Проблема общения современного человека. Виртуальное общение: преимущества и недостатки контактов в сети Преимущества живого общения - очевидны

Статья 11

Статья 10

Статья 8

Статья 7

Извлечения из Декларации прав культуры

Текст № 19

Культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и межэтнических конфликтов. Любые действия, ведущие к уничтожению памятников истории и культуры, включая периоды войн, межгосударственных и межэтнических конфликтов, должны быть в международно-правовом плане квалифицированы как преступление против человечества.

Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несёт юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории…

Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве.

На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, её истории, традициям, национальным языкам, к носителям национального самосознания, формировать представление о месте национальной культуры в духовном наследии человечества, её вкладе в сокровищницу мировой культуры.

Как гарант сохранения и развития культурного наследия государство обязано:

а) рассматривать в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям, уделяя особое внимание системе образования и воспитания как социальному институту культурной преемственности;

б) содействовать воспитанию у граждан интереса, любви и уважения к культурному наследию своего народа, к культуре других народов мира;

в) обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарований <…>

1. Как Декларация квалифицирует действия по уничтожению памятников истории и культуры в период вооружённых конфликтов? Обоснуйте правомерность этого определения подобных действий.

2. Озаглавьте каждую из приведённых статей Декларации.

3. Декларация требует от государства обеспечить свободу выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни. Опираясь на личный социальный опыт, назовите любые четыре формы своего участия в культурной жизни общества.

4. В Декларации утверждается, что государство несёт юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение культуры всех проживающих на его территории народов. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите две причины, по которым на государство возлагаются такие обязательства.



5. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами деятельность государственных организаций РФ по воспитанию уважения граждан к отечественной истории и культуре.

6. Как Декларация определяет роль государства по отношению к культуре? Объясните значение словосочетания «культурная преемственность». Какому институту культурной преемственности, согласно Декларации, государство должно уделять особое внимание?

Текст № 20

Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека… оно делает его добрее, а следовательно, счастливее.

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться – учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление
назад – в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас всё время с новыми и новыми явлениями, и в этом – громадная щедрость искусства…

Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов. С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один»…

Притворившись понимающим то, чего вы не понимаете, вы обманули не других, а самого себя. Вы пытаетесь убедить и самого себя, что что-то поняли, а радость, которую даёт искусство, непосредственна, как и всякая радость.

Нравится – так и говорите себе и другим, что нравится. Только не навязывайте своего понимания или, ещё того хуже, непонимания другим. Не считайте, что вы обладаете абсолютным вкусом, как и абсолютным знанием. Первое невозможно в искусстве, второе невозможно в науке. Уважайте в себе и в других своё отношение к искусству и помните мудрое правило: о вкусах не спорят…

Искренность в отношении к искусству – это первое условие его понимания, но первое условие ещё не всё. Для понимания искусства нужны ещё знания. Фактические сведения по истории искусства, по истории памятника и биографические сведения о его создателе помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Они не принуждают читателя, зрителя или слушателя к какой-то определённой оценке или определённому отношению к произведению искусства, но, как бы «комментируя» его, облегчают понимание.

Фактические сведения нужны, прежде всего, для того, чтобы восприятие произведения искусства совершалось в исторической перспективе, было пронизано историзмом, ибо эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое. Если перед нами памятник современный, то и современность есть определённый момент в истории, и мы должны знать, что памятник создан в наши дни…

Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами. И особенно хочется подчеркнуть значение деталей. Иногда мелочь позволяет нам проникнуть в главное. Как важно знать, для чего писалась или рисовалась та или иная вещь!

2. Проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что знания облегчают восприятие произведений искусства.

3. Какие два условия понимания искусства выделены автором?

4. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения, почему человеку всю жизнь приходится учиться понимать искусство.

Текст № 21

Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с другими учебными заведениями, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; право личности на свободное развитие; общедоступность образования; внимание системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях.

Эти принципы определяют основные направления образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию, компьютеризацию, интернационализацию процесса образования.

Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации. По-иному подходят к выработке критериев оценки эффективности результатов образования – это не только полученные обучаемым знания, но и уровень творческого и нравственного развития его личности.

(По материалам интернет-издания)

2. В тексте говорится о том, что развитие образования связано с развитием экономики, науки и техники. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения этой связи.

3. В своих выступлениях Президент РФ неоднократно подчёркивал, что доступность качественного образования – залог процветания нашей страны. Приведите два объяснения (аргумента) в поддержку этой идеи.

4. Используя текст, назовите любые четыре принципа современной образовательной политики в РФ. Объясните один любой из них.

5. Какие два отличия современной школы от других форм обучения названы в тексте? Используя текст и знания курса, объясните смысл фразы: «Школа выполняет “заказ” общества».

6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Текст № 22

Человек живёт в определённой окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.<…>

Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. <…>

Человек воспитывается в определённой, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота.

(Д.С. Лихачёв)

3. Приведите два подтверждения значения культурной среды для становления личности.

5. Согласны ли Вы с тем, что для современного человечества проблема сохранения культурной среды равна по значимости экологическим проблемам? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.

