Эргономические требования к рабочему месту и техническим средствам деятельности. Понятие «эргономика Взаимное расположение рабочих мест

Эргономика – это научная дисциплина, она комплексно изучает возможности деятельности человека. Предметом эргономики является изучение закономерностей взаимодействия человека или группы людей с техническими средствами, предметом деятельности и средой, где происходит трудовой процесс.

Цель эргономики – повышение эффективности взаимодействия в системе «человек – машина - предмет деятельности - среда обитания»; при этом основной задачей является сохранение здоровья человека и создание условий для развития его личности. Система – это сочетание взаимодействующих факторов, компонентов, объединенных единой целью. Чаще всего в эргономике идет речь о системе «человек – машина – среда». Например, система взаимодействия людей в производственном или творческом коллективе.

Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки – обучения, тренировки, адаптации.

Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно – композиционных решений системы в целом и отдельных ее компонентов. Эргономика органически связана с дизайном, так как одна из целей дизайна – формирование гармоничной предметной среды. При этом отрабатываются не только внешний вид предметов, но и структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство. Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономику как естественно – научную основу дизайна. Учет человеческих факторов – обязательная компонента процесса дизайнерского проектирования.

Эргодизайн как сфера деятельности . В последнее десятилетие ХХ века за рубежом и в нашей стране употребляется понятие «Эргодизайн » для обозначения сферы деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна. Эргодизайн объединяет в единое целое научные эргономические исследования «человеческого фактора» с проектными дизайнерскими разработками таким образом, что порой установить границы между ними просто невозможно. Эргономический подход к решению задач оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов.

Социально-психологические факторы – предполагают соответствие оборудования, конструкции машины и организацию рабочих мест характеру группового взаимодействия. Эти факторы также обеспечивают межличностные отношения при совместном управлении объектом.

Антропометрические факторы – обеспечивают соответствие характера и формы изделий анатомической пластике человеческого тела.

Психологические факторы – участвуют в развитии особенностей восприятия, памяти, мышления, закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.


Психофизиологические факторы – обеспечивают условия визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.

Физиологические факторы – обеспечивают соответствие оборудования силовым, скоростным, энергетическим возможностям человека.

Гигиенические факторы – включают в себя требования по освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений. В том числе к гигиеническим факторам относятся радиация, ультразвук, вибрация, гравитационная перегрузка, ускорение, фоновые шумы.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите примеры комплексных объектов, знакомых Вам по окружающей среде.

2. Почему деятельность дизайнера имеет социальную направленность?

3. Какие факторы эргономики должен учитывать дизайнер, проектируя:

а) студию для занятий лепкой;

б) мастерскую для занятий конструированием одежды;

в) выставку студенческих работ?

Ключевые слова и понятия

Эргодизайн, эргономические требования (факторы), эргономические свойства, оптимальное решение, антропометрия, антропометрические требования, статические признаки тела человека, динамические признаки тела человека, перцентиль, факторы окружающей среды, методы эргономических исследований, соматография, соматографические и макетные методы, экспериментальные макетные методы, объемные антропоманекены.

Грамотно организованное, продуманное пространство, максимально адаптированное под поставленные перед человеком задачи - это целиком и полностью выполненные эргономические требования. Организовать такое рабочее место необходимо хотя бы потому, что это повысит производительность. Но самая главная цель, которую преследуют эргономические требования, - это сохранение здоровья.

На промышленных предприятиях

Рабочие места на промышленных предприятиях должны быть организованы рационально, это обеспечивается многими нормами и законами, в их числе и эргономические требования. Эргономика как наука изучает все закономерности при деятельности человека на производстве, его взаимодействие с производственной средой и орудиями труда. Практически все предприятия пользуются разработанной учеными системой "человек-машина-среда". Суть ее в следующем.

Надежность и эффективность трудового процесса появляются только при выполнении условия согласованности организационной оснастки, параметров машин, окружающей среды с психофизическими данными рабочего. Чтобы полностью выполнить эргономические требования, необходимо создать удобство рабочей позы, выверить оптимальные нагрузки на мышцы, а также и их чередование на протяжении смены. Нужно обеспечить соответствие оргоснастки и оборудования человеческому телу, что требует хорошего знания антропометрических характеристик.

