Учебное пособие. С. В. КороткийМенеджмент. Учебное пособие Электронное учебное пособие по менеджменту

© С. В. Короткий, 2019

ISBN 978-5-4493-2717-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

В данном учебном пособии освещен широкий круг проблем развития менеджмента как важного фактора социально-экономического прогресса России.

Материал учебного пособия систематизирован в следующей последовательности:

– теоретические основы современного менеджмента, основные школы менеджмента и этапы развития менеджмента в мире;

– общие методологические вопросы теории и практики управления; содержание основных функций менеджера (планирования, организации, мотивации, контроля);

– психологические и социальные основы менеджмента: психологические характеристики менеджмента, оказывающие влияние на поведение персонала, деятельность и общение, проблемы групповой динамики (власть, лидерство, стиль руководства, неформальное взаимодействие в организации, конфликты).

Данная структура учебного пособия позволит студентам освоить основные теоретические положения современного менеджмента, изучить содержание основных функций менеджера и, в конечном итоге, сформировать и усовершенствовать свои знания в области современного управления.

Раздел 1. Методологические основы менеджмента

Тема 1.1. Эволюция развития менеджмента как научного направления

1.1.1. Этапы развития менеджмента в мире

Условно можно выделить восемь этапов развития менеджмента.

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф. Тейлора. В своей книге «Принципы научного управления» (1911 г.) он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка и Лилиан Гилберт, Ганита.

Второй этап (1920-е г. по наст. время) развития менеджмента связан с появлением административной (классической) школы менеджмента, родоначальниками которой стали А. Файоль, П. Урвик, Д. Муни, П. Слоун. В частности, А. Файоль впервые предложил новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

Третий этап (1930-е г. по наст. время) развития менеджмента называют «неоклассическим», и он связан с возникновением школы «человеческих отношений», основоположником которой считается профессор Гарвардского университета Э. Мэйо. Становление данной школы связано также с именами ученых А. Файоля, Д. Муни, П. Слоуна.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940-1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека как на субъект управления.

Пятый этап (1950-е г. по наст. время) развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов принятия и обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники и на основе достижений в кибернетике и математике. Этот процесс успешно развивается по настоящее время.

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970-1980 гг. Учеными вырабатываются новые подходы в развитии теории менеджмента, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внешней среде. Исходя из такого посыла, проходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: «стратегического менеджмента» И. Ансоффа, «теория властных структур между организациями» Г. Саланчика, «конкурентной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов» Портера и т. д.

Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в менеджменте, открытием «организационной структуры» как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией.

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

– возврат к прошлому;

– создание социальных поведенческих элементов – это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;

– усиление международного характера управления, связанного с глобализацией мировой экономики.

1.1.2. Школы менеджмента

Традиционная школа менеджмента

Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) является основоположником научного подхода к менеджменту и родоначальником традиционной школы менеджмента.

По мнению Тейлора, главная задача управления предприятием – максимальная прибыль для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием работника. Максимальная прибыль для предпринимателя достигается развитием до наивысшей степени совершенства, обеспечивающей постоянный характер реализации прибыли. Максимальное благосостояние работника состоит не только в увеличении вознаграждения, но и в развитии до максимально возможной степени производительности, что позволило бы ему давать труд самого высокого качества, что означает далее предоставление ему по возможности работы именно этого качества, к которой он наиболее способен по своим естественным склонностям. Научным подходом к организации труда Тейлор решает две противоположные задачи, объединяя интересы предпринимателя и рабочих: положить высокие ставки оплаты труда и удешевить рабочую силу. Найденный им ресурс – огромная разница между количеством работы, которую может совершить первоклассный работник при благоприятных условиях, и тем, что фактически производится рядовым рабочим.

Основания для внедрения научной организации труда следующие:

– недостаточная производительность большинства актов повседневной деятельности приводит к громадным убыткам;

– лекарство не в поиске экстраординарной личности, а в систематической организации труда;

– организация труда – наука, опирающаяся на законы, принципы;

– основные принципы научной организации труда равно приложимы ко всем видам человеческой деятельности.