6. После Великой Отечественной войны в Ленинград приехали жить люди из различных городов и деревень нашей страны. Постепенно они приобрели особые «ленинградские» речевые особенности, черты поведения. Объясните данный факт. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

Текст № 23

Ещё всего сто лет назад подавляющее большинство людей и в России, и в Европе жили так, как жили их деды и прадеды: интересами только своего ближайшего круга. Духовные запросы удовлетворяла религия, эстетические потребности – Церковь, её обряды и праздники, и собственное художественное творчество – то, что мы называем народным искусством. Профессиональное искусство и наука, равно как и политика, и вопросы общественной жизни, мировой истории, философской мысли и т. п. были доступны лишь тончайшему слою состоятельных и образованных людей.

Ныне они доступны всем – миллионам, миллиардам жителей нашей планеты всех национальностей, возрастов, сословий, уровней жизни, степеней образованности. Телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы обрушивают в «массы» такую лавину впечатлений, такой обвал сведений, какие не способен вместить ни один человеческий мозг…

Всё больше людей во многих концах света легко расстаются со своей страной, ощущают себя «людьми мира» – без труда находят себя везде, где есть применение их знаниям, где на них «есть спрос». Наука, техника, туризм, торговля, спорт – все эти сферы жизни современного человечества и впрямь теряют национальную окраску, приобретают общечеловеческий характер. Мир становится единым пространством.

(М. Чегодаева)

2. На какую опасность средств массовой информации указывает автор? Приведите два совета, как вашему сверстнику сориентироваться в информационном потоке.

4. Автор пишет о том, что «мир становится единым пространством». Какие качества нужны современным работникам, чтобы быть успешными в таких условиях? Назовите любые два качества и объясните, почему они необходимы.

6. Высказывается мнение, что в условиях превращения мира в единое пространство каждая страна должна пытаться ограничить проникновение иностранных товаров, политических и культурных ценностей. Используя текст и обществоведческие знания, укажите одно положительное и одно отрицательное последствие такой политики.

Текст № 24

Текст № 25

Есть внутренняя культура - та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.

Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком. Сколько ни изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьезным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил.

Культура каждой эпохи представляет собой единство стиля (или формы), объединяющего все материальные и духовные проявления этой эпохи: технологию и архитектуру, физические концепции и живописные школы, музыкальные произведения и математические исследования. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.

Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своём собственном деле.

Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или ученому, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удается добиться серьезных результатов.

(По материалам энциклопедии для школьников)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Каково, по Вашему мнению,влияние культуры на формирование личности? С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведите два объяснения.

3. В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и начать строить новую культуру «с чистого листа». Возможно ли это? Выпишите из текста фразу, помогающую ответить на этот вопрос.

4. В тексте говорится: «Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своем собственном деле». На примере любых двух выдающихся деятелей подтвердите это утверждение (сначала назовите деятеля, затем дайте объяснение).

5. Найдите в тексте и выпишите две характеристики культурного человека.

6. В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? (Выпишите любые три предложения.)

Текст № 26

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости,
в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

1. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

Текст № 27

ХХ век ознаменовался использованием новых средств коммуникации. В первую очередь здесь, конечно, надо упомянуть телефон, роль которого в жизни человека всё время увеличивается. Телефон – техническое изобретение, и сначала он мыслился как способ оперативной деловой связи. Однако очень скоро он стал обслуживать и потребность межличностного общения. Это изобретение практически уничтожило написание писем, и эта утрата, по-видимому, невосполнима.

Другие технические изобретения – прежде всего радио – имели скорее положительное влияние на культуру – хотя бы тем, что сделали доступным предметом культурного потребления музыку и отчасти литературу в её живом звучании.

Возникновение, а затем и дальнейшее стремительное развитие телевидения нередко вызывало опасения, не заменит ли телевизор собой книгу. Нечто в этом духе действительно произошло, но постепенно выяснилось, что в основном телевизор и книга вполне могут ужиться. Некоторое беспокойство вызывает, правда, новое распределение времени у подрастающего поколения в ущерб книге в сравнении с телевидением.

Другое дело – изобретение и проникновение в частную повседневную жизнь такого явления, как компьютер. Компьютер с игровыми программами становится универсальной игрушкой для детей любого возраста и даже для взрослых. В общем, компьютер обеспечивает возможность неисчерпаемого и интересного контакта со своим пользователем.

Что является результатом подобной ситуации? Очень неприятным последствием компьютеризации становится смещение в сознании пользователя реальности «настоящей» и реальности виртуальной (неразличение мира вымышленного и мира реального). Но проблема ещё усугубляется характером компьютерных игр: очень многое основано на агрессии, жестокости (пока ещё это символические, условные убийства, но кто может поручиться, что в сознании игрока, особенно подросткового возраста, условность не смешается с реальностью?). Также виртуальный мир становится заменителем мира реального.

(По А.Б. Есину)

1. Объясните смысл термина «средства коммуникации». Почему радио относится к средствам коммуникации?

2. Предположите, какие потребности человека обслуживает телевидение. Укажите любые две потребности и проиллюстрируйте обслуживание каждой из них конкретным примером.

3. Существует мнение, что некоторые преимущества «живого» общения людей теряются при использовании технических средств. Согласны ли Вы с этим мнением? Приведите два аргумента в защиту своей позиции.

4. Какие четыре технических изобретения рассмотрены автором?

5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Текст № 28

В самом общем определении ценность – это всё, что значимо для человека и, следовательно, как бы «очеловечивается». А с другой стороны, способствует «возделыванию», культивированию самого человека. Ценности подразделяются на природные (всё, что существует в естественно-природной среде и имеет значение для человека – это и минеральное сырьё, и драгоценные камни, и чистый воздух, и чистая вода, лес и т.д.) и культурные (всё, что создал человек). В свою очередь, культурные ценности делятся на материальные и духовные, которые, в конечном итоге, и определяют материальную и духовную культуру.

Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процессы их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Материальные потребности, вернее их удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность людей, создают необходимые условия для их существования – это потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т.д. Созданные материальные ценности и есть сфера материальной культуры.

Но эта сфера культуры не является определяющей для человека, т.е. самоцелью его существования и развития. Ведь человек живёт не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить. Жизнь человека – это его духовное существование. Так как человека отличает от других живых существ его разум (сознание), духовный мир, то определяющей сферой культуры становится духовная культура.

Духовные ценности призваны удовлетворять духовные потребности человека, т.е. способствовать развитию его духовного мира. И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны – дома, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество.

2. Дизайнеры одежды два раза в год выпускают новые коллекции, а многие произведения литературы и изобразительного искусства не теряют своего значения на протяжении многих веков. Объясните данный факт. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

4. Используя содержание текста, объясните, как ценности любых двух видов способствуют «возделыванию», культивированию человека.

Текст № 29

Опрос представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путём регистрации ответов респондента на заранее подготовленные вопросы.

Основное назначение метода опроса состоит в том, чтобы получить отражённую в сознании опрашиваемого информацию о фактах, событиях, об оценках, связанных с его жизнедеятельностью. Эта информация выражается в форме высказываний респондентов.

Однако метод опроса имеет ограничения в применении. Дело в том, что данные, полученные в результате опроса, выражают не объективные факты, а субъективное мнение опрошенных. Поэтому выводы, сделанные на базе полученной в ходе опроса информации, нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, более адекватно отражающими объективное положение дел.

Имеется две основные разновидности опроса. Анкетирование – это письменная форма опроса, в которой используется опосредующее звено – готовый вопросник, или анкета. Интервью – это опрос в форме устной беседы исследователя с респондентом. Задаваемые интервьюером вопросы ориентированы на конкретную исследовательскую цель и заранее подготовлены таким образом, чтобы ответы респондента выявляли его реальное отношение к тем или иным фактам. Если заполнение анкеты происходит без прямого участия исследователя и потому ответы, полученные таким способом, можно считать более объективными, то в ходе интервью исследователь задаёт наводящие вопросы и своим эмоциональным участием и пояснениями оказывает определённое влияние на респондента. Однако преимуществом этого метода является более глубокий уровень понимания респондентами сути задаваемых вопросов, обеспечиваемый прямым контактом с интервьюером.

Существует и такая разновидность опроса, как экспертный опрос,когда в роли респондента выступают «эксперты» – люди, в силу профессии, обстоятельств, жизненного опыта обладающие большей информацией по изучаемой проблеме, чем все остальные.

(По В.В. Касьянову, В.Н. Нечипуренко)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какие социальные нормы учёный-социолог должен учитывать при проведении опросов? Укажите два вида норм и в каждом случае кратко поясните свой выбор.

3. Какие две основные разновидности опроса рассмотрены авторами? Чем различается способ их проведения?

4. Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать интервьюер? Назовите любые три качества и в каждом случае поясните свой выбор.

6. Телеканалы и газеты нередко устраивают опросы специалистов в области экономики, политических технологий, различных видов спорта. Как называется такой метод опроса? Объясните, почему именно он используется для ориентирования аудитории в перечисленных областях.

Текст № 30

Не здание даже нужно человеку, а здание в определённом месте. Поэтому и хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы то и другое хранить в душе. Человек существо нравственно оседлое, даже если он был кочевником: ведь и кочевал он по определённым местам. Для кочевника тоже существовала «оседлость» в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек – не оседлый и способен убивать оседлость в других.

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико – оно принципиально существенно.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской пуще… Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами…

Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя…

На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.

Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры…

Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.

Ответственны за всё мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.

(Д.С. Лихачев)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

3. Чем вы можете объяснить разрушение в наши дни ряда памятников культуры? (Приведите три объяснения.)

4. Какое участие в сохранении памятников культуры можете принять Вы и Ваши сверстники? (Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, укажите любые три направления (формы) участия.)

5. Какое различие между экологией природы и экологией культуры установил автор? Как, по Вашему мнению, связаны памятники культуры и окружающий их ландшафт?

6. Какое значение для общества имеет сохранение памятников культуры? Используя текст и обществоведческие знания, приведите два суждения.

Текст № 31

Само понятие «нравственность» происходит от слова «нрав», что значит «душевно-волевые качества человека». Основное предназначение нравственной культуры – быть регулятором человеческих отношений.

Человек существует в обществе, т.е. в среде себе подобных, а следовательно, вступает в определённое общение с ними. Все виды взаимодействий между людьми так или иначе регламентируются. Эта регламентация осуществляется системой социальных норм.

Мораль как свод определённых норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов, в конечном счёте, обеспечивает индивидуальные интересы. Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.

В отличие от других видов социальных норм, действующих в обществе (например, права), мораль опирается на неофициальные санкции. Но какими бы глубокими общественными потребностями ни порождалась мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счёте, она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры.

В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т.д.), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки.

(Адаптировано по Б. Свешникову.)

2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

3. Какое отличие морали от других видов социальных норм отметил автор? Проиллюстрируйте это отличие двумя примерами.

4. Как вы понимаете фразу: «Основное предназначение нравственной культуры – быть регулятором человеческих отношений»? Используя содержание текста, дайте два объяснения.

