Порядок автоперевозки грузов находящихся под таможенным контролем. Перевозка грузов под таможенным контролем. Как под новый год мы везли сухое молоко

Правовая регламентация порядка доставки перемещаемых товаров. Правовой основой установленного порядка перемещения товаров на территорию и по территории Таможенного союза являются Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 г.), Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (1956 г.), Таможенная конвенция о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров (1961 г.), Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита», Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Таможенная операция по перемещению товаров через таможенную границу может, как уже отмечалось, включать в себя их доставку в пункт назначения по процедуре таможенного транзита (ТТ), если иностранный товар не был выпущен непосредственно после прохождения таможенного контроля на границе (ч. 3, 5 ст. 160 ТК ТС; ч. 1 ст. 194 ФЗ-311). Суть этой процедуры заключается в том, что перемещенный товар перевозится под таможенным контролем до места назначения по таможенной территории ТС (в том числе через территории государств, не являющихся членами ТС) без уплаты таможенных пошлин, налогов, но с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Таможенный транзит применяется при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия либо от таможенного органа в месте убытия до таможенного органа в месте прибытия через территорию государств, не являющихся членами ТС (ст. 215 ТК ТС). При этом таможенный орган, оформляющий процедуру таможенного транзита, определяет место и срок доставки товара, меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, включая установление маршрута перевозки товара (ст. 216, 217, 219, 220 ТК ТС).



Таможенным законодательством Таможенного союза установлены обязанности таможенных перевозчиков по соблюдению требований и условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (ст. 182, 216 ТК ТС), по обеспечению сохранности товаров и средств идентификации, доставке товаров и документов на них в установленные таможенными органами отправления сроки в пункт назначения по определенному маршруту, если он установлен (ст. 223 ТК ТС), по соблюдению правил обращения с товарами, находящимися под таможенным контролем, в процессе их перевозки (ст. 222, 226 ТК ТС).

За неисполнение возложенных обязательств при перевозке товаров перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена ТС, на территории которого выявлено нарушение таможенных правил, и, в частности, с административным законодательством Российской Федерации (ст. 224 ТК ТС). Признаки административных правонарушений этой классификационной группы и санкции за их совершение установлены ст. 16.6, 16.9, 16.10, 16.11, 16.13 КоАП РФ. Следует отметить, что во всех случаях, кроме ст. 16.10, правонарушения связаны и с нарушением правового статуса товаров, находящихся под таможенным контролем, в части пользования и распоряжения ими (ст. 153 ТК ТС). Поэтому к этой классификационной группе мы относим и НТП, предусмотренные ч. 2 ст. 16.19 и ст. 16.20 КоАП РФ. Однако события АП, предусмотренные этими статьями и непосредственно связанные с доставкой перемещенных товаров, встречаются крайне редко, рассматриваются и квалифицируются по специальным нормам.

В соответствии со ст. 182 ТК ТС и ст. 233 ФЗ-311 при помещении товаров под процедуру таможенного транзита таможенному органу в месте отправления представляется транзитная декларация, после чего таможенный орган вправе установить место доставки товара в зону таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа в пункте назначения. При перемещении ТиТС железнодорожным транспортом зоной таможенного контроля являются подъездные пути станции назначения (ст. 220 ТК ТС). Таможенным органом также определяется срок перевозки товара, исходя из вида транспорта и установленного маршрута, иных условий перевозки. Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определенный из расчета 2 000 километров за один месяц (ст. 219 ТК ТС). Таким образом, к основным обязанностям перевозчика при перемещении ТиТС через таможенную границу относятся своевременная доставка товара в пункт назначения и обеспечение его сохранности в процессе перевозки.

Нарушения процедуры таможенного транзита и порядка доставки товара . Статьей 16.10 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита или определенного маршрута перевозки либо за доставку товара в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки. Таким образом, непосредственным объектом посягательств будут установленные таможенным законодательством порядок, маршрут и сроки доставки перемещаемого товара в место назначения (ст. 217, 219, 220, 225 ТК ТС; ст. 234, 235, 237 ФЗ-311).

Объективная сторона деяния выражается в несоблюдении сроков доставки товара в место назначения, несоблюдении маршрута доставки, если он установлен таможенным органом, либо в доставке товара в иную зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки. При совершении подобных действий нарушается порядок, установленный ст. 160, 215, 219, 220, 223 ТК ТС и ст. 233, 235 ФЗ-311. При этом следует иметь в виду, что при определении срока доставки товара таможенные органы исходят из заявления перевозчика, за которым остается право обратиться в таможенные органы по маршруту доставки с мотивированным ходатайством о его продлении, в частности, в силу действия обстоятельств непреодолимой силы. Кроме того, либерализация таможенного законодательства выразилась в отмене обязательной маршрутизации доставки. Установление маршрута перевозки товара применяется только дополнительно к иным мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита в случаях, определяемых на основе системы управления рисками (ч. 3 ст. 217 ТК ТС).

