Понятие и классификация функций управления. Понятие функции управления Понятие функции управления было впервые предложено

3. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Логическая структура раздела


3.1. Понятие и классификация функций управления

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные.

Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.

Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:
- прогнозирование и планирование;
- организация работы;
- мотивация;
- координация и регулирование;
- контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:
- перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
- организация работ по стандартизации;
- учет и отчетность;
- экономический анализ;
- техническая подготовка производства;
- организация производства;
- управление технологическими процессами;
- оперативное управление производством;
- метрологическое обеспечение;
- технологический контроль и испытания;
- сбыт продукции;
- организация работы с кадрами;
- организация труда и заработной платы;
- материально-техническое снабжение;
- капитальное строительство;
- финансовая деятельность.


Как уже отмечалось, впервые попытки классификации управленческих функций были предприняты представителем классической школы управления – Анри Файолем, который распределил все операции, имеющие место в организации, на шесть групп:

1. технические (производство, изготовление, переработка);

2. коммерческие (покупка, продажа, обмен);

3. финансовые (изыскание капиталов и управление ими);

4. страховые (по охране имущества и лиц; связанные с безопасностью);

5. учетные (бухгалтерские; инвентарь, баланс, издержки, статистика);

6. управленческие (административные), состоящие из элементов планирования, организации, руководства, координации и контроля

Как видно из предложенной классификации, функции управления появляются в рамках административных операций в организации, которые и составляют сущность управления.

Однако с позиции классической школы , управленческие функции рассматривались независимо друг от друга. Процессный подход к эволюции менеджмента решает указанную проблему и позволяет рассматривать управление как процесс взаимосвязанных действий, направленных на достижение целей организации.

Согласно процессному подходу , управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями (функциями управления). Каждая управленческая функция представляет собой процесс, потому что тоже состоит из взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

П. В. Шеметов определяет функцию управления как определенный вид трудовой деятельности, обособившийся в процессе специализации управленческого труда.

Процесс управления – необходимая последовательность действий, из которых складывается воздействие менеджера на коллектив, т.е. воздействие управляющей подсистемы на управляемую.

Содержание управления раскрывается в его функциях . Е. П. Михалева считает, что функции как таковые представляют собой совокупность систематически повторяющихся действий менеджеров всех уровней, обеспечивающих процесс управления организацией. Функции (управления) – виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат управления) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

П. В. Шеметов определяет функции управления в общем виде как совокупность относительно однородных по некоторому признаку действий, направленных на достижение частной цели и в то же время подчиненных общей цели управления.

Несмотря на разнообразие, функции делятся на общие и конкретные (частные). Общие функции – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности. П. В. Шеметов считает, что общие функции – это виды деятельности, не связанные с особой спецификой объекта управления и общие для всех органов управления.

По мнению М. Мескона, М. Альберта, Р. Хедоури, общими функциями являются планирование, организация, мотивация и контроль.

По мнению И. Н. Герчиковой, работа менеджера заключается в выполнении управленческих функций, к которым относятся планирование, организация, мотивация и контроль.

Специалисты в области менеджмента также выделяют такие общие функции , как:

Целеполагание,

Планирование,

Прогнозирование,

Организация,

Координация и регулирование;

Мотивация, активизация, стимулирование,

Руководство,

Контроль, учет и анализ.

Они представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. Особенностью функций является их взаимное проникновение друг в друга.

По мнению Э. М. Короткова, указанные функции являются основными (общими), поскольку они реализуются в управлении любым объектом и составляют содержание управления объекта как такового независимо от особенностей объекта и условий управления.

Конкретные функции (специальные) определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса. Конкретные функции управления могут иметь следующую классификацию:

1. По признаку воздействия на все сферы деятельности организации в целом: перспективное и текущее экономическое и социальное планирование, организация работы по стандартизации, учет и отчетность и экономический анализ

2. По признаку воздействия на отдельные стадии производственного процесса : управление технической подготовкой производства, организация производства, управление технологическим процессами, оперативное управление производством, организация метрологического обеспечения, технический контроль и испытания, маркетинг

3. По признаку воздействия на отдельные факторы производства управление персоналом, управление организацией труда, организация творческой деятельности трудового коллектива, МТС, капитальное строительство, финансы

Специальные функции – это подфункции конкретной функции управления.