5. Опираясь на содержание текста и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) мнение автора о том, что мораль проявляется в отдельных личностях.

6. На уроке школьники обсуждали проблему свободы человека. Они пришли к выводу о том, что мораль и другие социальные нормы делают человека более свободным, чем отсутствие каких-либо норм. Объясните вывод школьников. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

Текст № 32

Мораль – это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, осуществляемый при помощи требований к поведению людей и опирающийся на общественное мнение и внутренние убеждения человека.

Мораль не имеет чётко очерченных границ; она присутствует в любом общественном явлении, регулирует общественные отношения во всех сферах человеческой деятельности (экономической, социальной, политической, духовной). Там, где возникают отношения между людьми, всегда есть место моральной оценке.

Моральные нормы возникают стихийно как отражение насущных общественных потребностей, они формируются непосредственно в гуще общественной жизни. Их не создают конкретные лица или организации. Мы не можем назвать точное время возникновения той или иной моральной нормы. Эти нормы не отменяются и не прекращают своего действия в точно определённое время, как правовые нормы, а постепенно отмирают. Они, как правило, не писаны, а живут в сознании людей.

В морали сильна внутренняя мотивация поведения человека. Высшей инстанцией в принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания…

Мораль очень гибкий регулятор, позволяющий оценивать поведение человека в каждой конкретной ситуации; она не формализована. Если в праве и особенно в политике главным и определяющим в оценке поведения считается его результат, то для моральной оценки на первое место выходит мотив поведения. Это не значит, что мораль не интересует результат поведения человека; она рассматривает его в неразрывном единстве с теми движущими силами, которые привели человека к совершению тех или иных поступков.

(Адаптировано по А.В. Опалеву)

1. К политике и бизнесу нередко относятся как к сферам, свободным от морального регулирования. Приведите три объяснения того, почему в этих сферах особенно необходимо соблюдение моральных норм.

2. Продавец супермаркета С. узнала о том, что её коллега Р. регулярно обсчитывает покупателей. Увидев, что после её предупреждения поведение коллеги не изменилось, С. обратилась к администрации, и
Р. была уволена. Часть сотрудников одобрили поступок С., часть – осудили.

Найдите в тексте объяснение поступка С., и поведения других сотрудников. Какие положительные качества личности С. проявились в этой ситуации (укажите любые два качества)?

3. Существует мнение, что моральные нормы делают человека полностью несвободным. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.

4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

6. В тексте приведены отличия моральных норм от правовых. Назовите любые три из них. Чем обеспечивается соблюдение моральных норм?

Текст № 33

Зачем нужна особая Декларация прав культуры при наличии многих десятков различных установлений, от имени государства вроде бы защищающих культурные, исторические, научные и прочие ценности?

Дело в том, что культура не ограничивается памятниками культуры и истории, как не ограничивается научными открытиями и составляющая единое целое с культурой наука. Театр – это не только отдельные постановки, хотя бы и взятые в целом. Искусство – это не совокупность памятников культуры, как и история не совокупность документов о прошлом. Ювелирные изделия не составляют собой ювелирное искусство. Произведениями живописи не ограничивается живопись.

Необходимо не только заботиться о сохранности отдельных произведений искусства, свидетельствах истории или научных открытиях, но и защищать права на их существование, безопасность, доступность как для специалистов, так и для всех интересующихся. Мы должны оберегать всю сферу культуры, свободу культурной (в том числе и научной) информации, отстаивать точность информации о культурных ценностях (повторяю – и научных в равной степени). А разве можно быть безучастным к судьбам культуры малых народов, живущих в окружении народов многочисленных? Особой заботой должны быть окружены архивы, библиотеки, музеи, коллекции, находящиеся во владении государства или отдельных собственников, национальные традиции и обычаи, традиционные религии и т. д.

Наша обязанность – поддерживать и совершенствовать культурный климат как наиболее благоприятный для сохранения и развития всех форм культуры. Система образования и информации должна быть построена так, чтобы способствовать развитию общечеловеческой культуры и культуры малых народов – их национального лица, их языка и фольклора.

Культура – она ведь всемирная, не закрытая, а именно открытая эстетическая система… Ничего не скрыть в мире современных коммуникаций… Наша литература, наше искусство обогатили мировую культуру. Так, литература и искусство зарубежных стран воздействуют на нашу культуру, обогащая нас духовно, эстетически. Важно, чтобы этот процесс шёл беспрерывно. И это одна из целей Декларации прав культуры.

Нам нечего бояться всемирного взгляда на природу и человека, искусство и культуру. Сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн.

(Д.С. Лихачёв)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Автор считает, что система образования и информации должна способствовать развитию национальных культур. Используя факты общественной жизни и обществоведческие знания, укажите две конкретные меры для реализации этой идеи и кратко поясните сущность каждой меры.

3. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения мысли автора: «…культура не ограничивается памятниками культуры и истории».

5. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения мысли автора о том, что культурное сотрудничество является условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов.

6. Д.С. Лихачёв отмечает, что «наша литература, наше искусство обогатили мировую культуру». На примере трёх конкретных деятелей культуры (или произведений, достижений) поясните мысль автора (приведите пример и дайте краткий комментарий к нему).