Тейлор выделяет три причины низкой производительности рабочих:

– заблуждение о том, что увеличение выработки ведет к лишению работы значительного числа занятых рабочих;

– ошибочная система организации управления предприятием;

– грубо практические методы руководства.

Тип управления предприятием (во времена Тейлора), при котором рабочий проявляет всю свою инициативу в обмен на некое специальное поощрение, называется Тейлором – «инициатива-поощрение». Этот тип организации управления основан на том, что, уступая превосходство рабочим в вопросах производства продукции, администрация откровенно ставит перед своими рабочими проблему наилучшего и наиболее экономичного производства работ, т.е. практически процесс организации производства отдается на откуп рабочим, а свою задачу видят в том, чтобы заставить рабочего проявить всю свою инициативу и мастерство, чтобы реализовать возможно больший доход для своего предпринимателя.

Тейлор предлагает научный менеджмент, который основан на четырех великих основных принципах управления:

1. Научная основа производства

Выработка научного фундамента в качестве замены традиционных грубо-практических методов для каждого отдельного труда.

2. Отбор рабочих по научным признакам

В типе организации управления «инициатива-поощрение» рабочий сам выбирал специальность и сам тренировался в ней, т.е. развивал свою индивидуальность, выбирая те орудия и методы, которые ему по душе. При научной организации труда отбор рабочих происходит по научным признакам. Однако выбрать рабочих окончательно можно только после испытания. Тейлор рассматривал рабочего как продолжение машины и считал главной задачей полную синхронизацию человека с машиной.

3. Обучение рабочих

Рабочий, наилучшим образом приспособленный для переноски болванок, совершенно не способен понимать основы науки, относящиеся к его работе. Неспособных работников – увольнять, способных – поощрять. Один из основополагающих принципов – соответствие людей структуре.

Под максимальным благосостоянием рабочего Тейлор понимал больше повышение его производительности, поскольку считал, что быстрое обогащение для большинства людей не приносит пользы.

Размер увеличения ставки зависит от характера работ: при рядовых однотипных работах увеличение возможно на 30%; при работах, не требующих умственного напряжения, но сильного физического напряжения и приводящих к утомлению – на 50-60%; при работах, требующих специального образования – 70-80%; при высококвалифицированных работах, требующих высокого умственного напряжения – 80-100%.

4. Тесное дружеское сотрудничество между администрацией и рабочими: перераспределение ответственности.

В типе организации управления «инициатива-поощрение» успех предприятия зависел от возможности добиться инициативы от рабочих. Администрация занималась «вышибанием» инициативы у рабочих, при этом процесс организации производства и производство труда лежал на рабочих. При научном подходе реализация инициативы происходила в порядке абсолютного единообразия, а успех больше зависел от составления администрацией планов и уроков (заданий) рабочим, которые составлялись на основе планов. Управление должно быть оптимизировано с точки зрения увеличения количества и качества подготовительных действий, которые дадут возможность рабочему производить работу лучше и быстрее. На предприятии появляется прослойка «непроизводственных» служащих, создающих условия для эффективной работы «производственных» рабочих.

Разговоры начальника с подчиненными должны вестись в тоне, сообразном их уровню. А рабочего нужно поощрять к обсуждению с начальником всех затруднений.

Основы научной организации труда Тейлора: наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречия; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограниченной производительности; развитие каждого отдельного работника до максимально доступной ему производительности и максимального благосостояния.

Цели предприятия:

– поручать рабочему высший тип работы, который доступен ему по его ловкости, умению, способностям и физическому сложению;

– поощрять к тому, чтобы давал максимум работы, достойной первоклассному представителю его разряда и стремился к преуспеванию;

– поощрять увеличением ставки на 30-100%.

Анализируя наиболее распространенный тип организации «на военную ногу», Тейлор указывает на то, что при этом типе организации начальник отвечает за успешность работы всей мастерской, однако то минимальное количество функций, которые должен при этом выполнять начальник, невозможно найти в одном человеке. В связи с этим необходимо упразднить этот тип организации, переместив умственную работу из мастерской в плановый и распределительный отделы, а начальнику оставить только исполнительские функции. Такой тип организации – функциональный тип администрации, который состоит в таком распределение работ по управлению, чтобы каждый служащий исполнял возможно меньшее количество функций, что дает возможность в сравнительно короткий срок подготовить должностных лиц к роли десятников, приказывающих и помогающих. Чем выше должность, тем уже круг функций в сравнении с функциями низшего управленческого состава, но они более детальны и глубже.