Методы

Эргономические исследования рабочих мест должны учитывать физиологические особенности работника, а также оценивать траектории рабочих движений и прилагаемые усилия. Физиологи рекомендуют рационализировать каждое рабочее место, что можно осуществить различными методами.

  1. Эмпирическое совершенствование, при котором проводятся эксперименты и выверяется наиболее удачный вариант обустройства рабочего места с позиций физиологии. Во главу угла нужно ставить эргономическую безопасность.
  2. Характерным в для сидячей работы является выбор сидения. Нужно обязательно скорректировать его высоту, чтобы было удобно всему телу, особенно ногам. В офис очень важно поставить
  3. Третий путь - организация и совершенствование рабочих мест на основе Если трудиться приходится стоя, стол для работы должен тоже соответствовать росту человека по высоте. Во внимание принимается все, что присутствует на рабочем месте: столы и стулья, техника и так далее, оно должно быть соразмерным, обращается особое внимание на размеры зон деятельности рук трудящегося.

Совершенствование условий труда

Очень много помогают эргономическим показателям рабочих мест данные биомеханики, когда исследуется равновесие тела или рук по отношению к полю силы тяжести. Каждый элемент должен быть преобразован так, чтобы это вело к уменьшению момента приложения силы мышц. То есть либо уменьшается расстояние между центрами тяжести и сочленения, либо нужно уменьшение нагрузки (веса), удерживаемой в руках.

Данные о физиологических процессах, протекающих во время работы, тоже помогают совершенствовать условия труда. Эргономические требования к рабочему месту включают в себя и высокую степень рациональности позы человека при выполнении тех или иных операций. Так можно вычислить величину затрачиваемой энергии для поддержания позы. О рабочей мебели уже было сказано, есть смысл добавить, что выбор ее должен происходить на основании ощущаемого комфорта. Таков должен быть и стул, и стол для работы, и все, что находится в пределах досягаемости.

Предпосылки для совершенствования

Чтобы принимать оптимальные решения относительно выбора того или иного предмета обстановки рабочего места, широко используется метод опроса. Здесь важно уточнить данные о самочувствии работающих при том или ином варианте организации труда. Так значительно легче улучшить эргономические показатели, поскольку будут выбраны самые приемлемые условия. Если у рабочего есть выбор относительно рабочей позы, рекомендации и советы можно давать только после проведения соответствующих исследований.

В противном случае лучше полагаться на удобство рабочего. Казалось бы, поза сидя значительно преимущественнее позы стоя, но на самом деле это абсолютно индивидуально. Даже эргономичное кресло иногда не станет удобнее для человека с некоторыми заболеваниями, при которых стоя работать комфортнее. Физиологические данные и производственные условия должны оптимально сочетаться. В этом и состоит главная цель эргономических требований к рабочему месту.

Эстетика

Эстетические требования также необходимо учитывать при организации рабочих мест. Нужно, чтобы человека окружала гармоничная производственная среда, потому что не только удобно сконструированное рабочее место, но и весь интерьер очень влияет на производительность труда. Если человек удовлетворил свои духовные и материальные потребности, она непременно вырастет. Цвет в оформлении производственного помещения значит очень много. Он должен быть соотнесен с характером трудового процесса, тогда психофизиологические функции работника будут в норме.

Размеры, форма, яркость, цвет, контрастность, расположение в пространстве каждого элемента - все это отражается на особенностях организма, что и ощущает человек. Машина в этом плане равнодушна, но пока на производстве людей еще не заменили роботы, нужно учитывать, что буквально все на рабочем месте должно позитивно отвечать осязательным, слуховым, зрительным и прочим особенностям психофизиологии живого организма. Для правильной организации рабочего места в первую очередь, конечно, необходимо выполнить все эргономические требования к оборудованию.

В офисе

Даже рабочие, стоящие смену за станками, не болеют так часто и специфически, как офисные работники. Это и быстро развивающаяся близорукость, и сухость в глазах, и переутомление мышц шеи и спины, и еще хуже - туннельный синдром. А все потому, что рабочие места заставляют человека проводить много времени в неудобной позе, в неестественном положении, пользоваться неудобными инструментами.

