Экономическое принуждение к труду. Большая советская энциклопедия - экономическое принуждение к труду Экономическое принуждение к труду

Внеэкономическое принуждение

Внеэкономи ческое принужде ние - это прямая форма принуждения к труду , основанная на личной зависимости непосредственного производителя (производителей) от какого-либо лица (группы лиц). Прямая форма принуждения к труду характерна для рабовладельческого и феодального периода развития общества. Как форма эксплуатации обусловлено низкой степенью развития производительных сил этих периодов. Собственность рабовладельцев и феодалов на непосредственного производителя является условием и предпосылкой присвоения ими основных результатов труда (продукта) рабов и крепостных крестьян.

Элементы Внеэкономи ческого принужде ния возникли еще в первобытнообщинном периоде, когда к некоторым общественным работам (постройка дорог, ирригационных сооружений, военных укреплений и другое) принудительно привлекались все работоспособные общинники. Кроме того, в конце существования первобытного общества, после появления экономически обособленных семей и отдельных лиц, некоторые собратья за не возврат долгов попадали в экономическую зависимость от займодавцев, и вынуждены были длительное время, а порой и пожизненно отрабатывать эти долги, становясь, по сути, временными или постоянными рабами. Конечно, в начале появления такие «рабы» больше походили на членов семей, но с развитием данных отношений, эти работники все больше превращались в бесправную рабочую силу. И уже при рабовладельческом строе Внеэкономи ческое принужде ние выступало в самых грубых, обнажённых формах (что характерно особенно для античной Греции и Рима). Труд рабов использовался главным образом в каменоломнях, карьерах, при сооружении дворцов, храмов, роскошных гробниц фараонов и царей. Рабы были фактически превращены в рабочий скот и подвергались самой нещадной эксплуатации. Наряду с формами полного рабства в рабовладельческом обществе существовали и другие формы зависимости с разной степенью Внеэкономи ческое принужде ние (например, зависимость илотов в Древней Спарте, которые считались собственностью государства, имели своё хозяйство и платили натуральный оброк; лаой в эллинистическом Египте, занятые преимущественно обработкой царской земли и сохранившие пережитки общинного устройства).

В период феодализма Внеэкономи ческое принужде ние обусловливалось характером отношений между крепостными крестьянами, имевшими земельный надел и свои орудия труда, и феодалом (помещиком), которому принадлежали эти все земли. А поэтому крестьянин обязан был лично зависим от феодала и обязан был большую часть времени отрабатывать на землях феодала или в его хозяйстве. Так феодальная земельная собственность экономически реализовывалась в форме ренты (отработки) в пользу землевладельца, являясь Внеэкономи ческим принужде нием . Наиболее резкие формы это Внеэкономи ческое принужде ние имело в период господства отработочной ренты и постепенно ослабевало по мере перехода к продуктовой и денежной ренте, при которой крестьяне становились все менее зависимыми экономически от феодала. При преобладании денежной ренты, личная зависимость крепостных отступала на второй план в сравнении с поземельной рентой. Однако отношения между крепостными и феодалами не утрачивали своего принудительного характера. Сохранялась полная судебная и административная власть вотчинника, сословная неполноценность крестьян.

С появлением капиталистических отношений, наёмный работник уже не является объектом Внеэкономи ческого принужде ния, а становится только экономически зависимым от нанимателя. Капитализм предполагает личную свободу работника, но в то же время и лишение его каких бы то ни было средств производства. Таким образом, появляется экономическое принуждение для большинства граждан при капитализме. Однако стоит отметить, что в условиях капитализма ни кому не запрещается стать предпринимателем, хотя бы одиночкой и работать только на самого себя и, разумеется, государство. Но доля предпринимателя, во-первых, не всем по плечу, а, во-вторых, далеко не все и желают ими быть, так как труд предпринимателя не так уж и прост, и беззаботен, если, конечно, не считать фактических и условных рантье. Поэтому говорить о том, что пролетарий, якобы чтобы не умереть с голоду, вынужден продавать капиталисту свою рабочую силу, испытывает гнёт эксплуатации, просто несправедливо. В условиях развивающейся экономики какого-либо государства, большая часть наемников также получают определенный доход при найме, а не только капиталист. Но, вот в периоды кризисов, значительной инфляции и повышенного уровня безработицы, эксплуатация (присвоение части результата труда) имеет место, поскольку обмен (наем) между рабочим и предпринимателем, как правило, происходит не равноценный, ущемляющий экономическую выгоду наемника.

Внеэкономи ческое принужде ние, однако было присуще во многом и так называемому социалистическому строю, особенно в СССР, которое массово проявлялось в прямой эксплуатации политзаключенных, возводивших большую часть победных новостроек социализма. При помощи идеологических прикрытий советская власть просто массово использовала беплатный труд в жесточайших условиях жары, холода и голода. Массовая гибель от невыносимых уловий эксплуатации ни как не останаливала от такой методики использования значительной части граждан правителями «светлого будущего», который на словах были ярыми противниками всякой эксплуатации соглано своим коммунистическим прграммам, но на практике, в далике от стороннего наблюдателя, занимались жесточайшей эксплуатацией, о которой ни рабовладелец, ни феодал даже и не помышляли. Поэтому стоит помнить о том, что самое жестокое Внеэкономи ческое принужде ние может создать только само государство, а не отдельное лицо (рабовладелец, феодал и т.п.), имеющее все же определенные законодательные ограничения в отличие от самого государства, которое может само же и придумать нужные законы для этого Внеэкономи ческого принужде ния.

Экономическое принуждение к труду

характерное для капитализма отношение экономической зависимости и принуждения между наёмными рабочими и капиталистами. Экономическую основу его составляет монополия частной собственности капиталистов на средства производства. Лишённые материальных условий приложения труда и средств существования, юридически свободные работники вынуждены продавать свою рабочую силу собственникам средств производства, работать на капиталистов. Т. о., вещные условия труда становятся средством подчинения чужого труда с целью его эксплуатации. Капиталист командует трудом, управляет им, определяет его продолжительность, интенсивность, организует и контролирует его. С ростом масштабов производства эти функции капиталисты передают специальной наёмной администрации, управляющей трудом по поручению капитала.