Мы живем в век стремительного развития новых технологий. Компьютеры, цифровая теле- и видеоаппаратура, мобильные телефоны, игровые приставки и всевозможные гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Эти устройства помогают нам в работе, учебе, общении. Да и отдыхаем мы зачастую тоже перед экраном: смотрим фильмы, «зависаем» в соцсетях. То же самое относится и к нашим детям. По данным ООН, более 90% детей во всем мире проводят в виртуале около четырех часов в день. В неделю это 28 часов, что ощутимо превышает время «живого» общения. Между тем чрезмерное погружение в виртуальную реальность может иметь далеко идущие последствия для всех поколений. В чем же проблема и как ее можно решить?

Опасности чрезмерного "общения" с экраном

Постоянное сидение перед монитором сильно отражается на зрении и детей, и взрослых. Дефицит движений (гиподинамия) приводит к снижению адаптации к нагрузкам: ребенок растет физически слабым, а взрослые «наживают» избыточный вес и связанные с ним болезни. Виртуал отражается и на мировоззрении человека, особенно маленького, который, в отличие от взрослого, не способен критически оценивать вал информации из Интернета и впитывает все подряд. При этом у него формируются ум, душа и вкусы.

У таких детей и подростков также отмечается отсталость в развитии речи. По статистике, 25% детей во всем мире в возрасте 4-5 лет нуждаются в специальной логопедической помощи. Почему так происходит? Пребывая в виртуальной реальности, ребенок слышит человеческую речь в диалогах героев любимых фильмов. Но при этом он не участвует в них. А для овладения речью важно участие в разговоре, включение в него мыслями, действиями, чувствами. Герои же фильмов не обращаются к нему лично, поэтому их общение для него – это пустой звук.

Почему так важна невербальная коммуникация?

Из вышесказанного следует простой вывод: находясь перед монитором, человек – будь то ребенок или взрослый – пребывает в безмолвном одиночестве. И каким бы интересным и увлекательным ни казалось времяпровождение за компьютером или мобильным устройством, виртуальная реальность вряд ли полноценно заменит живое общение между людьми. Потому что оно предполагает не просто обмен информацией, а также задействует средства невербальной коммуникации. То есть мимику, жесты, позы, интонации и др.

Благодаря невербальным сигналам, которые выполняют функцию дополнения речи и передают эмоции, наше общение в семье, с друзьями, одноклассниками, коллегами становится более эффективным. Мы начинаем лучше понимать своих собеседников и можем предвидеть, какое на них произведем впечатление. И никакие текстовые сообщения со смайликами вместо эмоций не заменят собой нежность матери, внимание отца, улыбку любящей бабушки, приветственное объятие друга, не говоря уже о совместно проведенном времени с самыми близкими людьми.

Преимущества живого общения - очевидны!

Именно совместно проводимое время способствует вытеснению виртуальной реальности реальным общением и открывает возможности для самовыражения человека посредством средств невербальной коммуникации. Другими словами и дети, и подростки, и молодежь, и взрослые начинают на собственном примере видеть очевидные преимущества живого общения в семье, в школе, вузе, компании друзей. Более того: живое общение позволяет взрослым «достучаться» до своих чад, особенно находящихся в «трудном» подростковом возрасте.

Возможностей для развития коммуникативных навыков и сегодня очень много. Это и организация домашних праздников, и совместный поход в кино, и выезд на отдых на природу – всего и не перечислишь. В не меньшей, а то и большей степени разрыву с виртуальной реальностью способствуют игры – спортивные, ролевые, настольные. На настольных играх хотелось бы остановиться особо. Применительно к ним нередко используется слово «развивающие», и это правильно. В них заложен один из основных постулатов обучения – от простого к сложному.

Альтернативы виртуалу

Настольные игры создают уникальную атмосферу общения, и прежде всего в семье. Они становятся своего рода мостиком между поколениями, способствуют взаимопониманию взрослых и детей, помогают наладить необходимый контакт. Настольные игры безопасны для зрения, в чем заключается их огромное преимущество перед времяпровождением у экрана компьютера. Они помогают развивать творческие способности ребенка, способствуют развитию таких качеств, как память и внимание, пространственное воображение и логическое мышление.

Немало настольных игр, а также головоломок – и об этом следует сказать особо – направлено на интеллектуальное развитие. Включающие в себя сотни интересных вопросов и ответов на них, такие игры гарантированно обеспечивают получение детьми, а иной раз и самими взрослыми, всесторонних знаний в разных областях. Многие настольные игры специально разработаны для всей семьи. Веселье и смех, интересные моменты в игре – все это оставляет самые незабываемые впечатления.

В настоящее время ассортимент настольных игр производителями постоянно расширяется, и это уже не только бросание кубиков и передвижение фишек. Есть множество версий, оснащенных электроникой, в которых воплощены самые захватывающие и смелые идеи, способные увлечь, дать новые знания, расширить кругозор, облегчить общение. Становясь при этом достойной альтернативой чрезмерному и небезвредному для здоровья увлечению виртуальной реальностью.

В настоящие дни уже трудно представить жизнь современника без интернета. Сегодня всемирная паутина выступает самым популярным и удобным источником информации. Глобальная сеть прочно связывает людей по всем континентам и странам. При этом очень много людей отдает предпочтение именно виртуальной коммуникации. Стремительное развитие компьютерных технологий коренным образом поменяло привычки человека уже не только разумного, но и автоматизированного.

Для большинства современников намного удобнее отправить бесплатное мгновенное сообщение, воспользоваться голосовой связью или совершить видеозвонок по cкайпу, чем ехать несколько километров для очного решения какого-то вопроса. Некоторые персоны и вовсе заменяют естественное живое взаимодействие контактам в социальных сетях, предпочитая общаться в виртуальном пространстве. Их так сильно захватывает виртуальное общение, что они выкидывают из памяти всю пользу и прелесть реального взаимодействия в социуме.

