. В принципе, только во время Перестройки в «Советской женщине» начали обсуждать вопросы, которые касались основной аудитории журнала.

Например, долгую дискуссию на страницах журнала вызвала публикация письма Валентина Распутина о женщинах, нравственности и нравственной стойкости. Но хватало и откровенно «желтых» материалов, вроде рубрики астролога Тамары Глобы.

6. Rigas Modes


В СССР хватало журналов, альманахов и других изданий, которые были посвящены моде. Но каких-то цельных воспоминаний они о себе не оставили, за исключением Rigas Modes. Остальные отличались крайним непостоянством: интересные выпуски сменялись откровенной халтурой, модели зачастую были морально устаревшие, да и сами они выходили нерегулярно и бессистемно. Рижский журнал с момента основания в 1947 году занимался, по сути, продвижением мировой моды, перерисовывая модели из зарубежных журналов.


В первые годы своего существования, при Сталине, он не отличался какой-то особенной смелостью, но с началом Оттепели стал перепечатывать модели из чешских и венгерских журналов мод, которые, в свою очередь, активно тянули идеи из Европы. В результате, Rigas Modes превратился чуть ли не в главный источник информации о современной моде при мизерном по советским меркам тираже в 200-250 тысяч экземпляров. Надо ли говорить, что и сейчас найти подшивку этого журнала очень сложно.

7. Burda Moden


Официально журнал издавался в СССР только с 1987 года. Собственно, появление в киосках «Союзпечати» само по себе вошло в историю: Burda Moden стал первым печатным изданием Запада, который пробил Железный занавес. Интересно, что в 1994 году он стал первым подобным и в Китае. Однако, надо сразу сказать, что привозить журнал в Советский Союз стали еще в шестидесятых, а в семидесятых он превратился в настоящую манию всего женского населения страны.

Большинство женщин, конечно, привлекало приобщение к миру западной моды. Пусть это и не были модели от кутюр. Burda Moden, собственно, и сделал себе имя, предлагая модную одежду на каждый день. Но для СССР изучение этого журнала было практически обязательным ритуалом. Его привозили абсолютно все выезжающие в Европу. А лучшим показателем высокого статуса человека был журнальный столик с небрежно оставленным свежим номером. О популярности говорит хотя бы тот факт, что материалы из него активно перепечатывали советские издания, например, та же «Работница».

Другой важный фактор спроса – наличие качественных выкроек, которыми можно было сразу пользоваться. Burda Moden просто идеально вписалась в реалии СССР. В стране, где существовал дефицит, чтобы получить что-то модное, миллионы женщин или шили самостоятельно, или обращались к профессиональным швеям. Поэтому выкройки из этого журнала собирали и бережно хранили.


Еще с начала 19 века издатели обращали внимание на женскую тему в журналах. Настоящая женщина всегда ассоциировалась с домашним уютом, подержанием семейного очага. И потому данная тема всегда была востребована и актуальна. Предметом наших исследований стал ряд журналов, издающихся на протяжении всей советской эпохи, прежде всего, наиболее популярные «Работница» и «Крестьянка»…


1945 - 1950 годы
Все женские издания того времени относились к общественно-политическому типу, они обращались к широкой аудитории, деление на читательские группы (работницы, крестьянки, члены партии) отсутствовало. Система рубрик представляла собой перечень основных сфер жизни женщины в иерархической последовательности: политика — работа (учеба) — организация быта — досуг — лечение/отдых — беременность/роды/воспитание детей — советы, рецепты, выкройки.
После 1945 года министерство легкой промышленности стало издавать сезонные журналы мод с иллюстрациями и фотографиями, описаниями фасонов, фактуры материалов, аксессуаров, с выкройками и вкладками: «Журнал мод», «Ателье мод», «Платье», «Сшейте сами», «Мода» и др. С середины 40-х гг. приступает к изданию сезонного «Журнал мод», отображающего последние веяния моды.