Как собственник средств производства, капиталист становится собственником всего продукта, произведённого трудом рабочих. Отношения экономической зависимости и принуждения воспроизводятся всем ходом непрерывного процесса производства: продукт труда рабочего постоянно удаляется от него как чужая собственность и возвращается обратно лишь частично, в форме заработной платы (См. Заработная плата); другая часть постоянно превращается в средства производства и доход капиталиста. Труд воспроизводится как наёмный труд, средства производства - как капитал. В отличие от внеэкономического принуждения (См. Внеэкономическое принуждение), характерного для рабовладельческого и феодального общества (основанного на отношениях непосредственного подчинения), Э. п. к т. внешне выступает как отношение свободных, юридически равноправных товаровладельцев, а труд рабочих - как добровольный. В действительности труд рабочего на капиталиста означает наемное рабство.

В условиях современной научно-технической революции капитализм использует науку и технику для усиления и расширения отношения экономического принуждения. Капитал интенсифицирует труд, вытесняет часть рабочих из производства, предъявляет спрос только на образованную и высококвалифицированную рабочую силу. В орбиту капиталистической эксплуатации всё более вовлекаются работники умственного труда - учёные и инженеры. Это доказывает несостоятельность современных буржуазных теорий «гармонии интересов», «социального партнерства», «коллективного», «народного» капитализма, пытающихся отношения господства и подчинения, объективно присущие капитализму, представить как равноправное сотрудничество. Система Э. п. к т. не может быть уничтожена при капитализме. Для этого необходимо, чтобы средства производства перешли в руки трудящихся, т. е. ликвидировать частную собственность на средства производства.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд. т. 23, отд. 3, 4, 5; Архив Маркса и Энгельса, т. 2 (VII), М., 1933, с. 5―146, 167-77; Ленин В. И., Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 459-60; см. также лит. при ст. Капитализм .

Л. Г. Крылова.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Экономическое принуждение к труду" в других словарях:

    Система мер, использующая материальные средства с целью побуждать участников производства трудиться для создания общественного продукта. Характер, формы и методы Э. с. зависят от господствующих производственных отношений (См.… …

    ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ - экономическая и этическая категория, раскрывающая как объективное положение трудящихся в производственном процессе, форму их участия в общественном труде, так ц субъективное их отношение к своей общественно полезной деятельности. В экономическом… … Словарь по этике

    Форма принуждения к труду, основанная на отношениях личной зависимости трудящихся от эксплуататоров, непосредственного господства и подчинения. Характерно для рабовладельческого и феодального общества. Как форма эксплуатации В. п.… … Большая советская энциклопедия

    При социализме, формы, методы и средства привлечения и побуждения людей к труду, повышения их трудовой активности и инициативы. Двигателем трудовой деятельности человека при любой общественно экономической формации являются интересы.… … Большая советская энциклопедия

    Исторический материализм название теории развития общества, разработанной в XIX XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и их последователями. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» … Википедия

    Характерная для антагонистических формаций общественная форма труда, при которой работающий вынужден отдавать без эквивалента свой Прибавочный труд господствующим классам. П. т. возникает на определённой ступени развития производительных… … Большая советская энциклопедия

    В широком смысле комплекс законодательных и иных правовых мер, юридически оформляющих политическое насилие над трудящимися и экономическое принуждение к труду; в узком смысле совокупность правовых норм, содержащихся в различных актах… … Большая советская энциклопедия

    Цивилизация - (Civilization) Мировые цивилизации, история и развитие цивилизации Информация о понятии цивидизации, история и развитие мировых цивилизаций Содержание Содержание Цивилизация: Истоки употребления слова История мировых цивилизаций Единство природы … Энциклопедия инвестора

    Капитализм - (Capitalism) Капитализм это общественно экономическая формация, основанная на частной собственности, эксплуатации наёмного труда и признающая главенство капитала История капитализма, модели капитализма, основные понятия капитала, становление… … Энциклопедия инвестора

    Рынок труда - (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

Принуждение в экономике - это способность одного субъекта экономических отношений навязывать свои цели другим. Обязательным элементом эффективного принуждения является наличие зависимости, возникающее экономическими агентами. Принуждение является важным фактором организации экономической деятельности, оно влияет как на поведение отдельных субъектов хозяйствования, так и на функционирование хозяйственной системы в целом.

Не все экономические теории признают важную роль принуждения в регулировании хозяйственной деятельности. В частности, представители неоклассической экономической теории («main-stre-am») предполагают, что партнеры на рынке равноправны и не испытывают принуждения ни со стороны своих партнеров, ни со стороны государства, при этом все трансакции свободны и добровольны. На практике такие теории плохо объясняют реальные экономические процессы, когда при принятии поведенческой стратегии субъекты хозяйствования вынуждены подчинятся внешнему воздействию, что мешает им оптимизировать свою деятельность с позиций максимальной целесообразности. Игнорирование проблемы принуждения в хозяйственной жизни имеет не только теоретические корни неоклассической экономической методологии, но и обусловлена также определенными идеологическими причинами, обусловленные стремлением представить ту или иную институциональную систему как общество равных возможностей. Между тем, реальная действительность для субъектов хозяйствования в экономике является миром неравных возможностей, где лучшие позиции занимают отдельные предприятия, которые могут навязывать свою волю другим экономическим агентам.

Равенство в экономической жизни, а равно и отсутствие власти, есть теоретическая абстракция и имеет место в реальной экономической жизни, скорее, как исключение, нежели как правило. В экономической системе доминируют отношения, включающие в себя власть и принуждение одного другим. В этом смысле не отсутствие власти, а именно ее наличие можно рассматривать как «реальное состояние» экономической организации общества. Поэтому введение в институциональный анализ такого понятия, как экономическое неравенство и учет возможности принудительного характера совершения сделок по обмену правами приближает приближают теоретико-методо-логи-чес-кие исследования к реальности.