Если в прошлом на первом месте стоял организатор, то в настоящее время на первое место выходит система, т.е. роль организатора должна сводиться к установлению организации самой системы.

При научной организации труда находчивые и толковые рабочие могут вырасти и занять административные должности. Никто из рабочих не должен ожидать повышения, пока не подготовит себе заместителя.

Научная основа труда заключается в известных широких общих принципах, при этом то, что отдельный человек считает наилучшим механизмом для применения этих принципов, ни в какой мере не должно быть смешиваемо с самими принципами. Не существует единой панацеи для устранения всех затруднений, по мнению Тейлора, до тех пор, пока одни рождаются лентяями или неспособными, а другие – жадными и жестокими. Пока существуют пороки и преступления, будут существовать также бедность, нищета и несчастье.

Никакое определенное средство не может обеспечить непрерывное благосостояние рабочих и предпринимателей, поскольку зависит от столь большого числа факторов, что неизбежно случатся периоды, когда обеим сторонам приходится страдать в большей или меньшей степени. Но при научной организации труда период благополучия будет дольше, а раздоры и вражда менее тяжкими.

Взгляды Генри Форда на управление предприятием

Г. Форд не стал основоположником никакой научной школы менеджмента, однако его, наряду с Ф. У. Тейлором и А. Файолем, считают одним из отцов современного менеджмента. И, несмотря на то, что ряд его принципов производства и утверждений диаметрально противоположны принципам современного менеджмента, его вклад в экономику США и его достижения в этой области достойны внимания. Как сказал один американский журналист: «Книга Форда не понравится предпринимателям, но она поможет им обогатиться».

Г. Форд (1863-1947) – известный американский промышленник, создавший первый автомобиль с 4-тактным двигателем, вошел в историю как изобретатель конвейера и один из самых честных миллионеров, он вытащил Америку из экономической депрессии и стал символом американской экономики.

Знаменитая книга Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения» – это катехизис механика-романтика. Его идеи и методы организации производства, описанные в данной книге, внедрены в деятельность тысяч предприятий и заслуживают внимания каждого человека, организующего свой бизнес.

Г. Форд писал, что жизнь – путешествие, а люди привыкли жить лишь наполовину живыми. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Цель его теории создать из мира источник радостей.

Акционерами имеют право быть только люди, сами занятые в деле, считающие предприятие орудием служения, а не машиной, делающей деньги. Все происходящее на предприятии должно являться личным делом каждого сотрудника. Текущие деловые вопросы должны решаться не гениями организации, а системой. Производством управляет не человек, а процесс труда. Управление и руководство – тождественные понятия. Делами нельзя руководить свыше. Надо избегать формализации и стремиться к меньшему распределению полномочий. Однако всему есть мера разумности: начальник мастерской должен считаться только с количеством выработки, нет никаких оснований раздроблять силы, отвлекая его в другую область.

Большинство людей могут осилить работу, но легко дают титулу свалить себя. Слишком часто титул служит вывеской для освобождения от работы. По большей части личная неудовлетворенность происходит от того, что носители титулов и сановники не всегда являются в действительности истинными вождями. Всякий готов признать прирожденного вождя – человека, который может мыслить и приказывать.

Бедность в значительной степени происходит от перетаскивания мертвых грузов. Требовать, чтобы на ту или иную работу тратилось больше сил, чем это необходимо, значит быть расточительным. Расточительность вытекает из недостаточно сознательного отношения к нашим действиям или из небрежного их выполнения.

Основные принципы производства:

– Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна; позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам путь и средства к развитию.

– Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела – преступление, так как она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого смысла господство силы.

Минуты, которые мы уделяем конкурирующим предприятиям, убыточны для собственного дела. Лучше приложить все силы для усовершенствования хорошей идеи, чем гнаться за другими новыми идеями.