Нужно прежде всего обеспечить каждое рабочее место мебелью, имеющей эргономические свойства, параметры которой регулируются, чтобы можно было самостоятельно подобрать высоту столешницы, положение спинки кресла, расстояние до монитора и тому подобное. Тогда легко можно превратить типовое рабочее место в индивидуальное, которое будет отвечать всем требованиям организма конкретного человека.

Все под рукой

Вторым важным эргономическим принципом является доступность каждого нужного для работы предмета, когда специалист точно знает, где нужная канцелярия, где офисная техника. Он делает минимум движений, экономится время и усилия, растет и становится качественнее производительность труда. Работоспособность повышается, скорость действий, согласно исследованиям, вырастает на двадцать процентов. Затрат не было, а качество работы повысилось.

Гораздо реже сотрудники болеют, и это тоже благодаря благоприятным условиям труда. Это, безусловно, выгодно и самим работникам, и работодателю. Профессиональные заболевания вообще сводятся к минимуму. Почти исчезают на предприятии производственные травмы и несчастные случаи. Значительно уменьшается текучка кадров, поскольку люди остаются там, где им комфортно, даже если в соседней компании предлагают немного больше денег. Таким образом удается сохранить ценных работников благодаря эргономике рабочих помещений. Главное - это недорого, никаких значительных капиталовложений эти действия за собой не повлекут.

Если эргономику игнорируют

Не брать во внимание человеческий фактор, особенно когда проектируются сложные производства, не только невыгодно, но и чрезвычайно опасно. Например, при исследованиях причин чернобыльской катастрофы эксперты в числе прочих выделили тот факт, что именно неправильная организация рабочего места повлияла на решения обслуживавшего четвертый блок персонала.

Самый важный параметр, который свидетельствует о состоянии ядра, а конкретно - о числе стержней в защитной и контрольной системах, отображался на панели в виде, который не был подходящим для понимания и восприятия. Сейчас эргономике уделяется самое серьезное внимание, и не только на атомных электростанциях заботятся об условиях, в которых работать комфортно, но и в каждом, даже самом маленьком офисе.

Рабочее пространство

Общие требования, применяемые к обустройству производственного пространства, содержатся в статье 209 ТК РФ, где говорится о безопасности труда, о соответствии рабочего места антропометрическим, психологическим и физиологическим параметрам. И, конечно же, о том, насколько важен тип работы.

При проектировании производства по отношению к каждому рабочему месту учитывается: рабочая поза, пространство размещения, возможность видеть все элементы рабочего места и далее пространство за пределами его, возможность с удобством вести записи, документацию, а также быстро и легко доставать любые материалы, которые необходимы для работы.

Организация и защита

Организовано должно быть так, чтобы работнику было удобно перемещаться и совершать все необходимые движения по обслуживанию оборудования. Необходимо добиться хорошего восприятия любой зрительной и звуковой информации.

Также необходимо защищать сотрудников от любого воздействия вредных и опасных факторов. Должна быть спецодежда и, когда это полагается, средства индивидуальной защиты. Однако если это используется, ничто не должно мешать работе. Работник в любой момент должен иметь возможность покинуть помещение, если случается аварийная ситуация.

Правила и нормы

В зависимости от положения, в котором человек осуществляет деятельность, различают рабочие места, и это тоже учитывается производственной эргономикой. Оптимально организованное пространство обеспечивает свободное совершение всех необходимых для трудового процесса действий. При выполнении работ сидя регулируется высота рабочей поверхности, пространство для ног и сидение. Если высота сидения не регулируется, необходима подставка для ног. Все это подбирается оптимально соответственно росту рабочего.

При выполнении работы стоя регулируется высота рабочей поверхности. Здесь необходимыми бывают подставки для ног, если поверхность стола не регулируется. Все должно сопутствовать тому, чтобы во время работы было обеспечено свободное и прямое положение корпуса, наклон вперед допускается не более пятнадцати градусов. Подставка для ног должна быть с рифленой поверхностью и бортиком по переднему краю не менее десяти миллиметров высотой. Также рассчитаны нормы относительно ширины и длины поверхностей, подставок и пространства для стоп, если нужно подходить близко к рабочей поверхности. Если появляется необходимость, на нее устанавливаются подлокотники.