Для хозяйственной деятельности характерно ресурсное принуждение, основанное на неравенстве субъектов хозяйствования в доступе к ограниченным ресурсам. В этом случае один из субъектов экономических отношений обладает некими ресурсами, в которых нуждается другой субъект хозяйствования и которые он не может получить их других источников. Различная степень доступа к ресурсам может быть обусловлена монопольным положением, наличием преференций для отдельных видов собственности или просто для отдельных предприятий т.д. Субъекты хозяйствования как рациональные индивиды используют преимущества, создаваемые этим неравенством, для максимизации собственной индивидуальной выгоды в ущерб другим субъектам хозяйствования, таких преференций не имеющих. В результате последние вынуждены соглашаться на предложенные им условия, хотя при этом они будет нести дополнительные издержки. Указанные издержки трактуются как «издержки подчинения».

Другая ситуация складывается при вступлении субъекта хозяйствования в отношения не просто с другим предприятием, а с государственными органами управления. Государство может предоставлять «послушным» субъектам хозяйствования сырье, энергоносители, кредиты, финансовую помощь и т.д. на льготных условиях. В этом случае можно вести речь о разновидности принуждения со стороны государства, выступающего в форме ресурсного стимулирования. На практике ресурсное стимулирование обычно сопровождается дополнительными условиями, уже имеющими характер административного принуждения. Например, предоставление льготного кредита сопровождается обещанием уволить директора предприятия за рост цен на товары предприятия, за недостаточные (по мнению представителей органов государственного управления) объемы производства и т.д.

По мнению одного из классиков неоинституционализма Д.Норта существует две идеальные модели государства: «эксплуататорская» и «контрактная». При этом «эксплуататорское государство» использует монополию на принуждение для максимизации собственного дохода и предполагает экспансию вмешательства государства в различные сферы общественной жизни с превышением полномочий, которые ему были делегированы обществом. Характерной чертой такого государства, является, в частности, высокое налоговое бремя на юридические лица, которое носит ярко выраженный конфискационный характер и высокий удельный вес расходов в бюджете, направленных на содержание «силовых» министерств.

Считая термин «эксплуататорское государство» недостаточно правомерным для характеристики его реальной роли в обществе, являющимся излишне идеологизированным, а также принимая во внимание разработки Ф.Перру о «доминирующей экономике», мы предлагаем использовать в этом случае термина «доминирующее государство», а саму институциональную систему, в которой элементы принуждения преобладают над рыночным (косвенным) регулированием «доминантной институциональной системой». Такая система, по нашему мнению, ориентирована на максимальное развитие государственных институтов регулирования хозяйственной жизни методами принуждения с обеспечением жесткого контроля над деятельностью предприятий и активным вмешательством в управление текущей хозяйственной деятельностью. Возникает вопрос: насколько доминантная институциональная среда, ориентированная на механизмы принуждения, эффективна и насколько успешно оно может развивать новые формы хозяйствования?

В любой институциональной модели эффективность системы может быть оценена прямо или косвенно. Если возникают проблемы в использовании количественных показателей и их перевода в стоимостную форму (рубли, доллары, евро и пр.), то оценку эффективности можно дать косвенным путем на основе определения степени социальной стабильности в обществе, а также возможности реализации субъектами хозяйствования всех форм собственности и домашними хозяйствами собственных интересов, перспектив развития институциональной системы. При этом общество должно, минимизируя в разумных пределах централизованное перераспределение валового внутреннего продукта, стремиться к повышению эффективности хозяйствования, долговременному обеспечению социально-политической стабильности на основе создания благоприятных условий для развития всех субъектов экономических отношений путем максимальной реализации ими собственных экономических интересов.

В доминантной институциональной системы органы управления стремятся взять под контроль как можно большее количество ресурсов, поскольку именно эти ресурсы являются основой сохранения стабильной власти. Поэтому государственное регулирование сопровождается серьезным централизованным перераспределения валового внутреннего продукта, что является основой экономической власти в доминантной институциональной системе . В тех случаях, когда иссякают возможности принуждения к подчинению путем предоставления льготных ресурсов субъекты хозяйствования могут перейти к практике чисто формального подчинения с резким снижением реальной эффективности хозяйствования.

В доминантной институциональной модели проще обеспечить увеличение объемных показателей, чем добиться улучшения качественных характеристик. Именно поэтому в органах управления возникает тенденция к оценке деятельности по динамике объемных показателей, таких как прирост объемов производства, рост заработной платы в долларовом эквиваленте и т.д. Для достижения этих целей используются различные инструменты принуждения, которые могут противоречить экономической целесообразности, но обеспечивают выполнение заданий, доводимых до предприятий государством. При этом предпочтение отдается субъектам хозяйствования, более подверженным различным формам экономического принуждения и ориентированным на обязательное выполнение прогнозных показателей. Такими субъектами являются предприятия полностью государственные или с долей государственной собственности, а также предпринимательские структуры, получающие от государства те или иные виды ресурсов (часто по льготным ценам). В результате для таких предприятий более важное значение приобретает финансовая поддержка со стороны государства, чем их собственные усилия и получение ими прибыли в результате этих усилий. При этом внимание государства концентрируется на государственном секторе экономики, а предпринимательский сектор играет вспомогательную роль.

Доминантная институциональная среда, ориентированная преимущественно на методы принуждения, может оказаться невосприимчивой к попыткам ее модернизации на основе применения мер рыночного регулирования. Ресурсы рассматриваются как принадлежащие государству и поэтому могут игнорироваться сложившиеся отношения в сфере собственности. В результате предпринимаются решения, которые не могут быть адекватно объяснены методологией экономической науки. Примером может быть прикрепление убыточных предприятий к эффективным субъектам хозяйствования. В результате снижается общая эффективность хозяйствования, что, в свою очередь, требует усиления государственной поддержки. Как следствие формируется институциональная ловушка, когда все ресурсы объединяются под девизом «иначе не выжить». В таких условиях частный капитал начинает уходить из страны, а государственные предприятия все в большей степени надеются на помощь государства.