Функции планирования, целеполагания

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Как видно, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.

Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале ХХ в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

Но очень часто говорят лишь о четырех функциях управления - планирование, организация, мотивация и контроль.

Концепция российского менеджмента как процесса выполнения взаимосвязанных функций планирования, организации, координирования и регулирования, мотивации, контроля объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихевиористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дельнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.

Сущностная характеристика менеджмента - это функция или вид деятельности по руководству людьми. Эту особенность любого вида управления отмечала Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как обеспечения выполнения работы с помощью других лиц. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку "воздействия" на людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения .

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной деятельности, где применяются любые средства взаимодействия: цели, стратегии, методы, структуры управления. Поэтому процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа функций объединяется процессом выработки и реализации управленческого решения, имеющим универсальные этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как группы функций менеджмента, т.е. видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.

Сущностная особенность менеджмента обуславливает наличие менеджера - субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству людьми.

В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные с выполнением данных функций и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента.

Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия групп функций менеджмента создает условия принятия правильных решений в области формирования и функционирования систем менеджмента.

Отметим главные особенности функций менеджмента. Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических отношений между людьми и коллективами, занятыми в производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности .

Важная особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

Переходный этап развития рыночной экономики России характеризуется особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регулятором, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.

Под адаптивностью понимается способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды. В систему адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующие. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

Следует отметить и процессы адаптации к ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс . управление административный менеджмент

Согласно теории Файоля в менеджменте выделяют пять функций:
  1. Планирование – это прогнозирование и подготовка к будущему. Неспособность планировать означает некомпетентность менеджера.
  2. Организация – это обеспечение бизнеса всем необходимым для функционирования (оборудование, материалы, финансирование, люди), важнейшим элементом здесь является учебная подготовка менеджера.
  3. Мотивация – вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.
  4. Координаци я – распределение. Командная деятельность как средство выполнения организационной работы; По сути это – управление подчиненными.
  5. Контроль – проверка и надзор за тем, чтобы всё шло так, как запланировано.

Изначально, согласно теории Адама Смита , единственной управленческой функцией было инвестирование – вложение капитала и приобретение рабочей силы и оборудования. Потом Тейлор ввёл функцию планирования , контроля и координирования в качестве самостоятельных видов деятельности менеджера.
А Файоль скомпилировал и перечислил основные функции, а также заложил основы особого направления в менеджменте – структурно-функционального подхода.

Функция планирования

Предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать её участники, чтобы достичь этих целей.
Планирование состоит в том, что:

  • проводится всесторонний анализ текущего положения, в котором находится компания;
  • обеспечивается детализация установленных целей деятельности организации и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей,
  • согласовываются очерёдность и сроки реализации отдельных работ,
  • определяется состав необходимых ресурсов,
  • устанавливается состав реализуемых проектов,
  • распределяются задания по участникам,
  • разрабатывается стратегия действий, составляются необходимые планы и программы.
  • обеспечивается выполнение заданий, установленных на каждый период времени.

Функция организации

Предназначена для создания реальных условий, чтобы достичь запланированных целей.
С помощью этой функции менеджмента обеспечивается выполнение установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия.
Для этого следует:

  • установить состав необходимых ресурсов и исполнителей,
  • распределить задания,
  • обеспечить необходимым для работы персоналом, финансами, оборудованием, расходными материалами, помещениями;
  • скоординировать работу исполнителей во времени,
  • наладить кооперацию участников, обеспечить контроль и взаимную информацию.

Выполнение перечисленных задач осуществляется путём создания организационной структуры предприятия .

Таким образом, функция организации обеспечивает рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов производственного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений.