Технические средства

Правильным распределением функций работника и безусловно, можно влиять на эффективность труда в приятную для работодателя сторону. Чтобы сделать трудовую деятельность комфортной, нужно экономить физическую силу и равномерно распределять нагрузку.

Все сигналы - визуальные, акустические и тому подобные - должны опознаваться легко, органы управления - перемещаться без приложения усилий, инструменты - обладать удобством, все элементы на рабочем месте располагаться логично в соответствии с действиями работника.

Особо нужно отметить, что документацию, в которой деятельность сотрудника регламентируется, нужно сделать доступной восприятию и исключительно наглядной. Условия труда должны быть такими, чтобы работники имели возможность взаимодействия.

Термин «эргономика» был принят в Англии в 1949 г., когда группа английских ученых положили начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20-е годы предлагался термин «эргология», а в настоящее время принят английский термин. В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные названия: в США - «исследование человеческих факторов» (Human Factors (HF) - американское название европейской Ergonomics), в ФРГ - «антропотехника».

Юридически оформившись в 1949 г., эргономика претерпела существенные изменения за эти десятилетия. Так, если 20 лет назад основные работы велись в областях (в порядке убывания приоритетности) антропометрии, физиологии труда, проектирования труда, биомеханики, психологии, то в последнее десятилетие приоритеты эргономики существенно сместились в область безопасности, проектирования труда, биомеханики, напряженности труда, интерфейса «человек-компьютер». Биомеханика и физиология труда не доминируют, как в прошлом, но возник их новый аспект, связанный с расстройствами опорно-двигательного аппарата, обусловленный ростом части людей, работающих на компьютеризированных местах.

Brian Shakel характеризует развитие эргономики по десятилетиям как:

  • 1950-е - военная эргономика,
  • 1960-е - промышленная эргономика,
  • 1970-е - эргономика товаров широкого потребления,
  • 1980-е - интерфейс «человек-компьютер» и эргономика программного обеспечения,
  • 1990-е - когнитивная и организационная эргономика.

К концу ХХ века выделились три главных направления внутри эргономики:

  • 1. Эргономика физической среды, рассматривающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющими отношение к физическому труду. Наиболее актуальные проблемы включают рабочую позу, обработку материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновку рабочего места, надежность и здоровье.
  • 2. Когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как, например, восприятие, память, принятие решений, поскольку они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы. Соответствующие проблемы включают умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера, акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социотехнической системы.
  • 3. Организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социотехнических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Проблемы включают рассмотрение системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление.

Эргономика - наука, изучающая различные предметы, находящиеся в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности. Ее цель разработать форму предметов и предусмотреть систему взаимодействия с ними, которые были бы максимально удобными для человека при их использовании.

Эргономика - наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека (группы людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, которая связана с использованием технических средств на производстве и в быту. Эргономика - результат синтеза гигиены, психологии, анатомии и целого ряда других наук.

Эргономика - эта научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, влияние разного рода факторов на его работу.

Эргономика - отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики - системы человек-машина, в т.ч. и т.н. эргатические системы; метод исследования - системный подход. (энциклопедия «Кирилл и Мефодий»).

Эргономика - научно-практическая дисциплина, изучающая деятельность человека, орудия и средства его деятельности, окружающую среду в процессе их взаимодействия с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфортности жизнедеятельности человека.

Эргономика - дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика исследует не только анатомические и физиологические, но также и психические изменения, которым подвергается человек во время работы. Результаты эргономических исследований используются при организации рабочих мест, а также в промышленном дизайне. (Е.В. Савицкая, О.В. Евсеев)

Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства. Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом исследования - системы «человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда». Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда. Проблема состоит в координации различных методических приемов при решении той или иной эргономической задачи, в последующем обобщении и синтезировании полученных с их помощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию новых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех дисциплин, на которые она возникла.