– Работу на общую пользу ставь выше выгоды. По мнению Г. Форда перевес финансовых интересов губит принцип служения, т.к. весь интерес направлен к прибыли сегодняшнего дня. Но если служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, то деньги сами собой появляются в избытке. Алчность к деньгам – верное средство не добиться денег. Цель денег не праздность, а умножение средств для полезного служения.

Алчность есть род близорукости. В хищнической трате времени и сил кроется причина высоких цен и малого заработка.

– Производить – это покупать сырые материалы по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт. Законы работы подобны закону силы тяжести, кто им противится, принужден испытать их могущество. Следует взять что-либо, доказавшее свою пригодность и устранить в нем все лишнее.

Неправильно начинать производство, пока не усовершенствован сам фабрикат. Подлинная простота связана с пониманием практического и целесообразного. Производство должно исходить из самого продукта. Фабрика, организация, сбыт и финансовые соображения сами приспособляются к фабрикату. Большинство фабрикантов охотнее соглашаются на изменение в фабрикате, чем в методах их производства, мы пользуемся обратным приемом.

Непомерно высокие цены всегда являются признаком нездорового дела. Всякая монополия и всякая погоня за наживой – зло.

Спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами – она более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства. Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии обладать.

По мнению Г. Форда, не может быть утверждения более нелепого и более вредного для человечества, как то, что все люди равны. Не все люди одинаково одарены. Каждого следовало бы поставить так, отмечал Г. Форд, чтобы масштаб его жизни находился в должном соответствии с услугами, которые он оказывает обществу.

Г. Форд пишет: «Мы никогда не спрашиваем о прошлом у человека, который ищет у нас работу – мы нанимаем ведь не прошлое, а человека. Мы принципиально не принимаем замужних женщин, мужья которых имеют работу. В мелком предприятии человек живет в атмосфере конкуренции, а в большом предприятии в атмосфере сотрудничества».

Подавляющее большинство желает быть руководимыми, желает, чтобы во всех случаях другие решали за него и сняли с него ответственность. Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить. Они не любят никаких изменений, которые не предложены ими самими. Недостаток всех радикальных реформ в том, что они хотят изменить человека и приспособить его к определенным предметам.

Общественное мнение – большая полицейская сила для тех людей, которых нужно держать в порядке. Большинство людей не могут обойтись без принуждения со стороны общественного мнения. Вовсе не так плохо быть дураком во имя справедливости.

Предприятие может жить лишь в той мере, в которой оно развивает таланты своих служащих и их работоспособность, так как только при их помощи предприятие и может вестись. Г. Форд является сторонником утилитарного образования; мы полагаем, что настоящее образование привяжет ум человека к труду, а не отвратит от него.

Административная (классическая) школа менеджмента

Большую часть своей долгой жизни Анри Файоль (1841-1925) отдал руководству горнодобывающими и металлургическими предприятиями. Поэтому многое в его богатой событиями биографии, так или иначе, связано с техническими и геологическими аспектами соответствующих отраслей. Он родился в 1841 г. и учился сначала в лионском лицее, затем в Национальной горной школе в Сент-Этьене. В 1860 г. он поступил инженером на систему шахт Commentfy, которой владел горно-металлургический комбинат, известный как Comambault. Вся трудовая жизнь Файоля была связана с этим комбинатом. Он ушел с поста директора-распорядителя в 1918 г. и оставался директором предприятия до самой своей смерти (1925). Когда в возрасте 77 лет Файоль оставил свой пост, финансовые позиции комбината были непоколебимы. Последние годы своей жизни Файоль – так же, как в свое время Тейлор, – посвятил популяризации своих управленческих теорий. Он основал Centre d’Etudes Administratives (Центр административных исследований) и председательствовал на еженедельных собраниях видных промышленников, писателей, государственных деятелей, философов и военных. Одним из следствий проведения этих собраний стало распространение маршалом Лиоте (французская армия тогда находилась в Марокко) 2000 экземпляров брошюры, в которой делалась попытка применить принципы Файоля к армейскому руководству. Главный труд Файоля «Administration, industrielle et generale» («Общее и промышленное управление») был опубликован, когда автору исполнилось уже 75 лет.

Согласно Файолю, деятельность промышленных предприятий может быть разделена на шесть групп:

– Техническая деятельность (производство, выделка и обработка).

– Коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен).

– Финансовая активность (поиск и оптимальное использование капитала).

– Деятельность, направленная на обеспечение безопасности (защита собственности и персонала).

– Бухгалтерский учет (проверка фондов, балансовые отчеты, издержки, статистика).

– Управленческая деятельность (планирование, организация, распорядительство, координация, контроль).

Файоль отличал управление от руководства. Он писал: «Управление – деятельность, в осуществлении которой принимают участие руководители и работники корпорации. Управленческая функция отлична от других пяти главных функций. Ее не следует путать с руководством. Руководить – значит вести предприятие к намеченной цели, пытаясь оптимальным образом использовать все имеющиеся резервы и обеспечивать стабильность шести основных функций. Управление же – одна из шести функций, стабильность которых должна обеспечиваться руководством».

Определяя принципы менеджмента, А. Файоль не утверждает ни того, что принципы эти или их воплощение непреложны, ни того, что он приводит полный их список. Напротив, он пишет, что количество принципов управления беспредельно, изменение ситуации может повлечь за собой изменение правил, которые, таким образом, до известной степени, оказываются порождением данной ситуации. Затем он переходит к рассмотрению четырнадцати принципов управления, которые сыграли особую роль в его карьере:

Разделение труда – принцип, цель которого «производить больше и лучше при тех же усилиях». Специализация, по утверждению Файоля, является одной из примет естественного порядка вещей, наблюдаемой как в мире животных, так и в человеческих сообществах. Он считал, что разделение труда не должно ограничиваться технической активностью, но должно относиться ко всем аспектам работы организации. Впрочем, в этом вопросе он не заходил столь далеко, как сторонники научного менеджмента, подразделявшие задачи на базовые элементы. Он считал, что «разделение труда имеет свои границы, определяемые как нашим опытом, так и чувством меры».

Власть – «право отдавать распоряжения и требовать их выполнения». Файоль различает «официальный» (связанный с занимаемой должностью, получаемый «по уставу») и «личный» авторитет (обусловленный такими качествами, как интеллект, жизненный опыт, цельность и способность играть роль лидера). Далее он утверждает, что личный авторитет первоклассного управляющего является «обязательным дополнением» власти официальной. Файоль констатирует, что авторитет всегда связан с ответственностью, причем и то и другое предполагает умение принимать решения и, при необходимости, налагать определенные санкции. Все это возможно только при достаточной цельности человека. Файоль говорит об этом так: «Способность принимать решения… определяется развитой моралью, беспристрастностью и твердостью… Ответственное решение всегда предполагает известное мужество… Хороший руководитель должен обладать решимостью принимать ответственные решения и передавать эту решимость окружающим… Для руководителя высокого уровня залогом отсутствия как злоупотребления властью, так и слабости является цельность его личности и его высокие моральные качества; цельность же эта, как известно, не избирается и не приобретается». Далее пишет: «Мужественное принятие и сознание ответственности вызывает уважение других; это – род мужества, всюду очень ценимый. Явное доказательство этого – в гораздо более высокой оценке некоторых руководителей промышленности сравнительно с оценкой иных государственных служащих того же масштаба работы, но – безответственных. И тем не менее ответственности обычно настолько же не любят, насколько ищут власти. Боязнь ответственности парализует много начинаний и сводит на нет многие качества».

Дисциплина – «по сути, сводится к послушанию, прилежанию, энергичности, определенному поведению и внешним знакам почтения, соблюдаемым в соответствии с существующим между фирмой и работниками соглашением». Файоль полагает, что в различных организациях дисциплина может иметь разные формы, и настаивает на том, что она всегда является одним из существеннейших их элементов. Он замечает, что время договоров между индивидуальным владельцем предприятия и работником уходит в прошлое. Вместо этого заключаются соглашения между ассоциациями работодателей и профсоюзами, в которых – в условиях Первой мировой войны – деятельно участвует и государство. По мнению Файоля, переход от индивидуальных соглашений к коллективным способствовал выработке определенных дисциплинарных правил. При этом с руководства не снималась обязанность поддерживать дисциплину, прибегая, при необходимости, к таким санкциям, как предупреждения, штрафы, временное отстранение от должности, перевод на менее квалифицированную работу и увольнение.