Функция мотивации

Деятельность, имеющая целью побудить сотрудников эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Функция контроля

Завершает управленческий цикл и, таким образом, гарантирует эффективность осуществления всех остальных функций.
Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем, до того как они превратятся в серьезные неполадки. Также функция контроля используется для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

  • 8. Планирование как функция управления: понятие и виды, этапы и принципы осуществления. Стратегическое планирование.
  • 9. Организация как функция управления: понятие, этапы, принципы осуществления. Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации
  • 10. Современные модели менеджмента: развитие менеджмента в сша, особенности и основные черты японского менеджмента
  • 11. Организация как объект управления. Понятие организации, ее общие характеристики. Современные формы и модели организаций
  • 12. Управленческие решения: понятие, классификация, требования, предъявляемые к ним
  • 13. Условия и факторы качества управленческих решений
  • 14. Функции мотивации: понятие, теории мотивации
  • 15. Коммуникации в процессе управления: понятие, виды и модели
  • 16. Функция контроля: понятие, состав, виды
  • 17. Лидерство и руководство: понятие, стиль руководства и элементы его определяющие
  • 18. Природа и сущность управления: понятие, соотношение с понятием «менеджмент», субъекты и объекты, разновидности управления
  • 19. Зарождение управления как науки. Периодизация развития управленческой мысли
  • 20. Научные школы менеджмента: основатели, периоды, вклад в развитие теории управления
  • 21. Эффективность управления: понятие, показатели
  • 22. Формальные и неформальные группы в организации. Команда, ее характеристики. Повышение эффективности деятельности групп
  • 23. Функция контроля: понятие, этапы, организация эффективного контроля
  • 24.Основные этапы разработки и реализации управленческого решения
  • 25. Сущность коммуникационной политики и основные принципы ее осуществления
  • 26. Организационные коммуникации: значение в функционировании организации, формы и методы
  • 27. Порядок построения и реорганизации структур управления
  • 28. Внутренняя среда организаций: понятие, характеристика основных внутренних переменных, их взаимосвязь
  • 29. Внешняя среда организаций: понятие и классификация ее факторов. Характеристика состояния внешней среды
  • 30.Власть и влияние руководителя: понятие и формы. Харизма
  • Региональная экономика и управление
  • 2. Современные направления развития территорий региональной экономики: новые объекты исследования, теория полюсов роста
  • 3.Основы построения региональных бюджетных систем
  • 4. Система национальных и региональных счетов как современный инструментарий расчета индикаторов регионального развития
  • 5. Экономическое пространство: основные характеристики, формы пространственной организации хозяйства и расселения
  • 6. Статистическая база регионального анализа. Типологизация регионов.
  • 7. Процедура и принципы разработки системы инструментов регулирования социально – экономического развития
  • 8. Прогнозирование социально – экономического развития регионов: понятие, состав, инструменты
  • 9. Подходы к определению понятия «регион». Территориальное деление (районирование) страны
  • 10. Показатели, характеризующие межрегиональные связи страны
  • 11. Экономическая эффективность производства
  • 12. Стратегический план развития региона: понятие, этапы разработки. Альтернативы регионального развития
  • 13.Индикативное планирование регионального развития
  • 14. Программно – целевое регулирование развития регионов
  • 15. Региональная политика государства: сущность, цели, инструменты проведения
  • 16. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
  • 17. Понятие самовоспроизводства и саморазвития регионов. Особенности российских регионов как объектов реализации принципов саморазвития
  • 19. Сущность, цели и средства инвестиционной политики регионов
  • 20. Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны как инструмент социально – экономического развития региона
  • 21. Задачи, особенности, пути решения проблемы дефицита регионального бюджета
  • 22. Совершенствование финансово – бюджетных отношений в регионе
  • 23. Инвестиционный климат региона и пути его улучшения
  • 24. Региональный экономический интерес. Возможности выравнивания региональных диспропорций
  • 26. Структура и функции органов управления экономикой региона
  • 27. Мониторинг региональных ситуаций и региональных проблем
  • 28. Отраслевая структура производства в регионе
  • 29. Регулирование занятости в регионе
  • 30.Государственное регулирование свободных экономических зон
  • Система государственного и муниципального управления
  • 2. Местное самоуправление: сущность, понятия, признаки. Теории местного самоуправления
  • 3.Концепция и сущностные признаки местного самоуправления
  • 4. Местное самоуправление как составная часть системы управления государством. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
  • 5. Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф» №131, его основные положения
  • 7. Организационные основы местного самоуправления
  • 8. Экономическая основа местного самоуправления
  • 9. Правовые основы местного самоуправления
  • 10. Основные научные школы о государстве и управлении
  • 11. Региональное управление: разграничение предметов ведения, органы государственной власти в субъектах рф
  • 12. Типология муниципальных образований. Особенности города как муниципального образования
  • 13. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
  • 14. Муниципальное образование как территориальное звено местного самоуправления
  • 15. Конституционные основы государственного и муниципального управления
  • 16. Федеральные органы законодательной власти рф
  • 17. Федеральные органы исполнительной власти рф
  • 18. Возникновение и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах
  • 19. Основы государственной и муниципальной социальной политики
  • 20. Муниципальная служба: понятие, признаки, правовая регламентация, прохождение. Муниципальные должности и квалификации муниципальных служащих
  • 21. Специфика муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Особенности управления в муниципальной сфере
  • 22. Эффективность муниципального управления: оценка, критерии и измерители. Определение эффективности организации муниципального управления
  • 23. Организационная структура местной администрации
  • 24. Муниципальная деятельность и муниципальная политика
  • 25. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
  • 26. Устав муниципального образования как его основной нормативно - правовой акт. Положения устава муниципального образования
  • 27. Муниципальные услуги: характеристика, классификация, измерители объема и результативности. Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг
  • 28. Кадровое обеспечение муниципального управления
  • 29. Информационное обеспечение муниципального управления
  • 30. Разработка и реализация государственной политики
  • 4. Функции управления: понятие, значение, классификация