Эргономика - отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики:

  • 1. Инженерная психология
  • 2. Психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология
  • 3. Конструирование
  • 4. Гигиена и охрана труда, научная организация труда
  • 5. Антропология, антропометрия
  • 6. Медицина, анатомия и физиология человека
  • 7. Теория проектирования
  • 8. Теория управления.

Мидиэргономика - исследование и проектирование систем «человек-коллектив», «коллектив-машина», «человек-сеть», «коллектив - организация». Миди-эргономика исследует взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. В сферу интересов миди-эргономики входят:

  • 1. проектирование организаций
  • 2. планирование работ
  • 3. обитаемость рабочих помещений
  • 4. гигиена труда
  • 5. проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов

Это - исследование и проектирование систем «человек - рабочая группа, коллектив, экипаж, организация», «коллектив - машина», «человек-сеть, сетевое сообщество», «коллектив - организация», Сюда входит и проектирование организаций, и планирование работ, и обитаемость рабочих помещений, и гигиена труда, и проектирование АРМ залов с дисплеями общего пользования, проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов, и многое, многое другое. Исследуется взаимодействие на уровне рабочих мест и производственных задач.

Эргономика - наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.

Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства.

Первые исследования, непосредственно связанные с зарождением эргономики относят к 20-м гг. 20 в., когда в Великобритании, США, Японии и некоторых других странах физиологи, психологи, врачи и инженеры предпринимали попытки комплексного изучения человека в процессе трудовой деятельности с целью максимального использования его физических и психологических возможностей.

Термин «эргономика», предложенный польским естествоиспытателем В. Ястшембовским еще в 1857 году, получил широкое распространение после 1949 года, а именно, когда группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое исследовательское общество, с которым обычно связывают формирование эргономики как самостоятельной научной дисциплины.

Интенсивное развитие во многих странах мира эргономика принимает с середины 50-х гг., в 1961 году создана Международная эргономическая ассоциация, в которой представлено свыше 30 стран, в которых раз в три года проводятся международные конгрессы по эргономике; в Международной организации по стандартизации образован технический комитет «Эргономика».

В Великобритании с 1957 года издается журнал «Ergonomics», ставший официальным органом Международной эргономической ассоциации. Журналы эргономического профиля издаются также в Болгарии, Венгрии, США, Франции. В Великобритании, Канаде, Польше, Румынии, США, Франции, ФРГ и Японии разрабатываются учебные программы и ведется подготовка специалистов в области эргономики в университетах и других высших учебных заведениях.

К огромному сожалению, идея интеграции усилий разных специалистов в области изучения труда так и не реализовалась, что свидетельствует о сложности данного вопроса, и о необходимости поиска новых подходов в этом направлении.

Предметом эргономики является трудовая деятельность, а объектом исследования -системы «человек - коллектив - машина - среда - социум - культура - природа». Эту систему часто называют «эргономической системой».

Эргономика- отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики: инженерная психология, психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология, конструирование, гигиена и охрана труда, научная организация труда, антропология, антропометрия, медицина, анатомия и физиология человека, теория проектирования, теория управления.

Эргономика связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания и общения. Ближайшей для неё отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой является изучение и проектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельности операторов.

Эргономика не может абстрагироваться от проблем взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда, которые являются предметом изучения психологии труда. Также она тесно связана с физиологией труда, которая является специальным разделом физиологии, посвященным изучению изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности и физиологическому обоснованию научной организации его трудового процесса, способствующей длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне.

Эргономика использует данные гигиены труда, которая является разделом гигиены, изучающей влияние производственной среды и трудовой деятельности на организм человека и разрабатывающей санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда.

По своей природе эргономика занимается профилактикой охраны труда, что подразумевает комплекс правовых, организационных, технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда и сохранение здоровья работающих.

Эргономика решает ряд проблем, поставленных в системотехнике: оценка надежности, точности и стабильности работы оператора, исследование влияния психологической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности в системе «человек-машина», изучение приспособительных и творческих возможностей человека.

В практическом отношении проблема взаимоотношения эргономики и системотехники - это проблема организации всестороннего и профессионального учета эргономических факторов на различных этапах создания систем (проектирования, изготовления, испытаний, внедрения) и их эксплуатации.

Эргономика не может эффективно решать стоящие перед ней задачи вне тесных связей с промышленной социологией и социальной психологией и другими общественными науками. Вне этих связей эргономика не может ни полноценно развиваться, ни правильно прогнозировать социальный эффект от внедрения разрабатываемых ею рекомендаций. Данная группа наук в определенном отношении опосредствует взаимосвязь эргономики с экономикой.

Эргономический подход к изучению трудовой деятельности не дублирует исследований, проводимых в сфере психологии, физиологии и гигиены труда, но опирается на них и дополняет их.

Комплексный подход, характерный для эргономики, позволяет получить всестороннее представление о трудовом процессе и тем самым открывает широкие возможности его совершенствования. Именно эта сторона эргономических исследований представляет особую ценность для научной организации труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируются на достижения современной науки и передовой практики.

В развитии эргономики можно выделить несколько этапов.

Задачей первого этапа явилось повышение производительности труда. Человек рассматривался как определенного вида ресурс. Задача заключалась в наиболее полном использовании его возможностей для данного технологического процесса и в отсеве непригодных для данной работы. Основное содержание эргономической работы на первом этапе заключалось в выяснении, обладает или не обладает определенный человек возможностями для выполнения данной работы и если обладает, определить, насколько интенсивно его можно эксплуатировать. Отсюда и основные проблемы: утомляемость, индивидуальные отличия, отбор, профориентация и т.п. эргономика наука моргунов

Идеологами этого этапа были Ф.Тейлор, Г.Мюнстерберг, В. Штерн, И.Н. Шпилькейн, А.К. Гастев, П.М.Керженцев, В.М. Бехтерев, С.Т.Геллерштейн.

Особняком стоят авторы, исходившие из другой задачи: не повышение производительности труда, а предупреждение срывов. Срыв трактовался ими не как следствие отсутствия соответствующего свойства, а как следствие предельности условий для функционирования человека. Отсюда вырастает идея уменьшения предельности, разрыва между возможностями человека и требованиями к нему, другими словами, согласования человека и техники, обеспечения нормальности условий работы.

В России, пожалуй, первым так поставил задачу и даже предложил соответствующую программу работ инженер -железнодорожник Рихтер. Позднее аналогичную программу в области авиации предложил Н.М. Добротворский. Первые экспериментальные исследования в духе этой идеологии провели Н.В.Зимкин и Н.А. Эппле.

Эта идеология, собственно, и была провозглашена Лондонским эргономическим обществом в 1949 г., и даже практическая ситуация, из которой выросло это общество, была такой же, как и у Н.М.Добротворского - авиационные катастрофы вследствие ошибок летчиков. В результате целью эргономического анализа стало выяснение ограничений возможностей человека и закономерностей функционирования исследуемых процессов, а не возможностей того, что человек смог бы.

Задача анализа человека стала более «бескорыстной», исследовательской. Раньше свойства человека рассматривались в процессе труда (реального или имитированного), то теперь предметом стал сам человек - его свойства и функции. Это дало возможность действительно согласовывать свойства человека и машины (список Фиттса), а не только декларировать, как это было раньше. Человек стал компонентом системы, перестал быть ресурсом. Первоначально рассматриваемыми эргономистами характеристикам и были простые психологические, психофизиологические и биомеханические свойства: время реакции, цветоразличение, длина руки и т.п.

Далее развитие эргономики шло по пути захвата более сложных свойств человека. С одной стороны, это более сложные психические функции - познавательные способности (когнитивная эргономика), мыслительные способности. С другой стороны, это целостные характеристики поведения: стресс, психическое здоровье, удовлетворенность трудом - направление, получившее название гуманизация труда.

Развитию гуманизации труда способствовало два фактора: во - первых, оказалось, что удовлетворение неспецифических потребностей, например, такой, как удовлетворенность трудом, приводит к повышению производительности труда, и, во-вторых, то, что многие новые производства, основанные на современной технологии, могут функционировать лишь в том случае, если учтены общечеловеческие потребности работника.