«Советская женщина»
В 1945 году появился общественно-политический журнал «Советская женщина», который выходил, кроме русского, на нескольких иностранных языках. Издание было призвано формировать образ советской труженицы и пропагандировать ее стиль жизни за границей.
Первый журнал, ориентированный на пропаганду за границей, стремился представить на своих страницах все самое передовое и значимое: биографии женщин-Героев Советского Союза, известных ученых, общественных деятельниц, представительниц искусства, статьи о женских образах в русской литературе, материалы о Московском университете, красотах Карелии, детском лагере в Артеке, музыкальной школе имени Гнесиных и пр.

В «Советской женщине» печаталось большое количество фотографий высокого качества, а оформление сильно отличалось от дизайна «Работницы» и «Крестьянки». Приоритетными вопросами ставились проблемы мирного сосуществования, разоружения и участия в нем советской женщины.
Журнал имел разделы «Женское движение», «По родной стране», «Советская женщина в дни войны», «Замечательные русские женщины», «Пятилетку - в четыре года», «Совершите экскурсию», «Наша трибуна», «Педагогические беседы», «Новые книги», «Советы молодой хозяйке», «Последние моды», художественную рубрику. Новинки советской моды представляли Надежда Ламанова и Александра Экстер.


1950-е годы
В 1950-е годы партия провозгласила новую программу роста села. Приоритетными направлениями стали увеличение инвестиций в сельское хозяйство, повышение закупочных цен, освоение целины. Женские журналы получили прямое предписание усилить пропагандистскую работу среди читательниц. Были введены новые рубрики, публиковались специальные отчеты, очерки, зарисовки и пр.


После смерти вождя журнал «Крестьянка» поместил его портрет на обложке в траурной рамке.


Во второй половине 1950-х годов, во время «оттепели», снизилась степень воздействия политико-экономической пропаганды. Для управления населением в прессе стали применять морально-психологические способы влияния на аудиторию.


Эталоном женских журналов стал образ советской женщины, где наряду с профессиональными качествами, рассматривался и ее духовный мир. В беседах педагогов и психологов пропагандировалось воспитание в женщине понятий материнства и семейных обязанностей. Публичное обсуждение нужно было для распространения нехарактерных женщине в тоталитарном обществе личных чувств и внимания к внешности.

Женские журналы постепенно стали печатать материалы об условиях работы женщин, об уровне жизни в семье, то есть прежние идеалы теряли актуальность. В журналах стало появляться множество познавательных рубрик и материалов.
Постепенно журналы начали ориентироваться на оказание помощи женщинам в быту и семейной жизни: появились приложения для всей семьи, разделы по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Общественно-политические женские издания стали приобретать универсальный характер.

В 1950-е годы журналы стали использовать в качестве иллюстраций репродукции картин известных художников. Читательницы вырывали страницы с ними и вешали на стены в своих домах. Иосиф Сталин украсил вырезанной из журнала репродукцией «Девочки с ягненком» свою дачу в Волынском.


1960-е годы
В 1960-е годы в СССР ощущались последствия экономического кризиса, урбанизации и вымирания села, замедление развития производства.
Женские журналы активизировали работу по борьбе с этими явлениями, например, «Работница» ввела разделы «Рейд «Работницы»», «Добрые вести из женских советов», «На общественных началах». С новой силой была запущена пропаганда профессий, которые могла освоить женщина.


Также в издании появились постоянные рубрики, посвященные кино, литературе, публикации различных занимательных сведений.

Обложки «Работницы» в 60-е годы стали более разнообразными: героини любовались чистым небом возле трактора, участвовали в соревнованиях по горным лыжам, позировали фотографу на фоне огромных мотков кабеля.


1970-е - 1980-е годы
В 1970-х - начале 1980-х годов устойчивое положение занимали три вида прессы: официальная — рупор КПСС, альтернативная неподцензурная (диссидентская) и либеральные издания. Это деление отразилось и на женской периодике.


В официальных журналах — «Работнице», «Крестьянке», «Советской женщине» — женщина по-прежнему была представлена как активистка и труженица, но теперь дополнительный акцент ставился на роли образцовой матери, что было связано с серьезным снижением рождаемости.