4. Единство распорядительства – «подчиненный должен получать приказы только от одного начальника». Согласно Файолю, двойные приказы в любом случае являются источником напряжения, смущения и конфликтов. Он говорит о тенденции делить командные функции между индивидами и о размывании границ между различными отделами. Вследствие этих процессов возникает чувство безответственности, и теряют свое значение обычные коммуникативные связи. В известных случаях руководитель высокого ранга может отдавать приказы рабочим, минуя руководителей среднего уровня. Файоль пишет: «Если таковые ошибки будут повторяться, возникнет ситуация двойного подчинения со всеми ее следствиями, к каковым относятся растерянность части подчиненных, раздражение и недовольство части руководителей, оставшихся не у дел, и нарушение нормального хода работ».

5. Единство руководства – «один руководитель и один план для совокупности операций, направленных на достижение одной и той же цели». Если принцип единства распорядительства требовал, чтобы каждый подчиненный получал приказы только от одного руководителя, то данный принцип сводится к единству управления и плана. Говоря словами Файоля, «это – условие единства действий, координации сил и сосредоточенности на цели. Тело о двух головах и в социальном, и в животном мире является монстром и обычно не выживает».

6. Подчинение индивидуальных интересов общим – «заставляет вспомнить о том, что в бизнесе интерес одного подчиненного или группы подчиненных не должен противоречить целям предприятия». Файоль обращает внимание на то, что одной из серьезнейших проблем управления является согласование общих и личных, или групповых интересов. Он пишет об этом так: «Невежество, амбициозность, эгоизм, леность, слабость и разного рода страсти приводят к тому, что общие интересы ослабевают, уступая место интересам личным, и это обстоятельство порождает вечную борьбу».

7. Вознаграждение персонала – «труды должны быть вознаграждены». Файоль рассматривает факторы, определяющие уровень оплаты, но не зависящие от воли нанимателя, такие, как прожиточный минимум, предложение рабочей силы, экономическая обстановка и экономическое положение предприятия. Он рассматривает также различные способы компенсаций, такие, как повременная ставка, поурочная (аккордная) оплата, сдельная оплата, премия, участие в прибылях, платеж натурой и разного рода нематериальные стимулы. Он приходит к следующему заключению: «Вне зависимости от того, какое вознаграждение за труд получает работник – деньги или же такие блага, как тепло, свет, кров, продукты питания, – смысл его состоит в удовлетворении потребностей работника». Файоль рассматривает и иные нематериальные стимулы, выказывая известный патернализм во взгляде на производственные отношения.

8. Централизация – «подобно разделению труда… присуща естественному порядку вещей». Рассматривая вопрос о том, какую структуру – централизованную или децентрализованную – должна иметь организация, Файоль сравнивает ее с живым организмом: «У любого организма, животного и общественного, ощущения идут к мозгу или к управляющему органу, и от последнего во все части организма идут команды, приводя его в движение». Одна из главных идей Файоля состояла в том, что организации подобны скорее живым организмам, чем машинам. Соответственно он считал, что принципы должны не навязываться силой, а использоваться прагматически в соответствии с ситуацией. Он пишет о централизации: «Вопрос централизации или децентрализации – это вопрос меры, вопрос нахождения оптимального для данной ситуации устройства… Все то, что приводит к усилению роли подчиненных, является децентрализацией, централизации же сопутствует ослабление этой роли».

9. Скалярная цепь – «властная вертикаль, связывающая все уровни подчинения от высшей инстанции до низших ступеней». Более привычными терминами для определения этого понятия будут «иерархия» и «каналы» или «линии коммуникации». Файоль соединяет два этих понятия в своей концепции скалярной цепи, утверждая потребность в высшей инстанции и при этом подчеркивая, что решение проблем путем обращения к ней далеко не всегда оказывается самым быстрым, а порой, если речь идет, например, о правительственных инстанциях, может быть и слишком долгим. Для того чтобы сохранить возможность контроля и избежать при этом излишней потери времени, он предлагает использовать систему делегирования прав и ответственности подчиненным по осуществлению необходимых коммуникаций. Этот подход получил название «трап», «gang plank». Подобный способ коммуникации между индивидами одного ранга позволяет решать отдельные проблемы, не выходя за пределы данной иерархической ступени.