Виртуальное общение: особенности коммуникации по интернету
Почему так прельщает общение в виртуальном пространстве? Контакты по интернету значительно упрощают процесс взаимодействия. Для их осуществления персоне требуется прикладывать значительно меньше психологических и умственных усилий. Общение в сети имеет ряд особенностей в сравнении с процессом вербальной связи между людьми.

Аспект 1. Письменность вместо устной речи
Общение в виртуальном пространстве в большинстве случаев проходит в письменной форме. Мы пишем электронные письма, оставляем свои комментарии на форумах, делимся идеями в чате, отправляем сообщения в социальных сетях.
Несомненное преимущество переписки в интернете – возможность откорректировать составленный текст. При виртуальной переписке слово – не тот воробей, которого после вылета невозможно поймать. Простое движение руки – нажатие delete, использование получаемых подсказок от виртуального редактора позволяет исправить ошибки и устранить допущенные ляпы. Такая особенность виртуального общения позволяет человеку чувствовать себя значительно комфортнее и образованнее.

Нам не приходится, как в беседе, копаться в своем лексиконе и старательно подбирать уместные фразы. При этом если хочешь особо блеснуть умом перед собеседником, побродил по просторам интернета и скопировал пару гениальных цитат. Соответственно, общаясь в виртуальном пространстве, мы можем предстать перед аудиторией более умными и просвещенными людьми. Нам не надо излишне напрягать свои мозги, поэтому на процесс виртуального общения затрачивается меньше сил и энергии.

Аспект 2. Отсутствие границ в коммуникации
Несомненным плюсом интернета является полное отсутствие пространственных рубежей. Наше взаимодействие в сети не ограничено границами личного жилища, родного города и страны. Нам под силу заводить знакомства, устанавливать контакты и общаться с людьми, пребывающими в абсолютно любой точке мира.
Это неоценимое преимущество для персон, чьи родственники или друзья находятся в ином уголке Земли. Это очень удобно для тех, кому нужно найти новых деловых партнеров или регулярно контактировать с командированными сослуживцами.
Виртуальное общение замечательно тем, что большинство сервисов для переписки являются полностью бесплатными. Поэтому в отличие от мобильной связи общение в виртуальном пространстве не создает человеку дополнительной финансовой нагрузки. Поэтому можно забыть, что твой собеседник находится в другом уголке планеты на расстоянии в тысячи километров.

Виртуальное общение: преимущества контактов в сети
Общение в виртуальном пространстве открывает человеку ряд значимых преимуществ. Опишем некоторые аспекты более подробно.

Плюс 1. Шанс разыскать единомышленников
Хождение по просторам интернета помогает обрести новые знакомства и значительно расширить круг общения. Глобальная паутина собирает людей в разнообразные группы по интересам, в которых пользователь может получить полезную и нужную для него информацию. Общение в сети помогает не только раскрыть заложенный потенциал, но и открыть в себе неизведанные грани личности. Огромный плюс виртуального пространства – простота установления новых контактов и обретения приятелей со схожими интересами, что в реальной жизни сделать значительно сложнее.

Плюс 2. Комфортность
Взаимодействие по интернету происходит в комфортных для пользователя условиях. А родные пенаты способствуют психологическому спокойствию и отсутствию нервного напряжения. Огромный плюс «встреч» в виртуальном пространстве – факт, что человеку не надо напрягаться, выбирая подходящее убранство для предстоящей встречи. Персона может развалиться в удобном кресле, облачившись в теплую пижаму, и вести успешный диалог с солидным деловым партнером.

Плюс 3. Общение без комплексов
Виртуальное общение – отличный шанс для скромного и застенчивого человека, который в реальности боится выступлений на публике. Коммуникации с использованием компьютерных технологий позволяет отбросить страхи и сомнения, представ перед аудиторией в совершенно ином образе. В глобальной сети никто не требует показать свое истинное лицо и предъявить паспорт. Поэтому каждый субъект может играть ту роль, которую он избрал для себя.

Плюс 4. Отсутствие временных ограничений
Всемирная паутина открывает огромные перспективы для тех, кто имеет нестандартный график жизни и вынужден бодрствовать в ночные часы. В глобальной сети нет никаких временных ограничений. Ты можешь бродить на сайтах и переписываться на форуме в любое время суток. На просторах интернета нет плохой погоды, которая не позволяет отправиться на встречу. Общение в виртуальном пространстве – идеальный вариант для тех, кто страдает от бессонницы и хочет с пользой провести вынужденное бодрствование.

Плюс 5. Возможность в любой момент поставить точку в диалоге
При очном общении не всегда существует возможность прервать разговор, если тема беседы неприятна или собеседник действует на нервы. Интернет имеет явный плюс: пользователь может в любой момент поставить точку в диалоге и отмахнуться от надоедливого собеседника. При взаимодействии с сети нерадивый подчиненный всегда может оставить без внимания распоряжения начальника. Ветреный парень может не отвечать на сообщения влюбленной в него девушки, или поместить ее послания в папку спам. То есть интернет дает человеку возможность брать под полный контроль процесс общения, начинать и завершать диалог по личному желанию.

Виртуальное общение: недостатки контактов в сети
Большинство пользователей так увлекаются общением в виртуальном пространстве, что просто не замечают, какую опасность таит хождение по ресурсам интернета. Рассмотрим явные недостатки виртуального общения.