Следующим этапом развития эргономики является экспансия на другие, помимо труда, сферы деятельности: досуг, обучение и т.д. Конечно, и сам труд в современном производстве меняет свое качество: в нем неразрывно связаны собственно производительный труд, обучение, рекреация. Эргономика начинает учитывать даже национальные особенности работающего контингента.

Эргономика начинает осознавать, что она вступает в новый этап своего развития, когда она становится «необходимым и основным компонентом планирования и разработки проектов, которые связаны с взаимодействием людей и машин».

Введение……………………………………………………………………….3

I Понятие эргономики……………………………………………………6

1. Объект и предмет изучения эргономики………………………………7

2. Миди и Микро эргономика…………………………………………….10

3. Связь с другими науками и направления эргономики ………………11

II Методы и технические средства эргономики………………………14

1. Классификация эргономических методов…………………………..15

III Структура эргономических свойств и показателей техники …..21

Заключение……………………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………..32

Введение

С развитием производства меняются условия, методы и организация трудовой деятельности человека, претерпевают существенное изменение функции, роль и место человека в труде. Соответственно на разных исторических этапах выступают на первый план те или иные аспекты исследования трудовой деятельности. Преимущественно энергетический подход к ее изучению, обусловленный преобладанием в прошлом ручного труда, являлся типичным для исследований в сфере физиологии труда, возникшей в XIX веке. С физиологией труда тесно связана гигиена труда – профилактическая дисциплина, изучающая воздействие трудового процесса и производственной среды на организм работающих. В начале XX века, когда появились сложные виды трудовой деятельности (управление автомобилем, локомотивом и др.), предъявившие повышенные требования к скорости реакции, восприятию и другим психическим процессам человека, возникла психология труда.

Дифференциация наук, изучающих человека в труде, сыграла и продолжает играть положительную роль в развитии наших знаний о нем. Однако на ряду с этим стала проявляться цеховая обособленность научных дисциплин, появились признаки утраты представления о целостности человека в трудовой деятельности. По мере накопления знаний возникали контакты между науками. Гигиена труда вынуждена была обращаться к данным физиологии и психологии труда, психология труда – к данным гигиены и системотехники и т.д. Это и понятно, поскольку в действительности человек в трудовой деятельности представляет собой не сумму разрозненных элементов, а органичное целое. В результате трудовой деятельности психологические компоненты не отделены от физиологических и социальных. Определенное влияние на них оказывают и технические средства, с которыми человек взаимодействует.

В конце сороковых – начале пятидесятых годов ХХ века на основе накопленных знаний возникла потребность в целостной системе представлений о работающем человеке, о его взаимоотношениях с техникой и с окружающей средой. Но дело, конечно, не только в логике развития наук.

Современные производство и транспорт, оснащенные сложными техническими системами, предъявляют к человеку требования, вынуждающие его иногда работать на пределе психофизиологических возможностей и в экстремальных ситуациях.

Различные виды трудовой деятельности сопряжены с ответственностью человека за эффективное и надежное функционирование сложных систем. Резко увеличивается цена ошибки человека при проектировании систем, а также в процессе их использования.

Показатели физической среды на производстве, в учреждениях, в кабинах самолетов, тракторов и т.д. (освещенность, состав воздуха, атмосферное давление, шум и т.п.) также должны быть согласованы с психофизиологическими возможностями и особенностями человека. Только тогда можно рассчитывать на высокую эффективность и качество труда человека при одновременном сохранении его здоровья.

До известного времени разделение труда между учеными и практическими работниками, занятыми главным образом «приспособлением» человека к уже созданной технике, оказывалось достаточным. Однако по мере увеличения сложности машин, оборудования, систем управления и деятельности по их управлению, освоению и обслуживанию все больше выявлялась необходимость участия в их создании представителей всех наук о труде и сфер практической деятельности.

Раньше каждый вариант оборудования мог буквально столетиями совершенствоваться. Сейчас же общество не располагает временем для этого (за последнее десятилетие, например, сменилось несколько поколений ЭВМ). Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники необходимо заранее и с максимальной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. Теперь в работе с большими системами можно действовать только одним способом – заранее теоретически все рассчитать и проверить, а на практике действовать наверняка.

I Понятие эргономики

Термин "эргономика" был принят в Англии в 1949г., когда группа английских ученых положили начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20-е годы предлагался термин "эргология", а в настоящее время принят английский термин. В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные названия: в США - "исследование человеческих факторов" (Human Factors (HF) - американское название европейской Ergonomics), в ФРГ - "антропотехника".
Юридически оформившись в 1949 г., эргономика претерпела существенные изменения за эти десятилетия. Так, если 20 лет назад основные работы велись в областях (в порядке убывания приоритетности) антропометрии, физиологии труда, проектирования труда, биомеханики, психологии, то в последнее десятилетие приоритеты эргономики существенно сместились в область безопасности, проектирования труда, биомеханики, напряженности труда, интерфейса "человек-компьютер". Биомеханика и физиология труда не доминируют, как в прошлом, но возник их новый аспект, связанный с расстройствами опорно-двигательного аппарата, обусловленный ростом части людей, работающих на компьютеризированных местах.
Brian Shakel характеризует развитие эргономики по десятилетиям как:
1950-е - военная эргономика,
1960-е - промышленная эргономика,
1970-е - эргономика товаров широкого потребления,
1980-е - интерфейс "человек-компьютер" и эргономика программного обеспечения,
1990-е - когнитивная и организационная эргономика.
К концу ХХ века выделились три главных направления внутри эргономики:

1. Эргономика физической среды, рассматривающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющими отношение к физическому труду. Наиболее актуальные проблемы включают рабочую позу, обработку материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновку рабочего места, надежность и здоровье.

2. Когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как, например, восприятие, память, принятие решений, поскольку они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы. Соответствующие проблемы включают умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера, акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социо-технической системы.

Организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социо-технических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Проблемы включают рассмотрение системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление.

1.Объект и предмет изучения эргономики

Эргономические исследования подчинены задачам проектирования, их результаты отличаются от традиционных научных знаний тем, что ориентированы главным образом не на познание, а на преобразовательно-проектное действие.

Например, изучение моторного поля показывает различие эргономического подхода и подходов наук, методы которых используются в эргономических исследованиях. Определение моторного поля (скажем, при движении рукой) в прикладной антропологии осуществлялось простым измерением дуг, описываемых рукой при стандартном положении тела испытуемого. Имитация специальной задачи (включение-выключение тумблера, связь движения со зрительной сигнализацией) позволила получить другие характеристики моторного поля. Изменились его структура и размеры, геометрия приняла не метрический, а топологический характер. В моторном поле фиксируется уже не только область пространства, а «пространство – движение – время», включенные в двигательную задачу.

Эргономика не изучает рабочую среду и другие ее виды как таковые, это предметы других наук. Для эргономики важно влияние среды на эффективность и качество деятельности человека, его работоспособность, физическое и психическое благополучие. Эргономика определяет оптимальные величины средовых нагрузок – как по отдельным показателям, так и в сочетании.

Объектом изучения эргономики является система «человек – машина», а предметом – деятельность человека или группы людей с техническими средствами.

Общая цель эргономики формулируется как единство двух аспектов исследования и проектирования:

· удобство и комфортные условия эффективной деятельности человека, а соответственно и эффективное функционирование систем «человек – машина»;

· сохранение здоровья и развитие личности.

В конкретном исследовании и проектировании тот или иной аспект может превалировать. Однако общая цель реализуется через их совокупность и взаимодополняемость.

Имея в качестве объекта исследования систему «человек – машина», эргономика изучает определенные ее свойства, которые обусловлены положением и ролью человека в системе. Эти свойства получили название человеческих факторов в технике. Они представляют собой интегральные показатели связи человека, машины, предмета деятельности и среды, проявляющиеся при деятельности человека с системой и ее функционировании, связанные с достижением конкретных целей. Человеческие факторы в технике существуют актуально, т.е. «здесь и теперь», порождаются во время взаимодействия человека и технической системы. В этом смысле они относятся к виртуальной реальности и обладают ее свойствами. Она источник как эффективного управления так и неэффективного.