    Функции управления – это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.

    Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависит от типа организации (административная, общественная, образовательная и т.д.), от размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний или нижний), от роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов. Однако, несмотря на разнообразие функций управления в организации, существуют однородные виды деятельности. В 1916 г. А. Файоль, который впервые разработал эту концепцию, писал, что существует пять исходных функций: управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации, поэтому их называют общими. Современные исследователи разработали несколько иной перечень основных управленческих функций: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Практически в каждой работе по управлению перечень основных управленческих функций несколько отличается от других.

    Выделяют пять общих функций управления:

    – планирование (выбор целей и план действий по их достижению);

    – организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними);

    – мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей);

    – контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными);

    – координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).

    Эти пять общих функций управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

    Планирование является первой, важнейшей функцией процесса управления. Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат будет низким.

    – установление целей и задач;

    – разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

    – определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

    – доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

    Следующей функцией управления является организация. Задача ее – формирование структуры организации, обеспечение ее всем необходимым. Кроме того, деление на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий.

    При этом важное значение имеет рациональная организация управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. При этом в качестве предмета труда выступают управленческое решение, информация, документы. Если операция направлена на изменение параметров предмета труда, то процесс является основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся накопление, контроль и передача предмета труда, к вспомогательным – операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.

    Мотивация – процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей. Руководители всегда мотивировали своих работников, осознавали они это или нет.

    Мотивацию по целесообразию рассматривают как процесс. В связи с этим ее можно представить в виде шести следующих одна за другой стадий:

    – возникновение потребности;

    – поиск путей устранения потребности;

    – определение целей (направления) действия;

    – осуществление действия по удовлетворению потребности;

    – получение вознаграждения за осуществление действия;

    – удовлетворение, устранение потребности.

    Функция процесса управления – контроль устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.

    Для осуществления контроля требуется учет выполнения всех планов, программ и заданий. Параметрами при этом могут быть количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Расход ресурсов желательно учитывать по всем видам ресурсов и товаров, стадиям жизненного цикла и подразделениям.

    Функция процесса управления – координация обеспечивает его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждений возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т.д. Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации.

    "