Минус 1. Формирование неадекватной самооценки
Чрезмерно увлеченный пользователь формирует мнение о собственной персоне на основе полученных комплиментов – «лайков». Если таких виртуальных поощрений оказывается меньше ожидаемого, у человека может произойти самый настоящий нервный срыв. Не увидев требуемого количество «лайков» под фотографией или заметкой, персона может впасть в черную меланхолию, полагая, что она никчемное и никому ненужное существо.
Существует и закономерная противоположность. Звезды социальных сетей, популярные блогеры, рейтинговые ютуберы считают себя чуть ли ни пупом Вселенной. У таких людей, которые приобрели авторитет в глобальной сети, но не подкрепившие его в реальной жизни, формируется крайне завышенная самооценка, чреватая серьезными проблемами в обычной жизни.

Минус 2. Утрата коммуникационных навыков
Если персона безвылазно сидит на площадках форумов или активно переписывается в социальных сетях, она постепенно утрачивает навыки очного общения с людьми. Она забывает, какие секреты имеет вербальное общение, утрачивает способность передавать смысл сказанного интонацией, подкреплять излагаемую тему жестами и мимикой.
В итоге при контактах в реальном мире такой человек чувствует себя «не в своей тарелке». Беседа даже с самыми близкими людьми вызывает у него дискомфорт. Такой особе проще послать сообщение «ВКонтакте» рядом сидящему родственнику, чем произнести свои мысли вслух. Заядлому компьютерному пользователю очень трудно понимать желания и потребности окружающих, ведь из-за привычки общаться виртуально, он не чувствует психологических особенностей иных людей.

Минус 3. Потеря времени
Бывает, что пользователи интернета погружаются в виртуальное пространство с головой, что попросту не замечают, как быстро пролетает время. Действительно, всемирная паутина – ненасытный пожиратель времени, который крадет время на отдых, образование, занятия спортом и уход за собой.
Есть отдельные типажи, которые просиживают за монитором компьютера сутками напролет и попросту не знают, который сейчас час. Зачастую топтание на популярных сайтах и переписка в социальных сетях приводит к тому, что зависимая особа забывает вовремя принять пищу и перестает следить за своей внешностью.

Минус 4. Вред здоровью
Путешествие на просторах интернета очень сильно увлекает и существенно возбуждает нервную систему человека. Чрезмерные посиделки в виртуальном пространстве инициируют разнообразные невротические расстройства. Персона становится раздражительной, беспокойной, агрессивной. Страстному пользователю очень трудно заснуть после многочасовой работы за компьютером.
Блики монитора и частая смена ярких картинок негативно воздействует на органы зрения. В результате у человека повышается внутриглазное давление и со временем ухудшается зрение.

Минус 5. Существование в вымышленном мире вместо жизни в реальности
Некоторые пользователи настолько увлекаются путешествием по виртуальному миру, что в реальном мире чувствуют себя не в своей тарелке. Действительно, существование в вымышленном мире намного комфортнее и удобнее для человека. На просторах интернета редко возникают серьезные проблемы и встречаются труднопреодолимые препятствия.
Со временем страстный юзер начинает психовать от реалий будней, стремясь поскорее очутиться в своем защищенном и безопасном интернет-мире. Это приводит к тому, что персона становится добровольным социальным изгоем и не способна полноценно взаимодействовать в обществе.

Минус 6. Утрата способности к компромиссу
Чем прельщает виртуальное общение, почему так ценны контакты с другими пользователями? Все дело в том, что взаимодействие в сети не предполагает наличие каких-то взаимных обязательств. Человек поступает так, как ему хочется и удобно, не считаясь с точкой зрения других.
Пользователи руководствуются правилом: не нравится точка зрения автора, не буду ломать голову и почитаю статью на другом сайте. Не удается построить беседу в каком-то сообществе, просто покину эту группу и перейду в более приятную компанию. То есть человек утрачивает способность учитывать мнение других, идти на уступки, он не стремится к компромиссу. В итоге он становится авторитарным диктатором в реальности, от которого окружающие убегают, как от чумы.

Минус 7. Жертва афер
В интернете мы общаемся не с конкретным человеком, а с его образом. И ловкие мошенники могут создать тот образ, который необходим, чтобы завоевать доверие. Мы рассчитываем, что ведем переписку с адекватным и отзывчивым субъектом, а на проверку он оказывается аферистом и пройдохой.
Установив доверительные отношения с наивным пользователем, опытному жулику не составляет особого труда разузнать требуемую ему информацию. При этом может пострадать не только непосредственная жертва аферы, но и его родственники или друзья.

Минус 8. Крушение надежд
Еще один явный недостаток виртуального общения, от которого часто страдают одинокие люди. Персона полагает, что переписывается с симпатичным, молодым и состоятельным человеком. И, соответственно, строит какие-то планы на совместное будущее. А на самом деле перед ней предстает отвратительный старый урод, не имеющий ни копейки денег, но страстно желающий удовлетворить свою похоть. После таких открытий многие молодые люди впадают в затяжную депрессию, а нередко и вовсе лишаются смысла жизни.