Основы менеджмента - Учебник - Семенов А.К. , Набоков В.И. - 2008

В учебнике рассматриваются исторические, теоретические и методологические основы современного менеджмента . Освещаются вопросы планирования , организации , мотивации , контроля , координации . Особое внимание уделено роли менеджера в системе управления организацией в условиях рыночной экономики .

Для студентов высших и средних специальных учебных заведений, преподавателей, практических работников, а также тех, кто интересуется современными проблемами управления фирмой (предприятием).

Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента:
Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. - 556 с.

ISBN 978-5-91131-422-4
УДК 65.01
ББК 65.290-2
С30


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Введение

Глава 1. История развития и современное состояние менеджмента
1.1. Исторические предпосылки менеджмента
1.2. Научные школы менеджмента
1.3. Развитие отечественного управления
1.4. Современный российский менеджмент
1.5. Зарубежные модели менеджмента
Контрольные вопросы
Литература.

Глава 2. Методологические основы менеджмента
2.1. Управление и менеджмент
2.2. Сущность, виды и система управления (менеджмента)
2.3. Научные подходы и принципы менеджмента
2.4. Методы управления
2.5. Менеджмент и предпринимательство
Контрольные вопросы
Литература.

Глава 3. Технология менеджмента
3.1. Процесс и функции управления
3.1.1. Планирование
3.1.2. Организация
3.1.3. Мотивация
3.1.4. Контроль
3.1.5. Координация
3.2. Коммуникации в системе управления
3.3. Управленческая информация
3.4. Управленческие решения
Контрольные вопросы
Литература.

Глава 4. Организации и управление ими
4.1. Понятие и сущность организации
4.2. Классификация организаций
4.3. Самоорганизация и самоуправление хозяйствующих субъектов
4.4. Внутренняя и внешняя среда организаций
4.5. Структуризация деятельности организаций
4.6. Организационно-правовые формы управления организациями
4.7. Организационные формы интеграции хозяйствующих субъектов
4.8. Современные тенденции в развитии организаций
4.9. Новые типы организаций
4.10. Стратегическое управление организацией
Контрольные вопросы
Литература

Глава 5. Эффективность менеджмента организации
5.1. Понятие и сущность эффективности менеджмента
5.2. Подходы к оценке и показатели экономической эффективности менеджмента
5.3. Социальная эффективность менеджмента
Контрольные вопросы
Литература.

Глава 6. Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов
6.1. Объективная необходимость, сущность и цели государственного регулирования
6.2. Основные направления регулирования деятельности хозяйствующих субъектов
6.3. Регулирование межфирменных отношений
Контрольные вопросы
Литература

Глава 7. Современный менеджер
7.1. Менеджер: понятие, личные и деловые качества, функции
7.2. Стиль и имидж менеджера
7.3. Этика современного бизнеса
7.4. Деловой этикет менеджера
7.5. Управление стрессами
Контрольные вопросы
Литература

Глава 8. Организация управленческого труда
8.1. Управленческий труд: характеристика, особенности, виды
8.2. Научная организация управленческого труда
8.3. Самоменеджмент руководителя
8.4. Работа менеджера с информацией
8.5. Инструментарий планирования и организации деятельности менеджера
Контрольные вопросы
Литература

Глава 9. Групповая динамика
9.1. Трудовой коллектив: понятие и виды
9.2. Неформальные коллективы (группы)
9.3. Формирование и диагностика трудового коллектива
9.4. Влияние и власть
9.5. Участие работников в управлении
9.6. Управление конфликтами
Контрольные вопросы
Литература

Словарь терминов

Скачать книгу Основы менеджмента - Учебник - Семенов А.К., Набоков В.И. - 2008

Дата публикации: 30.04.2010 18:02 UTC

Теги: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :.

Менеджмент : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика и управление» / под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 343 с. - ISBN 978-5-238-02247-5. - Текст: электронный. - URL: https://new.сайт/catalog/product/1028774 читать

978-5-238-02247-5

Изложены методологические основы менеджмента, стратегия и тактика управления организацией, роль менеджеров и их социальная ответственность, современные тенденции в менеджменте. Рассмотрены комплексный интегрированный подход к процессам управления, факторы неопределенности и риска в менеджменте. Даны основы антикризисного менеджмента. Для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика и управление". Может быть полезен руководителям предприятий и организаций, менеджерам.

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Глумаков Виктор Никитович

Стратегический менеджмент : Практикум / В.Н. Глумаков, М.М. Максимцов, Н.И. Малышев. - М.: Вуз. учебник, 2006. - 187 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 5-9558-0035-2 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/107656 читать

Учебное пособие включает основные выводы и теоретические поло-жения по курсу «Стратегический менеджмент», контрольные вопросы, тесты, практикующие упражнения и хозяйственные ситуации для ана-лиза, словарь основных терминов и понятий, а также список рекомен-дуемой литературы. Для студентов вузов и преподавателей, менеджеров и специалистов предприятий и организаций.

Игнатьева Алина Всеволодовна

Менеджмент : Учебно-практическое пособие / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов, И.В. Вдовина, Е.В. Доценко. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. - 284 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0168-1 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/208965 читать

978-5-9558-0168-1

Горфинкель Владимир Яковлевич

Экономика организаций (предприятий) : Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 608 с. - ISBN 978-5-238-00517-2. - Текст: электронный. - URL: https://new.сайт/catalog/product/1028884 читать

978-5-238-00517-2

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ (2000 г.) для ряда экономических специальностей. Рассматривается структура национальной экономики и ее основное звено — организация (предприятие), типы предприятий и производств, методы организации производства. Представлены инфраструктура организаций (предприятий), ресурсы — материальные и трудовые, показана маркетинговая и товарная стратегия. Освещены вопросы инновационной и инвестиционной политики предприятия, формирования себестоимости продукции, раскрыта методика анализа эффективности деятельности предприятия. Изложены также вопросы налогообложения, экологической безопасности и банкротства организаций. Для студентов и преподавателей экономических специальностей вузов, руководителей предприятий и организаций, специалистов экономических и финансовых служб организаций (предприятий).

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Игнатьева Алина Всеволодовна

Менеджмент : Учебно-практическое пособие / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов, И.В. Вдовина, Е.В. Доценко. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 284 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0168-1 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/248147 читать

978-5-9558-0168-1

Максимцов Михаил Михайлович

Максимцов, М. М. Менеджмент [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика и управление» / М. М. Максимцов; под ред. М. М. Максимцова, М. А. Комарова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 343 с. - ISBN 978-5-238-02247-5. читать

Изложены методологические основы менеджмента, стратегия и тактика управления организацией, роль менеджеров и их социальная ответственность, современные тенденции в менеджменте. Рассмотрены комплексный интегрированный подход к процессам управления, факторы неопределенности и риска в менеджменте. Даны основы антикризисного менеджмента. Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика и управление». Может быть полезен руководителям предприятий и организаций, менеджерам.

Максимцов Михаил Михайлович

Современный менеджмент : Учебник / Под ред. проф. М.М. Максимцова, В.Я. Горфинкеля. - Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 299 с. ISBN 978-5-9558-0160-5. - Текст: электронный. - URL: https://сайт/catalog/product/232967 читать

978-5-9558-0160-5

Игнатьева Алина Всеволодовна

Менеджмент : Учебно-практическое пособие / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов, И.В. Вдовина, Е.В. Доценко. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 284 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0168-1 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/367084 читать

978-5-9558-0168-1

Максимцов Михаил Михайлович

Менеджмент : Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлению "Менеджмент " / Под ред. Максимцов М.М., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 343 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-238-02247-5 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/876945 читать

978-5-238-02247-5

Изложены методологические основы менеджмента, стратегия и тактика управления организацией, роль менеджеров и их социальная ответственность, современные тенденции в менеджменте. Рассмотрены комплексный интегрированный подход к процессам управления, факторы неопределенности и риска в менеджменте. Даны основы антикризисного менеджмента. Для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика и управление". Может быть полезен руководителям предприятий и организаций, менеджерам.

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА(до 2019 г.)