В сложившейся ситуации наиболее актуальной проблемой является разработка и реализация институциональной модели, которая бы обеспечила успешное перспективное развитие страны, обеспечила бы ее устойчивую конкурентоспособность в условиях снижения доходов от продажи нефти и сужения благоприятных возможностей на российском рынке. В основу формирования белорусской институциональной системы следует положить формирование таких институтов, которые бы обеспечивали согласование экономических интересов субъектов хозяйствования с потребностями общества. Следовательно, первоочередной задачей реформирования экономики является создание механизмов синхронизации и согласования системных изменений в нашем обществе. Они должны базироваться на рыночных методах хозяйствования, но сами по себе рыночные отношения не могут быть панацеей от всех экономических проблем.

Ориентация на чисто рыночные методы может привести к тому, что одним из важнейших принципов предлагаемой экономической системы может стать отказ органов государственной властиот прямого участия в хозяйственной деятельности (за исключением некоторых специфических областей). Даже частичная реализация этих лозунгов при ослаблении роли государства привело в России к концентрации значительной части национального богатства в руках небольшой группы лиц и возникновению серьезных социально-экономических проблем в жизни российского общества. Поэтому неотъемлемым элементом макроэкономического регулирования экономики должно быть активное участие в этом процессе государства. Когда речь идет о переходном периоде и имеет место неразвитость рыночных отношений и механизмов саморегулирования, предполагается усиление государственного регулирования, в том числе и в целях внедрения других видов регулирования.

Таким образом, переориентация на рыночные методы регулирования не означает полного отказа от использования механизмов принуждения. Методы экономического стимулирования и прямого принуждения должны использоваться с единой конечной целью - реализации управленческого воздействия субъекта управления на поведение объекта управления. Эти средства практически используются одними и теми же субъектами исполнительной власти к одним и тем же объектам управления. Трудно представить себе такие управленческие объекты, которые нуждаются исключительно в косвенном управляющем воздействии. Прямые и косвенные средства в практической деятельности соответствующих исполнительных органов часто используются одновременно.

Наиболее просто осуществляется реформирование в макроэкономической сфереуправления обмен-ным курсом, таможенной политике, в регулировании деятельности банков и т.д. Эти реформы не требуют радикальной перестройки экономических отношений и затрагивают экономические интересы субъектов хозяйствования и населения слабо. Однако при рефор мировании всей системы распределительных отношений (в том числе механизмов ценообразования) появляется необходимость в изменении всей системы экономических отношений. Такие институциональные реформы связаны с кардиналь-ными изменениями в образе мышления населения и действий правительствен-ных органов и пересмотром сложившейся системы экономических отношений.

Серьезные экономические преобразования обеспечивают значительное ускорение экономического развития, но могут ущемлять интересы широких слоев населения. Для условий Беларуси это чрезвычайно опасно из-за распространенности иждивенческих настроений среди основной массы населения. Одним из важнейших условий эффективной институциональной модели является достаточно постепенный характер этого процесса, адаптированный под менталитет общества. Но это не значит, что только экономические процессы должны соответствовать господствующим в обществе взглядам. Необходим и обратный процесс - адаптация менталитета потребностям экономики. Государственное воздействие должно быть направлено не только на обеспечение экономического развития, но и на справедливое распределение полученных результатов между всеми слоями общества - только в этом случае возможно избежать серьезных социальных потрясений. Именно обеспечение согласия или хотя бы ослабление противоречий между различными социальными слоями населения является одним из важнейших принципов государственного регулирования.

Экономическое принуждение к труду, характерное для капитализма отношение экономической зависимости и принуждения между капиталистами и наёмными рабочими. Экономическую базу его образовывает монополия частной собственности капиталистов на средства производства. Лишённые материальных средств приложения существования и условий труда, юридически свободные работники вынуждены реализовывать собственную рабочую силу собственникам средств производства, трудиться на капиталистов.

Т. о., вещные условия труда становятся средством подчинения чужого труда с целью его эксплуатации. Капиталист руководит трудом, руководит им, определяет его длительность, интенсивность, организует и осуществляет контроль его. С ростом масштабов производства эти функции капиталисты передают особой наёмной администрации, управляющей трудом по поручению капитала.

Как хозяин средств производства, капиталист делается хозяином всего продукта, произведённого трудом рабочих. Отношения экономической зависимости и принуждения воспроизводятся всем ходом постоянного процесса производства: продукт труда рабочего всегда удаляется от него как чужая собственность и возвращается обратно только частично, в форме заработной платы; вторая часть всегда превращается в доход капиталиста и средства производства.

Труд воспроизводится как наёмный труд, средства производства - как капитал. В отличие от внеэкономического принуждения, характерного для рабовладельческого и феодального общества (основанного на отношениях яркого подчинения), Э. п. к т. снаружи выступает как отношение свободных, юридически равноправных товаровладельцев, а труд рабочих - как необязательный. В конечном итоге труд рабочего на капиталиста свидетельствует наемное рабство.

В условиях современной научно-технической революции капитализм применяет науку и технику для расширения и усиления отношения экономического принуждения. Капитал интенсифицирует труд, вытесняет часть рабочих из производства, предъявляет спрос лишь на грамотного и высококвалифицированную рабочую силу. В орбиту капиталистической эксплуатации всё более вовлекаются работники умственного труда - инженеры и учёные.

Это обосновывает несостоятельность современных буржуазных теорий гармонии заинтересованностей, социального партнерства, коллективного, народного капитализма, пробующих подчинения и отношения господства, объективно свойственные капитализму, представить как равноправное сотрудничество. Совокупность Э. п. к т. не может быть стёрта с лица земли при капитализме. Для этого нужно, дабы средства производства перешли в руки трудящихся, т. е. ликвидировать личную собственность на средства производства.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд. т. 23, отд. 3, 4, 5; Архив Энгельса и Маркса, т. 2 (VII), М., 1933, с. 5¾146, 167-77; Ленин В. И., критика и Экономическое содержание народничества его в книге г. Струве, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 459-60; см. кроме этого лит. при ст. Капитализм.