Минус 9. Развитие зависимости
Пока восторженный пользователь «ВКонтакте» или Facebook бродит по страницам своих друзей, он не замечает, как пролетает его жизнь. Статистика утверждает, что зрелая особа тратит на посещение социальных сетей в среднем полчаса в стуки, в то время как дети и подростки ведут переписку больше 3 часов.
Это чревато тем, что у персоны со временем развивается патологическая зависимость – анормальное состояние, схожее с наркоманией. Чтобы чувствовать себя комфортно, зависимая персона обязательно должна зайти в социальную сеть. Стоит отметить, что при компьютерной зависимости человек может испытывать ломку – синдром отмены, который также мучителен, как и алкогольная абстиненция.

Вместо послесловия
Таким образом, общение в виртуальном пространстве – неизменная составляющая жизни современника. Компьютерные технологии открывают человеку массу перспектив, облегчают поиск информации и помогают скрасить досуг. Однако чрезмерное увлечение виртуальным общением приводит к изменению портера личности и жуткой рассогласованности психики.

Комментарий:

Гуманитарные науки - группа дисциплин, изучающих различные (в основном культурные) аспекты человеческого бытия.

Основные гуманитарные науки:

ü философия;

ü языки - литературные особенности языка в отличие от лингвистики;

ü литература;

ü религия, теология (богословие);

ü искусство: музыка, исполнительские виды искусства, танцы, изобразительное искусство, живопись и искусствоведение;

ü история (включая историю гуманитарных наук);

ü археология;

ü этнография;

ü краеведение;

ü культурология.

132. ХХ век ознаменовался использованием новых средств коммуникации. В первую очередь здесь, конечно, надо упомянуть телефон, роль которого в жизни человека всё время увеличивается. Телефон – техническое изобретение, и сначала он мыслился как способ оперативной деловой связи. Однако очень скоро он стал обслуживать и потребность межличностного общения. Это изобретение практически уничтожило написание писем, и эта утрата, по-видимому, невосполнима.

Другие технические изобретения – прежде всего радио – имели скорее положительное влияние на культуру – хотя бы тем, что сделали доступным предметом культурного потребления музыку и отчасти литературу в её живом звучании.

Возникновение, а затем и дальнейшее стремительное развитие телевидения нередко вызывало опасения, не заменит ли телевизор собой книгу. Нечто в этом духе действительно произошло, но постепенно выяснилось, что в основном телевизор и книга вполне могут ужиться. Некоторое беспокойство вызывает, правда, новое распределение времени у подрастающего поколения в ущерб книге в сравнении с телевидением.

Другое дело – изобретение и проникновение в частную повседневную жизнь такого явления, как компьютер. Компьютер с игровыми программами становится универсальной игрушкой для детей любого возраста и даже для взрослых. В общем, компьютер обеспечивает возможность неисчерпаемого и интересного контакта со своим пользователем.

Что является результатом подобной ситуации? Очень неприятным последствием компьютеризации становится смещение в сознании пользователя реальности «настоящей» и реальности виртуальной (неразличение мира вымышленного и мира реального). Но проблема ещё усугубляется характером компьютерных игр: очень многое основано на агрессии, жестокости (пока ещё это символические, условные убийства, но кто может поручиться, что в сознании игрока, особенно подросткового возраста, условность не смешается с реальностью?). Также виртуальный мир становится заменителем мира реального.

(По А.Б. Есину)



1) ответ на вопрос: правомерно;

2)подтверждения, например: телефон широко используется для делового и межличностного общения, но его применение практически уничтожило написание писем;

компьютер обеспечивает возможность неисчерпаемого и интересного контакта со своим пользователем, но неприятным последствием компьютеризации становится смещение в сознании пользователя реальности настоящей и виртуальной.

2. Какие четыре технических изобретения рассмотрены автором?

изобретения:

1) телефон;

3) телевидение;

4) компьютер

3. Объясните смысл термина «средства коммуникации». Почему радио относится к средствам коммуникации?

1) объяснение смысла термина, например: средства коммуникации – это различные способы, технологии передачи информации, общения людей;

2) ответ на вопрос, например: по радио передаётся значимая для личности и общества информация.

4. Предположите, какие потребности человека обслуживает телевидение. Укажите любые две потребности и проиллюстрируйте обслуживание каждой из них конкретным примером.

В правильном ответе должны быть указаны потребности и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) потребность в оперативной информации о ситуации в населённом пункте, регионе, стране и мире в целом (практически на каждом телеканале в течение дня выпускается несколько новостных программ; в РФ транслируется несколько федеральных, европейских и мировых новостных телеканалов);



2) потребность в приобщении к культурным ценностям общества (в РФ действует телеканал «Культура», транслируются мировые научно-популярные телеканалы «Discovery», «Animal planet» и др.).

5. Существует мнение, что некоторые преимущества «живого» общения людей теряются при использовании технических средств. Согласны ли Вы с этим мнением? Приведите два аргумента в защиту своей позиции.

1) мнение учащегося: согласие или несогласие;

2) два аргумента, например: в случае согласия

ü при использовании технических средств теряется большинство невербальных проявлений общения (мимика, жестикуляция, позы и др.);

ü при использовании технических средств отчасти теряется эмоциональность общения;

в случае несогласия могут быть приведены аргументы:

ü эмоциональность общения в сети передаётся смайликами, картинками, статусами.

6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты.

1) Телефон и его роль в жизни людей.

2) Влияние радио на культуру.

3) Телевидение и книга.

4) Значение компьютера в жизни человека.

133. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука объясняет устройство материального мира и открывает законы его развития.

Б. Наука, в отличие от других форм (областей) культуры, предполагает использование художественных образов в исследованиях.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны