История SpaceX: как Илон Маск приближает колонизацию Марса. SpaceX Элона Маска анонсировала систему межпланетного транспорта Элон маск о создании спейс икс

Илон (Элон) Рив Маск (англ. Elon Reeve Musk) — канадско-американский инженер, предприниматель, изобретатель, инвестор. Илон Маск — основатель компаний Paypal, SpaceX, Tesla, а также член совета директоров компании SolarCity, основанной его двоюродными братьями.

Ранние годы и детство Илона Маска

Мать — Мей Маск , была моделью и известным диетологом. Отец — Эррол Маск , — пилот, моряк и инженер. Зарабатывал консультациями.

В семье было трое детей: Илон, Кимбал и дочь Тоска. Мей и Эррол развелись, когда дети были маленькими. Но они остались с отцом, и Эррол Маск смог воспитать успешных детей.

В детстве Илон был необычным ребенком, много читал. Как вспоминал его отец, как-то Илон, когда ему было три или четыре года, спросил у него: «Где заканчивается и начинается мир?».

На фото слева: в возрасте 12 лет с рыбой, которую поймал на семейной рыбалке в Южной Африке. На фото справа: с братом и сестрой (Фото: eastbaytimes.com)

Илон и Кимбал учились в Pretoria Boys High School. Илон окончил школу с отличными отметками по физике и информатике. При этом в школе Маску приходилось нелегко в отношениях с другими детьми, после одного из избиений ему пришлось восстанавливать сломанный нос, говорится в биографии Илона Маска в Википедии.

С детства Илон много читал, любил фантастику, от Жюля Верна до Азимова , Хайнлайна и Толкина . Роман Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» помог ему справиться с личностным кризисом в четырнадцать лет, а книги «Академия» и «Луна — суровая хозяйка» пробудили в Илоне интерес к космосу, говорится в биографии Маска на сайте «Мир фантастики».

Когда Илону Маску было 10 лет, он получил в подарок первый компьютер Commodore VIC-20, который использовал для программирования, уже в 12 лет он продал за 500 долларов свою первую программу, игру Blastar, в которой можно было стрелять по инопланетянам из лазерной пушки.

На фото слева: Илон Маск с мамой, братом и сестрой. На фото справа: отец Илона Маска (Фото: notjustrich.com)

Чтобы избежать призыва в армию в ЮАР, мальчики уехали в Канаду к матери. Отмечается, что деньги на поездку Маск добыл сам, с помощью продажи акций фармацевтической компании.

В 19 лет Илон поступил в Королевский университет в Кингстоне, Онтарио. В 1992 году Маск переехал в США и поступил в Пенсильванский университет, где получил степень бакалавра наук по физике колледжа искусств и наук, а также степень бакалавра по экономике Уортон школы бизнеса. Со временем перешел в Стэнфорд, но обучение не закончил.

Карьера Илона Маска

Zip2 — первая компания, которую организовали совместно братья Маск в 1996 году. Они занимались производством программного обеспечения. Их проектом был цифровой аналог «Жёлтых страниц», с помощью которого в любом районе Сан-Франциско можно было найти ближайшую пиццерию. Стартап развивался не так быстро, как хотелось Илону, но трудолюбие позволило вывести его на такой уровень, что им заинтересовались инвесторы. Вскоре фирма Compac приобрела Zip2 за 307 миллионов долларов, 22 миллиона достались лично Илону Маску и он в 27 лет стал миллионером.

В марте 1999 года Илон Маск стал одним из основателей X.com (вложив 12 млн собственных сбережений), намереваясь сделать революцию в сфере банковских платежей. Уже в 2000 году произошло слияние компаний X.com и Confinity, тем самым объединились системы X.com и PayPal. Маск требовал для нового образования бренд X.com вместо PayPal. Это вызвало разногласия внутри организации, и Илон по решению Совета директоров ушел в отставку. Но стратегически и экономически Маск снова сделал верный ход. В октябре 2002 года PayPal была куплена eBay за 1,5 млрд долларов, а Илон за свои 11,7% акций получил 175 млн долларов.

На фото (слева направо): Питер Тиль и Илон Маск (Фото: strumpeople.com)

Илон Маск и SpaceX

В июне 2002 года Маск основал свою третью компанию — SpaceX. Эта компания Илона связана с космическими разработками, целью ее создания было сокращение расходов на полеты в космос, способствование его освоению и в частности, будущая колонизация Марса.

Илон Маск стал главным инженером и СЕО SpaceX. 24 марта 2006 года состоялся первый для компании запуск ракеты-носителя Falcon 1, но он завершился аварией. Однако в том же году компания SpaceX стала одним из победителей в конкурсе НАСА Commercial Orbital Transportation Services (COTS), получив суммарное финансирование в размере 396 млн долларов, для разработки и демонстрации ракеты-носителя Falcon 9 и корабля Dragon.

На фото: SpaceX Falcon 1 с воздуха вскоре после запуска, когда он поднимается над островом Омелек, на Маршалловых островах. 2006 год (Фото: wikipedia.org)

28 сентября 2008 года состоялся первый успешный запуск ракеты-носителя Falcon 1 и вывод полезной нагрузки на орбиту. Благодаря энергичным действиям Илона Маска, в компании разработаны два типа потенциально многократных ракет-носителей: Falcon 1 и Falcon 9, а также многоразовый космический корабль Dragon.

На фото: Элон Маск, генеральный директор и технический директор SpaceX, представляет космический корабль SpaceX Dragon V2 в штаб-квартире SpaceX в Хоторне, штат Калифорния, 2014 год (Фото: AP Photo/TASS)

В декабре 2008 года NASA подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд. долларов на 12 запусков носителя Falcon 9, а затем и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.

Дальнейшими достижениями SpaceX стали: запуск корабля Dragon, который был выведен на орбиту и возвращен на Землю 8 декабря 2010 года, первая в истории посадка первой ступени на землю, выполненная после вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту (22 декабря 2015 года), первая успешная посадка первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 на морскую платформу Autonomous Spaceport Drone Ship (8 апреля 2016 года) и первый запуск и посадка использованной ступени ракеты-носителя Falcon 9 (31 марта 2017 года).

На фото: основатель SpaceX Илон Маск во время выступления на 67-м Международном астронавтическом конгрессе в Гвадалахаре, Мексика. Маск подробно остановился на своих планах по колонизации Марса, 2016 год (Фото: AP Photo/Refugio Ruiz/TASS)

Одной из фантазий Маска было освоение Марса. По мнению Илона, исследования Марса позволят установить цену на транспортные полеты на планету на уровне $ 500 тыс., что «вполне приемлемо» для жителей развитых стран, а также положить начало освоению других планет.

«Мне нравится участвовать в проектах, которые меняют мир. Это сделал интернет, и космос, вероятно, изменит мир больше, чем, что бы то ни было. Если человечество сможет выйти за пределы Земли, очевидно, что там будет его будущее» — утверждал предприниматель.

Илон Маск неоднократно высказывался за колонизацию Марса, в том числе он предлагал сбросить на полюса Марса термоядерные бомбы, чтобы нагреть поверхность планеты и сделать ее пригодной для жизни.

В апреле 2016 года вышла новость, что корабль Red Dragon («Красный дракон») компании SpaceX не позднее 2018 года полетит на Марс. Есть версия, что Илон Маск, глава SpaceX, именно таким образом отреагировал на сообщение о начале реализации в «железе» перспективного российского космического корабля «Федерация».

SpaceX планирует миссию в 2018 году на Марс (Фото: SpaceX/ZUMAPRESS.com/Global Look Press)

Во время экспедиции на Марс будут отработаны технологии доставки на поверхность планеты больших грузов, передает Twitter компании. В случае успеха миссии SpaceX станет первой частной компанией, отправившей корабль на Марс.

В мае 2017 года СМИ сообщили о том, что американская компания Elysium Space продает места на космическом корабле для праха умерших. На орбиту Elysium Space выведет ракета-носитель Falcon 9 компании Илона Маска Space X.

Сообщается, что за 2,5 тысячи долларов родственники могут отправить останки своих родных в космос, где «звездный катафалк» будет кружить по орбите Земли два года, после чего войдет в атмосферу и сгорит.

В сентябре 2017 года глава компании SpaceX Илон Маск сообщил о возможности использования многоцелевой ракеты для полетов в любую точку Земли за полчаса.

«Долетите до большинства мест на Земле менее чем за 30 минут и куда угодно менее чем за 60. Стоимость билета должна быть примерно такой же, как за полноценный билет на самолет экономического класса», — написал Маск в Instagram.

Для новой ракеты под рабочим названием BFR будут использованы предыдущие достижения компании, как сообщали РИА «Новости». Ракета может заменить Falcon 9 и Dragon, она же может быть использована для полетов на Луну и Марс. Отмечается, что ракета BFR будет дозаправляться после выхода на околоземную орбиту, а потом лететь к пункту назначения, технология позволит летать на Луну и обратно.

Tesla Илона Маска

В 2003 году Илон организовал компанию, которую назвал в честь Николы Теслы «Tesla Motors». Сферой деятельности этой компании является создание экологически чистых электромобилей.

В 2008 году Tesla Motors выпустила первый электромобиль «Tesla Roadster». Автомобиль раскритиковали, но Илон Маск и его компания работали над усовершенствованием машины и уже в 2011 году была представлена модель Tesla Model S.

Tesla Roadster (Фото: CarrrsMag.com)

27 сентября 2012 была запущена революционная сеть супер-заправок для путешествия на дальние дистанции. Были апробированы два электроавтомобиля Tesla Model S, которые с 28 января по 2 февраля 2014 года совершили путешествие с западного побережья до восточного. Для подзарядки использовались только «суперчарджеры» (электро-заправочные станции). Поездка из Лос-Анджелеса заняла 76 с половиной часов, и стоила $ 0, установив тем самым рекорд Гиннеса.

Tesla Model S (Фото: tesla.com)

В конце 2014 года, Tesla Motors представила Tesla Model X — новый электромобиль-кроссовер. В 2016 году была представлена новая бюджетная модель — Tesla Model 3. На 2016 год цена акции компании достигает отметки в $ 231,55, рыночная капитализация составляет $ 29 млрд. Tesla Model 3 построена на новом шасси. Базовая версия электрокара сможет ускоряться с места до 96 километров в час менее чем за шесть секунд, а топовая — за 4 секунды. Запаса батарей хватит на 350−400 километров пробега. Стоимость Model 3 будет начинаться от 35.000 долларов.

Tesla Model X (Фото: tesla.com)

В 2016 году «Тесла» получила не менее 373 тысяч заявок на покупку своей самой доступной модели — Model 3. Маск заявил, что в связи с очень большим количеством заказов на автомобиль компания постарается «увеличить объемы производства настолько быстро, насколько это возможно». Тогда же Илон Маск выпустил перспективный план развития деятельности Tesla, пообещав, что уже в 2017 году будут презентованы новые модели транспорта, которые работают на электрической энергии: тяжелые грузовые автомобили и городской пассажирский транспорт.

Илон Маск также заявил, что Tesla Motors вполне может создать летающий автомобиль, для того чтобы он просто был, но гораздо сложнее сделать его тихим и безопасным. «Вряд ли люди будут рады ревущей над их головами машине», — цитировали СМИ слова Маска.

В марте 2017 года в новостях сообщали , что компания Tesla намерена открыть свои представительства, шоу-румы и сервисные центры в Москве и Санкт-Петербурге.

Hyperloop Илона Маска

В 2012 году Маск, кроме объявления о своих планах по покорению космоса, анонсировал еще один проект — высокоскоростной трубопроводный пассажирский транспорт Hyperloop («гиперпетля»). В 2012 году Маск заявил в интервью, что новое транспортное средство станет в 2 раза быстрее самолета и в 3−4 раза — скоростного поезда, будет безопасным и работать на солнечной энергии, при этом Hyperloop станет намного дешевле проекта California High-Speed Rail*. В январе 2015 года Илон Маск также сообщил о желании построить пробную трассу Hyperloop длиной 5 миль в Техасе.

Проект высокоскоростного трубопроводного пассажирского транспорта Hyperloop (Фото: hyperloop.com)

Сооснователь Hyperloop One Шервин Пишевар выражал надежду на сотрудничество с российскими властями, в частности, говорил о перспективе использования таких поездов для перевозки китайских товаров в Европу через территорию РФ, в новостях писали о возможном использовании технологии на маршруте Москва — Лондон.

Летом 2017 года власти США выдали Илону Маску разрешение на начало работ по строительству тоннеля между Нью-Йорком и Вашингтоном для реализации проекта Hyperloop. Бизнесмен обещает, что его проект поможет жителям этих двух городов преодолевать расстояние в 250 км между ними менее чем за полчаса.

Общественная деятельность Илона Маска

Еще один из перспективных проектов Илона Маска — это SolarCity. Компания занимается производством солнечных панелей для выработки электроэнергии. SolarCity — один из ведущих поставщиков таких панелей во всем мире.

Solarcity, одного из крупнейших в мире установщиков солнечных систем (Фото: solarcity.com/TASS)

Миллиардер Илон Маск не забывает о благотворительности. Илон стал председателем правления благотворительного фонда Musk Foundation. В январе 2015 года фонд пожертвовал 10 млн долларов для Института будущего человечества — на исследования контроля над искусственным интеллектом.

Слова президента России Владимира Путина о создании искусственного интеллекта Илон Маск прокомментировал весьма оригинально:

«Я думаю, что гонка за лидерством в сфере искусственного интеллекта скорее всего приведет к Третьей мировой войне», —

«Илон Маск услышал определенные вещи об ее поведении, которые его категорически не устроили. Эмбер может быть очень эгоистична и часто манипулирует другими», — сообщал источник из близкого окружения пары.

Доходы Илона Маска

В августе 2017 года Forbes сообщил, что состояние Илона Маска, чуть не обанкротившегося после запуска Tesla Motors и ракетной компании SpaceX, впервые превысило $ 20 млрд. В ежегодном списке богатейших технологических миллиардеров. Маск занял 12-е место с $ 20,7 млрд, опередив соучредителя корпорации Microsoft Пола Аллена ($ 20,5 млрд) и председателя совета директоров компании Alphabet Эрика Шмидта ($ 12,4 млрд). Сообщается, что с марта 2017 года, по версии Forbes, Илон Маск разбогател почти на $ 7 млрд.

Эти данные издание пояснило ростом капитализации SpaceX, стоимость которой была оценена в $ 21 млрд. Маску принадлежит более половины SpaceX.

В то же время в биографии Маска в Википедии говорится, что в июле 2017 года он занял 80-е место в списке самых богатых людей мира с 16,1 млрд долл.

В декабре 2016 года Илон Маск занял 21 место в списке самых влиятельных людей мира, составленном Forbes.

Илон Маск в кино

Илон Маск очень популярен в США. По словам Джона Фавро , режиссёра фильма «Железный человек» (2008), Илон Маск послужил прообразом Тони Старка, которого сыграл Роберт Дауни-младший . В 2010 году Маск появился в фильме «Железный человек 2» в роли самого себя (по сюжету Илон — приятель Тони Старка).

Кадр из фильма «Железный человек-2»

Илон Маск озвучил камео в 12 эпизоде 26 сезона мультсериала «Симпсоны», вышедшеем 25 января 2015 года. В 9 эпизоде 9 сезона сериала «Теория большого взрыва» Маск также сыграл камео. В 2017 году снялся в комедии «Почему он?» в роли самого себя.

Маск умеет водить самолет. Илон владел самолетом Aero L-39 Albatros чехословацкого производства, реактивным самолетом Dassault Falcon 900. В октябре 2013 года Маск выкупил на аукционе за 997 тысяч долларов автомобиль-субмарину Wet Nelliе из фильма 1977 года о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил».

* High-speed rail — Калифорнийская высокоскоростная железнодорожная магистраль, находящаяся в настоящее время в процессе строительства, которая соединит Лос-Анджелес с Сан-Франциско. Заявленная скорость поездов составляет до 220 миль (350 км/ч) в час, обеспечивая поездку в один конец за 2 часа 40 минут. Строительство началось в 2015 году, а его завершение ожидается в 2029-м.

Сложно сказать, рождает ли эпоха личностей или личности делают эпоху. Скорее всего, правда где-то посередине. Так или иначе, нам довелось жить в эпоху с личностью, значимость которой истории науки еще предстоит оценить. Речь об американском миллиардере, венчурном капиталисте и энтузиасте освоения космоса Илоне Маске.

Разные источники говорят, что космосом Маск начал бредить еще в юном возрасте. По крайней мере, истории известно, что на подаренном первом компьютере Илон написал свою первую игру - Blaster, по типу знаменитого игрового хита с Atari, Space Invaders. Тогда же пришел первый коммерческий успех - свою игру Маск продал за 500 долларов. В этом вся его суть: помимо коммерческих операций, инвестиций, вложений и движения капиталов, он хорошо соображает в технической части своего бизнеса. Эту черту он сохранил и во взрослой жизни.

В середине девяностых Илон со своим братом основал компанию Zip2, которая создавала ПО для различных новостных агентств. Пресытившись этой идеей, создатели продали компанию за 308 миллионов долларов, из которых 22 ушли непосредственно Маску.

С началом нового столетия в жизни Маска стартует эпоха больших свершений: сначала основана Xcom, которая после слияния стала платежной системой PayPal, а в 2003 - Tesla Motors, заточенная под электромобили. Но предмет сегодняшнего размышления - третье детище Маска, частная космическая компания SpaceX.

SpaceX на пути к частному космосу

Изначальная идея, лежащая в основе SpaceX, - дешёвые полеты в космос. Причём стоимость должна варьироваться в пределах пассажирских авиаперелётов. Космические корабли сами по себе очень дорогие, но их стоимость выше потому, что большинство из них нельзя использовать повторно.

Маск планировал запустить на орбиту грызунов и семена растений, но, проанализировав стоимость ракеты, отказался от этой идеи. На интересную мысль его натолкнул анализ стоимости всей конструкции - 70% уходило на ступени ракеты-носителя, которая при этом была одноразовой. Значит, если сделать ее многоразовой, то можно летать в космос значительно дешевле. И началось.

Отвлекаясь от основной темы, нейминг того или иного проекта иногда ведет за собой интересные факты. Так, Apple решили дать своему бренду фруктовое название, чтобы в телефонных справочниках находиться выше Atari, Starbucks назвали в честь персонажа «Моби Дика», а Adobe - в честь ручья между Маунтин-Вью и Пало-Альто.

Маск в своем первом космическом детище решил лишний раз увековечить свою любовь к «Звездным войнам», назвав проект многоразовой ракеты-носителя Falcon, в честь Millenium Falcon’a, на котором Чуббака с Ханом Соло раздавали горячих Империи.

В 2002 году Маск сформировал команду, арендовал помещение в калифорнийском Эль Сегундо и начал проектировать, разрабатывать и строить. Одним из выдающихся инженеров, нанятых в SpaceX, стал Том Мюллер, инженер-ракетчик, который занялся разработкой Falcon 1 и трех семейств двигателей: Merlin, Draco и Kestrel.

Начало явно не задалось: первый запуск Falcon 1 в марте 2006-го не увенчался успехом, сразу же начался пожар, и ракета упала в воду. Вторая попытка запустить Falcon на орбиту тоже не привела к желаемому результату: уже в воздухе топливо перестало поступать в двигатель, ракета замедлилась и сгорела в атмосфере. Третий запуск тоже был неудачен: после разделения первая ступень ударила по второй, и та вышла из строя.

Можно представить, какие чувства овладели Маском. Если на успех первого запуска вообще не было особой надежды, неудача второго заключалась в неверных расчетах, то на третий старт инженеры и проектировщики SpaceX очень рассчитывали. На ракету даже поместили полезный груз – три спутника и прах для захоронения.

Четыре неудачных запуска на ноль удачных - с такой статистикой можно было завершать свои попытки завоевать космос. Так что на запуск 28 сентября 2008 года возлагались не просто большие надежды, а все надежды, имевшиеся у Маска и команды.

И SpaceX стал паровозиком, который смог. С макетом груза в 150 килограммов Falcon 1 успешно вышел на орбиту, а 13 июля 2009-го уже смог доставить в космос реальный груз - спутник RazakSAT. На этом история Falcon 1 завершилась, и началась история Falcon 9.

Триумф Falcon 9

Фалконы 9 серии были анонсированы даже раньше первых - в 2005 году. В их разработку и тестирование компания вкладывала максимум усилий. Очевидно, что именно «девятку» Маск планировал как свой триумф: первый запуск был отменен за несколько секунд из-за технических проблем. Никаких крушений не должно было быть. И на этот раз все прошло успешно.

Falcon 9 стал визитной карточкой SpaceX и её же главным достижением: всего за 7 лет произошло 38 запусков, из которых 36 были удачными. Но главное - это возвращаемые ступени от ракеты носителя, которые уже 13 раз успешно приземлялись и приводнялись для повторного использования. Кстати о приводнении - для этих целей SpaceX разработал специальную плавучую платформу ASDS, которая не просто плавает, а делает это автономно и беспилотно.

Высокая надежность и конкурентоспособность вывели Маска и его компанию в лидеры коммерческого космоса не только в мире, но и в самих США. В 2013 году они владели лишь 10 процентами рынка, в 2017 году - уже 45, а в будущем 2018 планируется достичь 60%. Стоит отметить, что при этом российский и европейский сегменты рынка сокращаются из года в год.

В данный момент идут разработки тяжелого варианта ракеты - Falcon Heavy, но не ракетами едиными жив SpaceX.

SpaceX - Матерь Dragon’ов

Очередное детище SpaceX - многоразовый беспилотный грузовой корабль Dragon, летающий к МКС с 2010 года. История космонавтики уже знакома с многоразовыми «космическими грузовиками» - проект «Шаттлов» от Боинга и Локхеда летал от Земли к МКС и обратно 30 лет, пока проект не закрыли в 2011.

Разрабатывая и запуская Dragon’а, Маск исполнял заказ NASA на доставку грузов к МКС, и удешевление каждого отдельного запуска было исключительно в его интересах. Как выразился широко известный в узких кругах Зеленый кот , если бы Маск сконструировал квантовый телепортатор, который бы телепортировал груз на орбиту, то NASA приняли бы и такой вариант. Но он сделал корабль.

Своего первого «Дракона» Маск запустил в 2010 году, с тех пор в космос взлетело ещё 11 кораблей. Был ещё один неудачный запуск в 2015 году, когда взорвалась ракета-носитель.

Сам корабль представляет из себя трёхметровый металлический конус, 4200 килограммов весом. Любители советского кинематографа явно увидят в нем сходство с космическим кораблем из «Кин-дза-дзы» Георгия Данелия. В июне 2017-го экземпляр Dragon’a впервые повторно запустили к МКС и успешно вернули на Землю. Об этом в нашем . Вопрос о третьем запуске решается.

На данный момент Dragon - единственный многоразовый космический корабль в мире. «Драконье семейство» предполагается пополнить ещё двумя кораблями: в 2018 году пилотируемым Dragon V2, который сможет нести на борту 7 человек, и в дальней перспективе - Red Dragon’ом, который отправится к Марсу. К слову, Dragon V2 станет прямым конкурентом нашему «Союзу», который сейчас является единственным пилотируемым в мире.

Что ждать от SpaceX

Кипучая деятельность Маска не ограничивается космосом. Так, он проектирует и успешно свой Hyperloop - сверхскоростной туннель с капсулами на магнитной подушке. В космосе Маск нацеливается на Луну и Марс, а как было сказано выше, к своим нынешним проектам собирается добавить тяжелую ракету-носитель и пилотируемый космический корабль.

SpaceX под руководством Маска уже прошла гигантский путь, от трёх подряд неудачных запусков до рекордных 10 запусков в год и контрактов с NASA. Не страшна Маску и государственная протекция в сторону Локхида и Боинга, равно как и Роскосмос с Arianespace, - на данный момент вопрос о конкуренции в сегменте коммерческого космоса если не решен окончательно, то решается в сторону SpaceX. Маск верно угадал тренд - если сделать ракеты дешевле и пользоваться ими по нескольку раз, то стоимость упадет, а прибыль - наоборот. И кто знает, возможно, именно SpaceX станет компанией, которая сделает космический полет из дорогого удовольствия бытовым занятием.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Неизвестно, получится ли у компании то, что она наметила на 2017 год. Но, если планы Илона Маска будут реализованы, нас всех ждёт революция в космонавтике, а если нет - то начало конца SpaceX. Впрочем, одно из этих событий явно выглядит вероятнее другого.

Возрождение после взрыва

За последние два года у ракетного детища Илона Маска дважды взрывалась ракета с полезной нагрузкой. Оба раза причина была одна и та же: проблемы с гелиевым баком. Новый запуск последовал после месяцев работы над избавлением от этой проблемы. И, кажется, кое-что у упорных ребят из SpaceX получилось:

Огромный прогресс в этом пуске даже не в том, что после него первая ступень села обратно на Землю. Это случилось уже в третий раз, и вряд ли кого удивило, хотя до SpaceX так никто и никогда не делал. Более важно другое: ступень спускалась через довольно плотные облака, в которых поддержание стабильности высокого, большого и очень лёгкого объекта (почти пустой легкосплавной ступени) - дело трудное. Взгляните на напряжённую работу решётчатых рулей внизу ступени на видео выше или на общую картину посадки:

Легко заметить и то, что ещё год назад и не снилось самим разработчикам - предельно точную посадку в центр нужного пятна на площадке. SpaceX начала летать в космос пять лет назад, но учится чрезвычайно быстро. Ступень садится почти идеально, в плотной и облачной атмосфере при земном тяготении. А вот посадочный аппарат "Скиапарелли", сделанный Европейским космическим агентством (в космосе уже полвека), совсем недавно разбился при посадке на Марс, где нужно было компенсировать куда меньшую гравитацию, а облака и приличная турбулентность вообще отсутствовали.

Как отметила в пятницу 17 февраля Гвин Шотвелл (Gwynne Shotwell), один из руководителей SpaceX, из-за проблем с гелиевой ёмкостью последние два года были для компании "болезненными", поскольку поставщику ракетных пусков трудно зарабатывать деньги, если он не летает. В нашей стране журналисты и эксперты подсчитали убытки и прибыли компании за этот период и уже успели породить остроумные, хотя и излишне сложные теории о том, что теперь Маску придётся идти за деньгами к американскому государству. Другие наблюдатели видят ситуацию проще: возобновление полётов автоматически улучшит финансовую ситуацию компании.

Переломный год

На 2017 год Илон Маск наметил столько, сколько не удавалось ни одному государственному космическому агентству со времён падения СССР. В марте он планирует впервые в истории повторно использовать первую ступень ракеты для вывода груза в космос. Причём такой запуск должен стать дешевле обычного, в котором используется новая ступень. Начиная с апреля 2017 года открывается окно для первого в истории полёта многоразового грузового космического корабля, запускаемого на ракете-носителе. С его помощью будет доставлен груз на МКС.

В середине года SpaceX намерена запустить самую тяжёлую из существующих ракет-носителей Falcon Heavy, построенную на совершенно нетипичной архитектуре. Блоки её первой ступени тоже планируются многоразовыми, и поэтому цены вывода полезной нагрузки обещают быть ниже , чем у одноразовой "Ангары". Если вспомнить, что более дорогой Falcon 9 серьёзно потеснил "Протон", то понять, как "Ангара" будет конкурировать по ценам с "Тяжёлым соколом", довольно непросто. Такая ракета требуется Маску для участия в глобальном проекте средневысотных спутников, раздающих интернет. Иными словами рынок, на который Россия может не попасть из-за новой ракеты Маска, довольно крупный.

В ноябре 2017 года должен полететь Dragon 2 - первый в истории космический корабль частной разработки, а заодно и первый многоразовый. В общем, слишком много "первых в истории", даже для года, кончающегося на 17. Справиться со всем этим сразу довольно небольшой организации поможет разве что чудо. Тем не менее достижение даже части из этих целей будет означать большой рывок вперёд. В случае многоразовой ступени или тяжёлого Falcon Heavy, не только для SpaceX, но и для всей мировой космонавтики.

А у нас пока что....

Напомним факты: наша страна за весь постсоветский период пока запустила ноль принципиально новых космических кораблей (не говоря уже о многоразовых), одну новую тяжёлую ракету-носитель, ноль многоразовых первых ступеней. И это не потому, что у нас какие-то проблемы с инженерами. Как мы уже , РКК "Энергия" и иные российские разработчики делают уже третий проект отечественного космического корабля, поскольку "Союз" объективно стал мал для нашей космонавтики. Ракетчики из Миасса пытаются убедить руководство построить многоразовую первую ступень с 2007 года - когда об этом и Маск ещё не заговаривал на публике.

Новые тяжёлые ракеты у нас теоретически есть (с 2014 года), хотя их полезная нагрузка в два с лишним раза меньше, чем у Falcon Heavy. Однако в этой теории пока маловато практики. Ни в 2015-м, ни в 2016-м, ни в 2017 году тяжёлая "Ангара" не полетела и не полетит. И это несмотря на то, что в августе 2015 года директор ГКНПЦ имени Хруничева Андрей Калиновский подтвердил её запуск в 2016 году - уже с коммерческим спутником. Тогда же он произнёс о своём предприятии знаменитые слова: "Земля в Москве - наш единственный ликвидный актив на сегодняшний день". После чего закономерно производственные мощности было решено отправить за Урал, где, опять же, и платить работникам можно меньше. Неприятные разговоры о том, что этот перенос отправит второй пуск ракеты в 2020-е годы, пока трудно опровергнуть - а так хотелось бы.

Ракету, способную, как Falcon Heavy, выводить в космос 50–70 тонн, ещё в марте того же года решил не делать чуть ли не до 2030-х годов. С формулировкой "не надо". В другое время с ней поспорили бы, но сейчас это сделать трудно. Если мы начнём запускать новые тяжёлые ракеты в 20-х, то сверхтяж раньше 30-х действительно не должен нас интересовать. Всё это ведёт нас к довольно интересной ситуации, когда пять лет назад полетевшая в космос частная компания может уже в 2017-м получить технологические возможности большие, чем у страны, когда-то выведшей человека в космос. Кошмар? Нет.

Если честно, то сами по себе новые ракеты и корабли в космосе не нужны. Они служат выполнению совершенно конкретных задач. У нас не запустили миассовскую "Россиянку", планировавшиеся с 90-х космические корабли и тяжёлую "Ангару" не потому, что мы не можем этого сделать, а потому что не знаем, зачем это делать. Наше отставание - если SpaceX выполнит свой план - станет очевидным. И находится оно не в космической индустрии как таковой, а в головах тех, кто расставляет для неё цели. И это не в первый раз.

— Elon Musk (@elonmusk) 7 февраля 2018 г.

Издание также обращает внимание на замечание некоторых астрономов по поводу реальной траектории движения Tesla. Электрокар действительно улетел дальше орбиты Марса, утверждают они, но при этом недостаточно далеко для того, чтобы оказаться в районе пояса астероидов. Ученые приводят некоторые расчеты, однако они не стали предметом широкого обсуждения.

Почему Маск отправил в космос именно Tesla

Многие эксперты и колумнисты назвали запуск Tesla в космос масштабной рекламной кампанией.

«Маск — главный маркетолог нашего времени — нашел идеальный способ сделать науку сексуальной и запоминающейся для всех: Tesla Roadster. Без человеческого элемента даже огненные извержения запуска ракеты могут начать казаться повторяющимися, особенно в наш век мгновенного доступа к захватывающему и потустороннему. Поэтому Маск и подумал: „Как насчет глянцевого красного суперкара, чтобы пробудить воображение?“», — написал в своей колонке один из редакторов The Verge Влад Савов.

Запуск оказался буквально собран из эффектных деталей — надпись Made on Earth by Humans («Сделано на Земле людьми»), которая нанесена на машине, табличка с именами шести тысяч сотрудников SpaceX.

Внутри электрокара светится сообщение Don’t Panic («Не паниковать!») как отсылка к «Автостопом по галактике» — серии научно-фантастических романов английского писателя Дугласа Адамса. Несколько лет назад в одном из интервью Маск сказал , что один из его любимых космических кораблей из научной фантастики — именно из «Автостопом по галактике». Он признался, что впервые прочитал книгу, когда был подростком и страдал от экзистенциального кризиса в попытках определить смысл жизни.


SpaceX

Среди других запоминающихся фрагментов этого полета — манекен Starman из одноименной песни Дэвида Боуи в скафандре SpaceX. И, конечно, непрерывно повторяющаяся песня Space Oddity внутри Tesla. Все это и многое другое называют элементами большой рекламы Tesla, которая сейчас находится в непростой ситуации.

Сам Маск говорил , что считает «ужасно скучным» обычную полезную нагрузку, которую используют при подобных запусках — чаще всего это бетонные и стальные блоки. Он сказал, что хотел отправить в космос «что-нибудь необычное, что заставило бы нас чувствовать». Впрочем некоторые эксперты связывали это решение с тем, что первый запуск новой ракеты мог оказаться неудачным.

С 2016 года компания Маска занимается разработкой Tesla 3. Сейчас перед Маском стоит задача запуска модели и начала ее массового производства. У компании есть примерно 400 тысяч заинтересованных в покупке электромобилей клиентов — от каждого из них был взят депозит в размере 1000 долларов.

Продажи и соответственно доходы Tesla вырастут, если компания сможет быстро наладить производство, пишет The New York Times. Если еще два года назад Маск обещал к 2018 году выпустить 500 тысяч автомобилей этой модели, то в январе он планировал произвести уже только около 2,5 тысячи — впрочем, пообещав увеличить объем производства, отмечает газета.

При этом Tesla теряет деньги в восьми из последних девяти кварталов. Накануне компания отчиталась о рекордном квартальном убытке — 675 млн долларов в четвертом квартале 2017 года, в то время как за аналогичный период прошлого года убытки были равны 121 млн долларов. The New York Times также связывает решение отправить Tesla в космос с попыткой Маска восстановить компанию, чтобы в том числе наладить выпуск Tesla 3.

Компания Tesla после запуска Falcon Heavy сможет уверенно заявлять, что ее электромобиль был отправлен в космос и находится там. По мнению редактора The Verge, это поможет отвлечь внимание от некоторых проблем Tesla, в том числе с выпуском Tesla 3. «Это самый большой рекламный фокус, который мы видели за долгое время», — написал он.

Сейчас Tesla оценивается в около 58 миллиардов долларов.

Как Маск оценил первый запуск Falcon Heavy

«Мне представлялись образ гигантского взрыва на стартовой площадке, прыгающее по дороге колесо Tesla, логотип Tesla куда-то падает. К счастью, ничего этого не произошло», — сказал он на первой пресс-конференции после запуска.


John Raoux / Associated Press

Еще до запуска Falcon Heavy Маск говорил, что вероятность аварии на старте очень высока. При этом накануне полета он рассказал CNN, что обычно за день до отправки ракеты в космос чувствует себя «супернапряженным». «Однако сейчас я чувствую себя довольно головокружительно и счастливо. И это может быть плохим знаком», — добавил он.

Перед пресс-конференцией Маск осмотрел оба вернувшихся ускорителя. Он отметил, что они находятся в хорошем состоянии, особенно титановые решетчатые рули — для SpaceX это особенно важно, поскольку их производство оказалось достаточно дорогим и сложным.

По словам Маска, у SpaceX нет прогноза относительно поведения электрокара после выхода на орбиту. «Возможно, он просто будет находиться в космосе миллионы или миллиарды лет. Может быть, его обнаружит какой-нибудь будущий инопланетный разум и подумает „Что это за чертовщина? Что сделали эти парни? Они преклонялись перед этой машиной? Почему в этой машине есть еще одна маленькая машина?“ Все это по-настоящему собьет их с толку», — сказал Маск.

Маск сказал, что убедился: сбываться могут самые невероятные вещи. «Я действительно не думал, что это сработает: что я увижу подъем ракеты, увижу тысячу вещей, которые, как кажется, не могут работать — и это просто потрясающе, когда они срабатывают».

Как запуск Falcon Heavy оценили эксперты

Эксперты встретили запуск в основном положительно, поздравляя Маска и команду SpaceX.

Запуск Falcon Heavy напоминает, как быстро выросла частная космическая индустрия за последние пять-десять лет, отметил в разговоре с Mashable Фил Ларсон — бывший сотрудник SpaceX, который теперь работает помощником декана в Университете Колорадо. Как и многие эксперты, он связывает полет с созданием условий для экономической конкурентоспособности и национальной безопасности США.

Профессор Университета Южной Калифорнии и бывший сотрудник NASA Грег Аутри считает, что запуск Falcon Heavy — это тот случай, когда частная компания «просто превзошла все правительства на земле». «Это масштабнее, чем все, что делает Россия или Китай. Никто еще не близок к таким результатам», — сказал он Bloomberg.

«Вы так часто видите это с космосом, причем даже с исследовательскими миссиями на Марс и Плутон: люди ощущают почти противоядие повседневному миру социальных сетей, где мы настойчиво продолжаем (пытаться их привлечь к теме космоса. — прим.). А теперь этот процесс практически буквально и метафорически заставляет людей с их собственных устройств смотреть на то, как исследуется космос», — сказала The Guardian Кейси Дрейер, один из менеджеров американской НКО «Планетарное общество».

Астронавт Джеральд Карр похвалил Маска «за открытие новой границы в космосе». «Марс — следующий логический шаг в исследовании космоса», — сказал он The Guardian.

С кем и как может конкурировать SpaceX

Частные компании начали осуществлять запуски еще в 1980 году, когда была создана французская компания Arianespace. Однако еще недавно клиенты, желающий вывести спутник на орбиту, в основном полагались на ракеты, которые принадлежат США или России, отмечает Forbes. Недавнее развитие конкуренции привело к увеличению инвестиций в частные космические предприятия по всему миру. Колумнист Forbes задается вопросом: кто выиграет новую космическую гонку — коммерческую, пришедшую на смену после времен «холодной войны».

Mashable прогнозирует , что скоро Маск столкнется со вполне сопоставимым ему в будущем конкурентом — аэрокосмической компанией Blue Origin Джеффа Безоса (также является основателем Amazon.com и владельцем издательского дома The Washington Post). Компания была создана еще в 2000 году (SpaceX — в 2002-м) для развития космического туризма. Безос сейчас тоже занимается проектом новой сверхтяжелой космической ракеты.


Gregg Newton / Reuters

Преимущество SpaceX — в создании многоразовых ракет, что позволяет значительно сократить производственные расходы. Bloomberg, сопоставляя различные запуски для примера, отмечает , что при стоимости одного запуска Falcon Heavy в 90 млн долларов, SpaceX сейчас способен доставить вдвое большую массу груза, чем основные конкуренты компании — и эта цена еще окажется примерно пятой частью средней стоимости запусков других.

Один полет Falcon 9 обходится в около 62 млн долларов, Falcon Heavy — около 90 млн долларов. Для сравнения: полет одноразовой двухступенчатой ракеты-носителя «Атлас-5» United Launch Alliance (совместная компания Boeing и Lockheed Martin) — 109 млн долларов. Ожидается, что запуск разрабатываемой NASA сверхтяжелой ракеты-носителя Space Launch System обойдется как минимум в десять раз дороже запуска Falcon Heavy.

Но сейчас более интригующими проектами представляются новые коммерческие возможности частных космических компаний, отмечает Bloomberg. Издание приводит задачи, которые некоторые уже разрабатывают или тестируют — например, оборудование для добычи астероидов. Если к этому прибавить тот факт, что сверхтяжелые ракеты станут дешевле и надежнее, то получение энергии из космического пространства уже не будет научной фантастикой.

Как на развитие SpaceX влияют отношения Маска с Белым домом

Успех SpaceX во многом связан с политическим климатом в США и практически постоянным сотрудничеством с NASA на протяжении почти всей истории компании, пишет The Verge. Президент США Дональд Трамп поздравил в твиттере Илона Маска с запуском Falcon Heavy практически сразу.

Недавно Трамп подписал документы программы, связанной с фокусировкой США в том числе на Луне. Президент США поручил NASA начать готовить пилотируемый полет к спутнику Земли. The Verge отмечает, что SpaceX явно рассчитывает на то, что в ближайшее время в этом интересе государства к космосу ничего не изменится.

Однако многие планы SpaceX могут оборваться, если администрация Трампа закончит финансирование программы Международной космической станции после 2024 года. По информации источников СМИ, в том числе The Verge, Трамп рассматривает такой вариант. Ожидается, что проект федерального бюджета США на 2019-й год будет представлен уже в феврале.

Сокращение финансирования МКС, которое теперь составляет примерно 3-4 млрд долларов в год, станет шагом назад и будет не в интересах страны, написал в колонке для The New York Times американский астронавт Марк Келли. Он отметил, что программы NASA еще со второй половины XX века приносят людям пользу — например, помогают в разработке солнечных технологий, микроскопических компьютерных чипов, внесли вклад в появление компьютерной томографии и МРТ. Келли называет финансирование научных исследований одной из наиболее эффективной тратой денег налогоплательщиков. «Это не только создает новые рабочие места, но еще и отрасли, которые иначе никогда бы не появились. Достаточно легко понять, как доллар, потраченный на нашу космическую программу, еще не раз вернется налогоплательщику», — считает он.

Ранее Илон Маск состоял в совете при Белом доме, где был одним из консультантов. Однако в июне 2017 года он объявил, что покидает совет. Это было связано с решением Трампа вывести США из Парижского соглашения по климату. Маск публично заявил о своем решении, отметив, что изменение климата — это вполне реально, а прекращение работы над этим не хорошо ни для Америки, ни для всего мира.

За что чаще всего критикуют Маска и на какие вопросы он не дает ответов

Одну из самых резких критик в адрес Маска можно встретить в рубрике «Мнения» газеты The Guardian. В своей колонке редактор отдела оперативной информации Натан Робинсон раскритиковал SpaceX за масштабные траты. Он отметил, что в день запуска Falcon Heavy другой важной новостью была гибель 80 человек в Сирии в результате длительного гражданского конфликта. «А тем временем во Флориде Илон Маск запустил свой спорткар в космос. Угадайте, какая история доминировала на основных новостных сайтах?».

Робинсон и вовсе называет действия Маска «трагедией глобального неравенства XXI века». «Вряд ли есть лучший способ оценить ее, чем посмотреть, как миллиардер тратит 90 млн долларов на запуск автомобиля стоимостью 100 тысяч долларов в далекие районы Солнечной системы», — пишет он, начиная перечислять множество мировых социальных проблем — войны, нищета, болезни, насилие. По его мнению, Маск необоснованно тратит деньги на показательные полеты, не уделяя при этом внимания тратам на социальные сферы, где положение людей часто критично.

Анализируя планы Маска, The Verge отмечает, что все еще есть вопросы, на которых он не дает конкретные ответы. Например, один из главных вопросов профессионального сообщества к Маску — это детали его плана по колонизации Марса: как именно он собирается организовать там среду обитания человека, где люди будут жить так долго и как именно туда можно добраться, учитывая серьезный фактор излучения. Кроме того, до сих пор не ясно, как планируется финансировать этот проект.

Bloomberg также выпустил список своих вопросов к Маску — они касаются Tesla. Издание интересуется, сколько реально электрокаров сможет производить компaния, какую долю среди доходов Tesla составляют депозиты клиентов за будущие машины, как именно компания планирует выйти на китайский рынок и действительно ли это можно будет считать успехом.

Говоря о слабых сторонах Маска, The Verge отмечает частые переносы сроков тестирования или запусков различных ракет, а иногда и вовсе их отсутствием. Однако добавляет, что результаты часто оказываются впечатляющими.

Falcon 9, Dragon, Big Falcon Rocket: что надо знать о других проектах SpaceX

Falcon 9 впервые была запущена в 2010 году. Она состоит из двух ступеней. Этот тип ракет может быть как одноразовым, так и многоразовым. В качестве топлива использует керосин и жидкий кислород. Девятка в названии обозначает число жидкостных ракетных двигателей, которые установлены на первой ступени ракеты-носителя.

Falcon 9 — это ракета, которая фактически позволяет SpaceX зарабатывать деньги, пишет The Verge. В 2017-м году она выполнила восемнадцать успешных миссий, а в 2018-м году с ее помощью SpaceX собирается осуществить еще больше. Falcon 9 в основном отправляет в космос спутники и доставляет грузы на Международную космическую станцию. Кроме того, Falcon 9 напрямую связана с сотрудничеством SpaceX и NASA — ракета-носитель является составной частью грузового космического корабля Dragon.

Многоразовый беспилотный космический корабль Dragon разрабатывался SpaceX по заказу NASA. Это один из самых долгих проектов SpaceX — компания начала работать над ним еще в 2004 году. Космическое агенство заказало модель для работы с грузом — его доставки в космос и возвращения. На кораблях в будущем также планируют доставлять людей на Международную космическую станцию.

У Dragon предусмотрены несколько модификаций: грузовой, пилотируемый с экипажем до семи человек и смешанный тип — объединенный грузовой и пассажирский, который способен провозить до четырех человек и несколько тонн груза. С одной из модификаций Dragon SpaceX частично связывает свои марсианские планы — в частности те, которые касаются исследований на планете.

Одна из самых ожидаемых моделей сейчас — пилотируемый корабль Dragon V2. Уже во второй половине 2018 года Маск планирует отправить на нем несколько человек к Луне. Известно, что они уже отобраны — это двое не астронавтов, знакомых друг с другом и не связанных с Голливудом. Маск пока отказывается называть их имена. Ожидается, что они облетят Луну, не совершая при этом посадки. В ближайшее время их начнут активно подготавливать к полету. Стоимость такого космического путешествия оценивают в 150 миллионов долларов.

Big Falcon Rocket (BFR) — это пока еще проект многоразовой ракеты-носителя и космического аппарата, который должен прийти на смену действующим ракетам SpaceX. О его разработке Маск рассказал в сентябре 2017 года. Одна из главных целей проекта — полеты людей к Луне и Марсу. Маск говорил, что ракета в принципе сможет помочь осуществлять быстрые полеты вокруг Земли. Недавно он сказал, что SpaceX может отказаться от планов отправлять людей в космос при помощи Falcon Heavy и использовать для этого BFR.

BFR масштабнее действующих ракет SpaceX. Ожидается, что она будет способна выводить на орбиту до 150 тонн груза.

Ориентировочной датой первого тестрирования BFR ранее называли 2019-й год. Испытания планируют провести на одном из объектов компании в Браунсвилле (Техас). The Verge предполагает, что это будет похоже на самые первые испытания Falcon 9, которые выполнялись как обычные полеты на примерно несколько сотен метров.

Если BFR не будет готова к назначенному времени, SpaceX может вернуться к планам отправить людей в космос на Dragon и Falcon Heavy.

Когда SpaceX снова запустит Falcon Heavy

В ближайшие 3-6 месяцев SpaceX не будет снова пытаться запустить Falcon Heavy, говорил Маск. Длительность интервала между полетами, по его словам, зависит от двух факторов: скорости производства компанией центральной части ракеты и клиентского спроса. Внешние ускорители — то есть модернизированные ускорители Falcon 9 — изготавливаются проще.

Центральное ядро ​​Falcon Heavy тоже имеет части Falcon 9 — например, те же самые двигатели — однако остальная его часть (то есть основная) должна быть полностью смоделирована для каждого отдельного полета. Поэтому можно считать, что частота полетов Falcon Heavy в основном зависит от скорости производства центрального ускорителя. Впрочем, Маск обещает организовать довольно быстрое производство. Он заявляет: «Каким бы ни был спрос (на запуски. — прим.), мы сможем пойти ему навстречу».

Детально проанализировать и спрогнозировать этот спрос сейчас достаточно трудно, отмечает The Verge. В 2018-м году у SpaceX запланировано несколько масштабных запусков, среди которых есть связанные с Саудовской Аравией и американскими военными структурами проекты.

Сейчас известно, что при следующем запуске Falcon Heavy блоки и какие-либо основные части прошедшего первого полета использованы не будут. Два боковых ускорителей уже устарели, выполняя различные миссии Falcon 9. Следующая Falcon Heavy будет состоять из новых центрального и боковых ускорителей.

При этом SpaceX еще может использовать детали ракет первого запуска — например, пишет The Verge, металл верхней части каждой из них, части которого помогали безопасно направлять конструкцию на землю. Их изготавливают из титана, и этот процесс достаточно долгий и дорогой.

Почему начали говорить о новой космическое эре

Обозреватель CNN Джин Сеймур назвал запуск «началом нового космического века». «Хотя многие детали отсылали к старому (веку), но только в положительном смысле», — добавил он. Основной признак настоящего времени, отличающий его от прошлой космической эры — это частные компании, которые решили организовывать космические путешествия. Раньше похожим могли заниматься только правительства. Другая черта, не менее значимая по мнению Сеймура, — в том, что в новой космической гонке не должно быть победителя. Речь идет о конкуренции, а не о противостоянии.

«Стоит ли это того? Мы не узнаем, пока не попытаемся. Маск, скорее всего, скажет, что да — и так же ответит NASA. Это не самый подробный или удовлетворяющий ответ. Но до тех пор, пока не произойдет что-нибудь лучше, расслабьтесь и наслаждайтесь шоу».


SpaceX

Interplanetary Transport System (ITS) - система межпланетного транспорта, которая будет использована для доставки первых колонистов на Красную планету.

В закладки

Согласно проморолику ITS, ракета с космическим кораблём сначала выводится на орбиту, а затем отделяется от корабля и возвращается на Землю. На орбите происходит дозаправка корабля, а затем он раскрывает солнечные панели, генерирующие мощность в 200 киловатт, и начинает движение к Марсу.

Согласно предыдущим утверждениям, в планах Элона Маска отправить людей на Марс до 2024 года. По уточнённому графику, первые экспедиции начнутся ещё в конце 2022 года.

Первые миссии к Красной планете начнут реализовываться уже с 2018 года - например, сброс припасов и других принадлежностей для выживания первых колонистов. Каждый корабль Dragon сможет «отвозить» 2-3 тонны полезного груза.

На конференции Маск объяснил причину лететь на Марс двумя вещами: развитием человеческого рода как межпланетных путешественников, а также отдалённой вероятностью исчезновения всего живого на Земле. Другая ближайшая к Земле планета - Венера - обладает слишком недружелюбной атмосферой, подобной «кислотной бане»: «Венера - она совсем не как [одноимённая] богиня», - пояснил выбор глава SpaceX.

Поскольку Марс находится дальше от Солнца, чем Земля, он несколько холоднее - однако планету можно «подогреть» при помощи геотермальных изменений и сформировать на ней достаточно дружелюбную атмосферу для выращивания растений. В прошлом Маск уже , что Марс можно нагреть, например, при помощи термоядерных бомб.

По оценке Маска, сейчас стоимость путешествия на Марс в расчёте на одного человека составляет 10 миллиардов долларов. В случае, если её удастся сократить до цены одного дома в США, многие смогут начать переселение на Красную планету. Для этого потребуется использовать полностью возобновляемые средства, правильное (эффективное) топливо, которое можно производить прямо на Марсе, а также заправлять корабли на орбите (а не тратить деньги на доставку топлива на орбиту каждый раз при отправке нового корабля).

Например, керосин на Марсе производить нельзя из-за отсутствия нефти на планете. Однако жидкий метан - возможно, и почти по всем параметрам он подходит для эффективного сокращения затрат, считает глава SpaceX.

По словам Маска, видео симуляции ITS - результат работы не художников, а инженеров: в нём отражено точно то, чего пытается достичь SpaceX, и практически будущие корабли будут идентичными тому, что изображено в ролике.

Наибольшее количество повторных использований SpaceX закладывает в ракету-носитель для вывода корабля на орбиту - 1000 раз. Танкер для дозаправки планируется использовать около 100 раз, а сам корабль - 12-15 раз. На нём колонисты будут отправлять груз с Марса на Землю или улетать сами.

Согласно расчётам, в один корабль помещается примерно 100 человек. Ракета-носитель, которая будет использоваться для вывода корабля на орбиту, будет иметь в 3,5 раза большую массу, чем самая грузоподъёмная ракета в мире - « », с помощью которой была произведена первая высадка человека на Луну.

На планетах со слабым гравитационным притяжением - например, Луне или Марсе - ракета-носитель не нужна для выхода на орбиту: с этой задачей может справиться сам корабль. В ракету встроено 42 двигателя (часть из них она может потерять и всё равно продолжить движение), а в корабль - девять.

Одно путешествие до Марса в зависимости от года, в который будут проходить полёты, будет занимать от 90 до 150 дней. По мнению Маска, в процессе полёта команда корабля должна получать удовольствие - в отсеке можно будет наслаждаться нулевой гравитацией, смотреть фильмы, проводить лекции или отдыхать в ресторане.

Если человек будет брать с собой меньше тонны полезного груза, его полёт обойдётся меньше чем в 200 тысяч долларов, считает Маск.

Точную структуру доходов, которые будут использоваться для финансирования программы, Маск не назвал. По его мнению, для этого может использоваться как прибыль SpaceX от запуска спутников и доставки грузов на МКС, так и добровольные пожертвования проекту через Kickstarter.

По оценке Маска, для создания полностью автономной цивилизации на Марсе потребуется не менее 40 лет.

Маск отметил, что технологии не развиваются сами по себе, а только тогда, когда к конкретной задаче применяется ум инженеров для её решения. В истории человечества уже были примеры, когда технологии развивались до определённого уровня, а затем откатывались назад, и последний из таких примеров - ситуация с лунной программой.

Помимо марсианской программы, новые корабли могут использоваться и для перемещения по Земле - по оценке Маска, с ними можно будет перемещаться в любую точку планеты в течение 45 минут. Кроме того, Маск планирует устанавливать «заправки» для космических кораблей на других планетах - это позволит совершать путешествия в любые точки Солнечной системы.

По словам Маска, сам он тоже когда-нибудь полетит на Марс - когда сможет решить вопрос, что случится с компанией в том случае, если он по каким-либо причинам погибнет и инвесторы SpaceX останутся один на один с проблемой максимизации прибыли: «Первый полёт будет иметь очень высокую вероятность смертельного исхода, а я ещё хочу увидеть, как вырастут мои дети».

Первый корабль, который отправится к Марсу, Маск планирует назвать Heart of Gold - по аналогии с космическим кораблём из романа «Автостопом по галактике»: «Я думаю, наш первый полёт тоже будет бесконечной невероятности».

Ещё до выступления на сцене Маск раскрыл некоторые детали ITS у себя в микроблоге. Диаметр ракеты-носителя