95 ученых любезно согласились ответить на вопросы. Лишь немногие из них однозначно согласились с тем, что такой закон действительно означает принуждение. Более половины утверждало, что никаких существенных элементов давления в нем нет.

Однако закон о минимальной зарплате (и последующие шаги, обеспечивающие его соблюдение) неизбежно связаны с угрозой физической агрессии в отношении работодателей, которые платят своим работникам меньше установленных минимальных ставок. То есть речь идет об угрозе физической агрессии против людей, участвующих в определенных разновидностях добровольного обмена. На мой взгляд, это принуждение в чистом виде. Представьте себе, что ваш сосед решит навязать вам закон о минимальной зарплате. Думаю, все мы согласимся, что он пытается оказать на вас давление. Но если подобные действия со стороны индивида считаются давлением, то почему они должны оцениваться по-другому, если их осуществляет государство?

Что ж, может быть у вас уже возникла мысль: «Ну и ладно, меня-то интересует экономическая наука. Не желаю я лезть в дебри семантических различий терминологии морального и политического характера. Пусть этим занимаются философы».

А вот и нет. Осознавать суть различия между добровольными и принудительными действиями необходимо, чтобы определить смысл понятий «свободный рынок» и «государственное вмешательство». Это необходимо для определения степени «экономической свободы». Мы используем это различие для выработки типологии действий, проведения теоретических параллелей между различными отраслями промышленности и формами политической организации общества. Мы используем его, формулируя проекты реформ. В наших теориях о взаимодействии людей важнейшим является вопрос о том, осуществляются оно добровольно, или нет. Мы считаем, что индивид улучшает свое положение за счет добровольного взаимодействия с другими, однако в отношении взаимодействия по принуждению такого вывода не делается. Различие между добровольностью и принуждением представляет собой неотъемлемый элемент многих важных аналитических тезисов экономической науки. Таким образом, очень важно, чтобы мы четко представляли себе суть этого различия.

Не менее важно знать, до какой степени другие отвергают это различие. И в этом смысле вопрос о минимальной зарплате - весьма характерный пример. Среди ученых-экономистов проводились опросы относительно их точки зрения на эту проблему. Их «средневзвешенное» мнение получается нейтральным - ни за, ни против. Однако если представить весь спектр высказанных точек зрения в виде диаграммы, получится отнюдь не ровная линия с «пиком» посредине. Этот график скорее будет напоминать букву U. Многие экономисты выступают против минимальной зарплаты, многие - за, а тех, кто придерживается «средней линии» - значительно меньше. Таким образом, на деле мнения серьезно разделились. И, на мой взгляд, эти расхождения самым тесным образом связаны с «семантическим» вопросом, который я поднял в начале статьи. Различие между добровольными и принудительными действиями лежит в основе многих разногласий в экономической науке. Как уже отмечалось, большинство экономистов, поддерживающих введение минимального уровня зарплаты, не рассматривают эту меру как покушение на индивидуальную свободу. А большинство противников такого шага, несомненно, придерживаются противоположной точки зрения. Связь между экономикой и семантикой очевидна.

На мой взгляд, с точки зрения экономической науки правы противники минимальной зарплаты. В «правильной» экономической науке различие между добровольностью и принуждением занимает центральное место в исследовательском процессе. Результатом таких исследований становится сравнительный анализ последствий экономической деятельности в условиях большей или меньшей свободы. А главный метод изучения ситуации в конкретной отрасли или секторе заключается в проведении аналогий с другими отраслями и секторами, зачастую в иные периоды и в других странах, что позволяет понять, как работают организации, различающиеся по степени свободы.

Однако не все смотрят на вещи таким образом. Возможно, кто-то не понимает, что введение минимальной зарплаты приведет к негативным последствиям, поскольку не разделяет наших «семантических» представлений.

Суть различия

Принуждением называется физическая агрессия или угроза такой агрессии против вашей собственности. Собственность - это то, что принадлежит вам, включая ваше тело, а право владения означает признание всеми вашей «претензии» на эту собственность. Таким образом, речь идет о претензии, «точке отсчета», а не абсолютном и нерушимом праве.

Добровольное взаимодействие - это наше согласие (без какого-либо давления) изменить ситуацию с нашей собственностью путем договоренности, например контракта. Что же касается вопроса о том, кто чем владеет, то на этот счет существуют общепринятые нормы - начиная с того, что душа владеет телом, и кончая отношениями собственности в семье, торговле, производстве, или в процессе дарения. Свобода означает ситуацию, когда другие не вмешиваются в ваши имущественные дела. А ограничение свободного взаимодействия - это покушение на свободу.

Конечно, здесь существуют свои пробелы и «серые зоны», а формы таких отношений варьируются в зависимости от социальных норм. Однако основополагающие принципы собственности, владения и взаимного согласия носят неоспоримый характер и применяются настолько широко, что отклонения от них расцениваются как исключение из правил.

В рамках либеральной цивилизации это различие носит естественный характер

Различие между добровольным и принудительным является естественным в том смысле, что в рамках либеральной цивилизации оно определяется интуитивно, проводится постоянно и признается повсеместно. Более того, в условиях либеральной цивилизации институционализованное принуждение со стороны частных лиц (не связанных с государством) почти никогда не допускается. Одно из исключений здесь - правило «окрестных земель», действующее в штате Монтана и некоторых других регионах, которые дают вашим соседям право пасти коров на вашей земле, если она не огорожена. Таким образом, если вы не желаете пускать чужих коров на свою землю, вам придется соорудить изгородь. Другим исключением, по моему личному мнению, являются шумные мотоциклы Harley-Davidson. Но в целом считается естественным, что принудительные действия должны быть прерогативой государства.

Данное различие уже не первое столетие стоит в повестке дня наших интеллектуальных дискуссий. Оно является предметом для анализа даже в том случае, если условия, которые вас окружают, отличаются высокой степенью принуждения.

Естественная максима против естественной аксиомы

Итак, когда речь идет об отношениях между частными лицами, принцип свободы возводится почти в абсолют, т.е. действует практически в 100% случаев. Однако в том, что связано с государством, дело обстоит по-другому. Государство играет в обществе уникальную роль, и эта уникальность закреплена соответствующими правилами и номами. От государства мы готовы терпеть принудительные действия, которые никогда не позволили бы совершать частным лицам, - и не только потому, что государство сильнее, и лучше вооружено. На практике принцип свободы - не аксиома. Он действует в качестве максимы: если речь идет о выборе между двумя вариантами политического курса (или реформы), предпочтение следует отдать тому, который позволяет расширить свободу. Но это лишь неписаное правило, предположение, которое, как мы ожидаем, справедливо в девяноста с чем-то процентах случаев.

Различие между добровольностью и принуждением является выражением принципа свободы, а он зачастую представляется в виде нравственной аксиомы. В результате одно из главных препятствий для четкого утверждения различия между добровольным и принудительным в экономической науке связано с тем, что вас легко заподозрят и обвинят в том, что вы превращаете свободу в аксиому. Экономистам, выступающим за свободный рынок, приходится объяснять, что данное различие не равносильно полному неприятию принуждения. Можно признавать и это различие и, одновременно, в определенных случаях, необходимость принуждения.

Уолтер Блок (Walter Block) в полемическом задоре восклицает: «Коуз, гони свой скот с моей земли!» Насчет «моей земли» Блок прав, а вот насчет «гони» - не всегда. Ведь возможно, правило «окрестных земель» - хорошая и правомерная норма.

Если мы можем несколько ослабить привязку указанного различия к принципу свободы в качестве «обязательного рецепта», у нас возникнет больше возможностей для его использования в качестве аналитического «локомотива» для ответа на главный вопрос: В каких случаях мы должны поддерживать аксиоматичность принципа свободы, а в каких - нет?

Многих это различие не устраивает

Таким образом, если экономист использует данное различие в своих исследованиях, у него возникает проблема с тем, что люди путают максиму с аксиомой. Но это еще не самое серьезное затруднение. Даже если все осознают, что это различие следует воспринимать как максиму, на его основе возникает такая картина ситуации в обществе, которая у большинства экономистов вызовет полное неприятие. Ведь получается, что мы живем в государстве, где царит принуждение. Минимальная зарплата, лицензирование профессиональной деятельности, ограничения Федерального управления по лекарственным препаратам, контроль над оборотом оружия, запрет на наркотики, все формы налогообложения и множество других норм регулирования, устанавливаемых государством, носят явно принудительный характер. Если же обратиться к истории, то, применяя наше различие, можно прийти к выводу, что переломным моментом в плане институциализованного принуждения стал рузвельтовский «новый курс». Этот факт становится очевиден всем. Конечно, экономист, применяющий подобную методику, может попытаться успокоить слушателей: «Поймите только - если я называю какую-то меру принудительной, это не обязательно означает, что она плохая». Но люди все равно почувствуют себя оскорбленными. В нашем обиходе слово «принуждение» имеет ярко выраженные негативные коннотации.

Те, кому наше различие не нравится, пытаются его обойти, переиначивая основополагающие термины: собственность, согласие, свобода, права, правосудие, равенство, справедливость. Главная идея их концепции заключается в том, что государство - это как бы огромная общественная организация, где все правила принимаются по взаимному согласию. Никто не заставляет вас находится в его пределах. Таким образом, когда правительство навязывает вам закон о минимальной зарплате, оно не покушается на вашу собственность и свободу, а лишь реструктурирует права, касающиеся вашей собственности. Согласно этой точке зрения ваша собственность - это совокупность прав, которые определяет государство. Фактически такой подход основан на допущении, что все ваше имущество на деле принадлежит правительству, организации, государству, а «вашим» его можно считать лишь в том смысле, что последнее делегирует вам определенные полномочия в отношении этого имущества. Государство - властелин всего, реальный владелец всей собственности в стране, а мы в ней - лишь жильцы.

Концепция «государства - общественной организации» позволяет многим экономистам избавиться от различия между добровольным и принудительным. Если ученый открыто выступает за применение этого различия в качестве фундаментальной аналитической категории, а значит, дает понять, что мы живем в обществе всеобщего принуждения, он рискует тем, что экономисты, придерживающиеся других взглядов, подвергнут его остракизму. Порой его концепциям навешивают ярлык «идеологизированных» и закрывают ему доступ в научные журналы и учреждения.

Конкурирующие концепции экономической науки

Глубокие противоречия, существующие между теориями, основанными на идее свободного рынка, и преобладающей политической культурой, позволяют понять причины, по которым даже экономисты-рыночники в своих концепциях стараются обходить различие между добровольным и принудительным. Лайонел Роббинс (Lionel Robbins) выступает с идеей о том, что экономика сводится к чисто логическому выбору, эффективным способам достижения заданных извне целей. В том же ключе Джордж Стиглер (George Stigler) и Гэри Беккер (Gary Becker) утверждают, что в экономической науке речь идет о достижении максимальной полезности в рамках теоретического равновесия. На мой взгляд, эти концепции пустопорожни и искусственны и приводят лишь к бесплодию экономической науки. Но одна из причин, по которым они остаются в обороте, связана с тем, что они позволяют экономистам-рыночникам обходить рифы политической культуры. Джордж Стиглер не просто принижает различие между добровольностью и принуждением, но и прямо оспаривает его необходимость, утверждая, что на смену принципу свободы пришли такие понятия, как благосостояние, максимальная полезность и эффективность, в результате чего этот принцип превратился в бессмысленную и маловажную идею.

«Спонтанный» - значит добровольный

Учет нашего различия позволяет прояснить экономические теории. Хайек знаменит своими идеями «местного знания» и спонтанного порядка. Сформулированные им уроки о недостатках централизованного планирования были усвоены. Но если все признают, что государству не следует заниматься централизованным планированием, многие, тем не менее, не возражают против тысячи других разновидностей «настройки» экономического механизма руками государства, таких, например, как минимальная зарплата. Они говорят: пусть люди действуют спонтанно, но на масштаб и формы их действий необходимо влиять. Таким образом мы, дескать, сможем использовать принцип «местного знания» и, одновременно, сгладить экстерналии, последствия асимметричности информации и т.д.

Однако различие между добровольностью и принуждением помогает нам понять, что «спонтанность», по сути, означает свободу. Хотя ограничения вроде минимальной зарплаты нельзя отнести к разряду централизованного планирования, они представляют собой покушение на спонтанность. Из выводов Хайека вытекает и критическое отношение к государственному вмешательству. Сторонники такого вмешательства упускают из вида тот факт, что проблемы, которые, как утверждается, его оправдывают, в любом случае вызовут озабоченность, будут осознанны, и тогда появится возможность для появления новых методов и институтов. Аберрации создают новые возможности для взаимовыгодных решений, возможности, позволяющие с помощью нашей предприимчивости устранить первоначальную аберрацию или избежать ее. Так, лицензирование профессиональной деятельности обосновывается необходимостью защитить потребителя от неумех и шарлатанов. Однако в частной медицине, к примеру, существует множество институтов и способов для определения профессиональной квалификации врачей и обеспечения качественных услуг. Экономисты, изучающие проблему лицензирования, единодушно приходят к выводу, что оно не защищает потребителя, а наносит ущерб его интересам, ограничивая ассортимент подобных услуг и конкуренцию.

В основе нашего научного «чутья» в этом вопросе лежит обоснованная, аргументированная уверенность в потенциале совпадения интересов, и этот принцип отчасти предопределен различием, которое мы обсуждаем в данной статье. Кстати, в своих концепциях Хайек придает этому различию основополагающее значение, однако следует отметить, что действует он весьма дипломатично, зачастую давая об этом понять «между строк». Чтобы сгладить острые углы, Хайек часто использует такие термины, как «конкуренция», «децентрализованные действия», «рынок» и «спонтанный порядок». Более того, в своем труде по политической философии он не утверждает четко, что свобода основана на принципе владения/собственности, но вместо этого характеризует ее с точки зрения ряда важных и привлекательных для читателя корреляций. Порой в ходе дискуссии нарочитая туманность уместна, но в других случаях мы должны отстаивать четкое определение свободы и ее центральную роль в создании обоснованных экономических концепций.

Научное суждение зависит от чутья

Признавая, что стопроцентная свобода невозможна, вы сталкиваетесь с необходимостью определить, является ли тот или иной случай государственного вмешательства допустимым исключением из правил. Чем следует руководствоваться, принимая решение, что в данном случае максима свободы неприменима?

Для этого необходимо научное чутье, учет возможных последствий, в том числе нравственного и культурного плана. Мы стараемся в разумных пределах определить логику этого чутья, но не пытаемся дать ему полное и окончательное определение, выработать некий алгоритм. Порой другие требуют от нас «твердой основы», стандарта на все случаи жизни. Конечно, следует, насколько возможно, формулировать и прояснять наши глубинные ценности и критерии. Но чем глубже мы проникаем в суть проблемы, тем более размытой и банальной становится эта «основа». Чутье в отношении экономической политики нельзя определить четче и определеннее, чем эстетическое чутье. Никто не требует «твердой основы» для оценки фильмов и стихов. Следует привыкнуть и к такой же неопределенности критериев оценки экономической политики.

Высказанные суждения согласуются с концепцией Адама Смита

Направленность экономической науки, о которой мы говорим, можно назвать «смитовской», поскольку все наши важнейшие суждения находят поддержку в трудах Адама Смита:

- Джордж Стиглер критиковал политэкономию Смита за то, что она недостаточно «стиглеровская». Действительно, как продемонстрировал Рональд Коуз (Ronald Coase), Смит бы вряд ли согласился с тем, что сфера экономической науки - это максимальное увеличение полезности, «рациональный выбор» и тому подобное. Смит рассматривал политэкономию «как науку, касающуюся государственных деятелей и законодателей».

- Центральное место в его «Богатстве народов» занимает «очевидная и простая система естественной свободы», которую Смит самым тесным образом связывал со справедливостью. Смит придерживался классического, интуитивного, «строгого» понимания собственности, а его представление о свободе основано на идеях собственности и беспрепятственного добровольного соглашения. Концептуальный статус естественной свободы не зависит от правил, установленных государством. Система естественной свободы «утверждается сама по себе».

- «Богатство народов» содержит всеобъемлющий анализ проблем экономической политики. При этом данные вопросы оцениваются с точки зрения их соответствия принципу естественной свободы. Общий подход Смита заключается в объяснении, когда принципу свободы необходимо следовать, а когда - нет. Естественная свобода - основа экономической концепции Смита.

- Смит рассматривал принцип свободы как максиму, а не аксиому. В «Богатстве народов» он специально и четко оговаривает, что в некоторых конкретных случаях он поддерживает отход от принципа естественной свободы (кстати, аналогичным образом поступил и Дж.Б. Сэй (J.B. Say). По сути, Смит подчеркивает, что обсуждаемое нами различие в некоторых случаях совместимо с одобрением принуждения. Он говорил, что правила коммутативной справедливости схожи с правилами грамматики, имея в виду, что иногда неправильный грамматический оборот бывает уместен - но тот факт, что он употребляется, не превращает его в правильный грамматический оборот.

- Смит пришел бы в ужас от подрыва либеральной терминологии, основанного на косвенной предпосылке о всевластии государства. Подобный правовой позитивизм он находил у Томаса Гоббса, и показывал ошибочность «столь одиозной доктрины». Он также осуждал Кольбера за его методы управления французской экономикой, построенные «по образцу руководства департаментами государственного учреждения», полагая, что необходимо, напротив, «позволять каждому следовать собственным интересам по-своему, на основе общих либеральных принципов равенства, свободы и справедливости».

- Научные оценки Смита подкрепляют аргументы в пользу культуры, основанной на презумпции свободы. Максима свободы справедлива в девяноста с лишним процентов случаев, а потому ее целесообразно использовать в качестве аналитического критерия и инструмента критического анализа, а теоретические категории следует разрабатывать с учетом того факта, что эта максима действует с некоторыми исключениями. Но даже если политика государственного вмешательства уже проводится, ее сторонникам следует постоянно доказывать ее оправданность. Отличительной чертой политэкономии Смита является презумпция свободы - а не сохранения статус-кво. Порой Смит поддерживает уже существующее вмешательство (в особенности, как мне кажется, в отношении Шотландии того времени), но при этом считает своей обязанностью убедительно доказать его необходимость. (Всегда ли ему это удается - вопрос другой.)

- Смит также отверг бы требования о четком определении нашего научного чутья. Подобное чутье не укладывается в простые правила вроде грамматических; оно скорее соответствует тем же критериям, что и литературное мастерство, по определению «свободным, размытым и неопределенным». Да, Смит проводил аналогии между коммутативной справедливостью и правилами грамматики, но основаниями для однозначной презумпции подобной справедливости и общего следования ее принципам служат свободные, расплывчатые, неопределенные - но не бессмысленные и произвольные - критерии политико-эстетического чутья. Смиту понадобились два больших, неоднократно дорабатывавшихся труда, чтобы понять и выразить характер собственного научного чутья.

Заключение

Смит четко осознавал, что у экономической науки должна быть цель: анализировать самые важные проблемы экономической политики и вооружать практиков полученным знанием. Оценки наиболее важных вопросов, естественно, составляют элемент любой науки. Однако и формулирование этих вопросов - одна из ее первостепенных задач. Повторюсь: он рассматривал свободу как естественную концепцию, чей статус абсолютно не зависит от оценок конкретных политических вопросов, поэтому в использовании этой концепции для формулирования проблем и их анализа нет ничего неправомерного.

Эта концепция, естественно, используется и в ходе анализа закона о минимальной зарплате и других конкретных мер экономической политики. Но это еще не все: существуют разные способы структурирования и развития экономической науки в целом. И в этом отношении решение об использовании различия между добровольностью и принуждением - как в качестве основы, так и в качестве инструмента исследования - отчасти связано с суждением о сравнительной ценности науки в целом, которое становится его результатом. Это суждение необычайно важно, а потому также является частью науки.

На мой взгляд, для понимания экономических процессов специалистами и широкой общественностью было бы полезно, если бы экономисты активнее: (1) использовали различие между добровольностью и принуждением в своих формулировках, анализе и дискурсе; (2) не стеснялись этого использования, а, наоборот, четко заявляли об этом; (3) специально размышляли над сутью этого различия, особенно в плане восполнения пробелов и устранения неясностей; (4) разъясняли, что, при всей поддержке принципа свободы, они не рассматривают его как основание, чтобы осуждать принуждение при любой возможной ситуации.

Если экономисты, следующие традициям Смита и Хайека, признают, что принуждение порой полезно, ослабив тем самым абсолютно негативный характер этого понятия, они, возможно, смогут убедить других поддержать различие между добровольностью и принуждением. Было бы очень полезно, если бы участники экономического дискурса пришли к соглашению относительно этого различия - признали бы, к примеру, установление минимальной зарплаты актом принуждения - и спорили бы уже о том, когда, почему и в какой степени принуждение может считаться оправданным.

Примечания

Klein D.B., Dompe S. Reasons for Supporting the Minimum Wage: Asking Signatories of the ‘Raise the Minimum Wage’ Statement // Econ Journal Watch. Vol. 4. № 1 (January 2007). P. 125–167. Gwartney J., Lawson R. Economic Freedom of the World: 2006 Annual Report, Vancouver: Fraser Institute, 2007; Kane T., Holmes K.R., O’Grady M.A. 2007 Index of Economic Freedom. Washington, DC: Heritage Foundation, 2007. High J. Is Economics Independent of Ethics? // Reason Papers. Vol. 10. № 1 (1985). P. 3–16. Klein D.B., Dompe S. Op. cit. P. 132. Friedman D.D. A Positive Account of Property Rights // Social Philosophy and Policy. Vol. 11. № 2. P. 1–16. Ibid. Острота Блока упоминается и оценивается в работе: North G. Undermining Property Rights: Coase and Becker // Journal of Libertarian Studies. Vol. 16. № 4. P. 75–100; свою мысль Блок развивает в работе: Block W. Coase and Demsetz on Private Property Rights // Journal of Libertarian Studies. Vol. 1. № 2 (1997). P. 111–115. Stigler G.J. Wealth, and Possibly Liberty // Journal of Legal Studies. Vol. 7. № 2 (1978). P. 213–217. Hayek F.A. Law, Legislation and Liberty. Chicago: University of Chicago Press, 1973. Vol. 1. Rules and Order [Хайек Ф. Право, законодательство и свобода. М.: ИРИСЭН, 2006]. Hayek F.A. The Constitution of Liberty. Chicago: University of Chicago Press, 1960; Klein D.B. Mere Libertarianism: Blending Hayek and Rothbard // Reason Papers. № 27 (2004). P. 7–43. Stigler G.J. Smith’s Travels on the Ship of State // History of Political Economy. Vol. 3 (1971); включена в сборник трудов Стиглера «The Economist as Preacher and Other Essays» (Chicago: University of Chicago Press, 1982). P. 136–145. Coase R.H. Adam Smith’s View of Man // Coase R.H. Essays on Economics and Economists. Chicago: University of Chicago Press, 1994. P. 95–116. Smith A. The Wealth of Nations. Indianapolis: Liberty Fund, 1981. P. 138. Merrill Th.W., Smith H.E. What Happened to Property in Law and Economics? // Yale Law Journal. Vol. 111. № 2 (November 2001). P. 357–398. Smith A. The Theory of Moral Sentiments. Indianapolis: Liberty Fund, 1982. P. 80. Smith A. The Wealth of Nations. P. 687. Ibid. P. 324. Smith A. The Theory of Moral Sentiments. P. 318. Smith A. The Wealth of Nations. P. 664. Smith A. The Theory of Moral Sentiments. P. 327.