Снова увеличилось количество практических и познавательных материалов в журналах. В изданиях также постепенно стали появляться материалы о личной и духовной сфере жизни: в «Работнице» - рубрики «Поэтическая тетрадь», «Разговор по душам», «Интервью по просьбе читателей», «Совет да любовь»; в «Крестьянке» - «Терем-теремок», «Картинная галерея», «Конкретная забота о конкретном человеке», «Наши нравственные ценности».

«Крестьянка» в 80-е годы характеризовалась особой модной свободой: яркими цветами костюмов, романтичными блузами, стильными рубашками мужского кроя, оригинальными аксессуарами.
Во время перестройки впервые «в женской прессе речь зашла о противоречиях в отношении общества к женщине, о противоречиях между провозглашенными Конституцией СССР политическими и социальными правами женщин и их реальным положением в действительности» (Р.П. Овсепян). Стало говориться о том, что женщине сложно совмещать все предложенные ей социальные роли: жены, матери, работницы, общественницы.

Журнал «Работница» ввел раздел «Неженская работа», где публиковались материалы о непосильном труде женщин-монтеров, шахтеров, грузчиков. Статьи о выдающихся женщинах стали дополнять фактами из личной жизни, тексты стали более художественными и эмоциональными.
На обложки «Крестьянки» до 80-х годов помещали делегатов очередного съезда, спортсменов, летчиков, космонавтов, ударниц труда.

В эпоху перестройки авторы старались показать свободу страны: в 1981 году героиней обложки была счастливая девушка со снопом сена, в 1986-м - немолодая женщина, зоотехник села Коровицы, в 88-м- 4 смеющиеся девушки в модных пестрых нарядах, в 89-м - молодожены. В 1989 году тираж одного номера «Работницы», а затем и «Крестьянки» превысил 20 миллионов экземпляров.
С 1987 года начал выпускаться как бюллетень журнал «Моды сезона», существующий с 50-х. В 80-е годы также издавался ежеквартальный журнал Общесоюзного дома моделей одежды «Кузнецкий мост, 14», распространяемый по всем союзным республикам. Среди москвичей было популярно издание «Рижские моды», выпускаемое в 50 - 80-е годы Домом моделей Риги на русском и латышском языках.


«Женщина и Россия»
В 1979 году в Ленинграде вышел неподцензурный журнал «Женщина и Россия» (позднее - «Мария»). Группа феминисток описывала жизнь советских женщин как цепь бесконечных унижений, издевательств и мук, рассказывала о наличии в стране жестокой дискриминации по половому признаку во всех областях жизни - в труде, семье, тюрьме, искусстве. Группа была выдворена из страны и журнал увидели лишь единицы.

К середине 80-х годов женские журналы стали ориентироваться на практические темы: в изданиях появились рубрики по домоводству, рукоделию, психологии, воспитанию детей. Женские журналы из общественно-политических стали преобразовываться в прессу для женщины и ее семьи.

В 1987 году в России появилась первая отечественная версия западного журнала - «Burda Moden». Этот момент стал предвестником новых изменений в типологии женских журналов, прообразом российского глянца.

Вы покупаете глянцевые журналы для женщин? Например, Vogue, Cosmopolitan, Harper"s Bazaar или какие другие? Я давно не покупаю. Все, что желаю узнать о моде, стиле и красоте – узнаю в интернете, с помощью книг и людей профессионалов своего дела. Я не навязываю свой взгляд на журналы, у меня особенная жизнь, а для большинства девушек, бумажные журналы по-прежнему актуальны, ведь так удобно полистать журнал в тех обстоятельствах, когда рядом нет компьютера или планшета. Кроме того, многим людям важно соприкосновение с бумагой.


Хотя, в любом случае, печатные глянцевые журнала для женщин будут постепенно вытесняться электронными версиями разных форматов и платформ. А в СССР не было интернета и планшетных компьютеров, поэтому для девушки, полистать глянцевый журнал, было одной из немногих возможностей прикоснуться к миру моды и красоты.


Правда моды и красоты в журналах тех лет не много. Всюду на обложках и внутренних страницах, мы видим совсем иных женщин – передовиц производства, доярок, ткачих и других тружениц города и села. Любопытно было бы понаблюдать за девушками , если бы им попался в руки современный Cosmopolitan, где в каждом номере масса советов, о том, как быть красивой, как и сколько надо заниматься фитнесом, какие соблюдать диеты, и самое главное – как соблазнить мужчину.


Большинство фотографий увеличивается по клику!


Смешно проводить параллели между женскими журналами прошлого и настоящего. Создается впечатление, будто женщина в СССР только и думала о работе, и победе в соцсоревнованиях, а нынешняя красавица, будто не имеет никаких целей, кроме как сделать идеальное тело и соблазнить лучшего мужчину. При этом ни те журналы, ни нынешние не дают рецептов, как стать счастливой всерьез и надолго!

















«Советское фото» - советский, затем российский ежемесячный

иллюстрированный журнал Союза журналистов СССР. Был основан в 1926 году

советским журналистом Михаилом Кольцовым, при помощи бывших журнальных работников, редакторов журнала Фотографические Новости издаваемого в период с 1906 по 1916 годы в Петербурге, учёных и профессоров Ермилова Николая Евграфовича и Срезневского Вячеслава Измайловича.

Издание журнала началось в Москве под эгидой организованного им

акционерного издательства «Огонёк», преобразованного в 1931 году в

«Журнально-газетное объединение». Перерыв в издании - 1942-1956 годы.

Журнал был рассчитан на любителей и профессионалов фото- и

киноискусства. На его страницах публиковались работы советских и

иностранных фотохудожников, а также статьи по теории, практике и истории

фотографии. В 1976 году тираж журнала достигал 240 тысяч экземпляров. В

том же году был награждён орденом «Знак Почёта».

С 1992 года стал называться «Фотография». В последние годы своего

существования был существенно сокращён тираж и штат редакции. Прекратил

печататься в середине 1997 года.

Sovetskoe foto (Soviet photography) was a Moscow-based journal dedicated to photography and photographic techniques. It was inaugurated by the writer and editor Mikhail Kol’tsov in April 1926 and acquired in 1931 by the Ogonek publishing company. In the interwar period, the journal experienced two pauses in publication-one between 1931 and 1933, when it was renamed Proletarskoe foto (Proletariat photography), and another between 1942 and 1956, due to World War II and the war’s aftereffects. Although its publication schedule was at times irregular, Sovetskoe foto was an illustrated monthly featuring editorials, letters, articles, and photographic essays alongside advertisements for photography, photographic processes, and photographic chemicals and equipment. It primarily addressed a domestic audience of Soviet amateur photographers and photo clubs, yet it also featured the works of international and professional photographers, such as Semyon Fridlyand. It was in the pages of Sovetskoe foto that the works of avant-garde photographers, including Aleksandr Rodchenko, were denounced as formalist (implying that they reflected a foreign and elitist style), even before Socialist Realism was decreed to be the official style of the Soviet Union, in 1934. In a letter published in April 1928, an anonymous author accused Rodchenko of plagiarizing the subject matter and compositions of Western European photographers László Moholy-Nagy and Albert Renger-Patzsch. This resulted in the journal’s boycotting Rodchenko’s work and prompted the artist to respond directly, in June 1928, in Novyi lef, a journal for alternative art and culture. The tensions between so-called leftist avant-garde photographers and photographers of and for the people culminated in 1931 with the formation of the Russian Association of Proletarian Photo Reporters (ROPF), which promoted its mission to use photography as “a weapon for the socialist reconstruction of reality” in Sovetskoe foto. Throughout the 1930s this state-sanctioned journal became increasingly conservative in its promotion of a photographic practice that valued content over form, a shift dramatically represented in the 1927 and 1935 covers (reproduced here). -Ksenia Nouril

Jorge Ribalta, introduction to The Worker Photography Movement (1926–1939): Essays and Documents (Madrid: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, 2011), p. 16.