Субъектом ответственности является таможенный перевозчик - юридическое и (или) физическое лицо. Должностное лицо может быть субъектом ответственности в случае, если оно приняло решение об изменении маршрута или места назначения доставки товара, не согласовав его с таможенным органом (ч. 2 ст. 220 ТК ТС).

Субъективная сторона АП выражается виной юридического лица в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, виной физического лица в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).

Признаки рассматриваемого АП носят формальный характер и не связаны с характером нанесенного таможенным правоотношениям вреда. Если событие правонарушения выявляется в процессе оформления процедуры таможенного транзита, нарушения условий помещения товаров под таможенную процедуру, то административная ответственность наступает по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.

В практике применения ст. 16.10 КоАП РФ могут возникнуть проблемы при разграничении ее состава с АП, предусмотренным ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, в частности, при доставке товара в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки. При этом срок доставки может быть соблюден. Такие действия нельзя квалифицировать как недоставку товара и документов на него, то есть по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, а также рассматривать их как «идеальную совокупность» признаков составов ч. 1 ст. 16.9 и ст. 16.10 или ч. 1 ст. 16.6 и ст. 16.10 КоАП РФ.

Производство по ст. 16.10 КоАП РФ может вестись как в протокольной форме, так и в форме административного расследования. Дела об АП, предусмотренных этой статьей, рассматриваются уполномоченными должностными лицами таможенных органов (ст. 23.8 КоАП РФ), и ответственность наступает по законодательству Российской Федерации.

Если за неисполнение обязанностей при перевозке товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита перевозчик несет ответственность по российскому законодательству (ст. 224 ТК ТС; ст. 236 ФЗ-311), то при недоставке товаров и документов на них в место назначения ответственность может наступить в соответствии с законодательством государства - члена ТС, таможенным органом которого товары были помещены под таможенную процедуру ТТ (если это предусмотрено международным договором Российской Федерации - ч. 2 ст. 236 ФЗ-311).

Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них рассматриваются как нарушения порядка пользования и распоряжения товарами, находящимися под таможенным контролем, и как нарушение таможенной процедуры таможенного транзита, что предусмотрено ч. 5 ст. 160 ТК ТС. Установление ответственности за НТП этого вида (ст. 16.9 КоАП РФ) преследует цели недопущения несанкционированного включения во внутренний оборот товаров, не прошедших таможенного контроля, некачественных либо контрафактных товаров, могущих представлять опасность для населения, и обусловлено исключением случаев неуплаты таможенных платежей. Выпуск, пользование и распоряжение такими товарами допускается в порядке, определенном таможенным законодательством (ст. 153, 195 ТК ТС).

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, составляют действия (бездействие) перевозчика, не выполнившего обязанность по доставке ТиТС, перевозимых в соответствии с процедурой таможенного транзита в место назначения, определенное таможенным органом, либо действия, связанные с выдачей (передачей) без разрешения таможенных органов либо утратой товаров, находящихся под таможенным контролем.

Требование доставить товар в место назначения в целости и сохранности является одним из основных условий соблюдения таможенной процедуры ТТ. По своей семантике содержание термина «недоставка» происходит от глагола «доставлять», то есть «привозить что-либо к конечному пункту перевозки». Приставка недо - означает неполноту совершенного действия, недостаточность по сравнению с чем-то должным. Таким образом, недоставку товара можно считать оконченным составом административного правонарушения в случае, если товар не привезен в зону таможенного контроля в срок, установленный таможенным органом в месте его прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, то есть по истечении срока доставки.

Доставление товаров в зону таможенного контроля, не являющуюся местом доставки, не может быть квалифицировано по рассматриваемой статье. В этом случае ответственность наступает по ст. 16.10 КоАП РФ. Если товары доставлены на склад третьих лиц, но фактически не переданы и юридически не оформлены, а срок их доставки не истек, признаков НТП, предусмотренных ч. 1 ст. 16.9, не усматривается. Административная ответственность может наступить в случае нарушения порядка доставки ТиТС по ст. 16.10 или 16.14 КоАП РФ при завершении процедуры ТТ или помещении товара на временное хранение.

Выдача (передача) товара без разрешения таможенного органа означает передачу его третьим лицам с юридическим оформлением этого факта или без такового. Подобные действия также нарушают установленный порядок выпуска товаров и передачи права пользования и распоряжения ими, когда таможенная «очистка» (оформление) товара не закончена.

Что касается утраты товара или его части, то важен сам факт того, что товар выбыл из владения, распоряжения лиц, обязанных обеспечить его сохранность. Поэтому форма происшедшего события не имеет решающего значения (потеря в процессе движения в результате технической неисправности транспортного средства, кража, разбойное нападение и тому подобное). Для определения вины перевозчика важно определить причины и причинную связь события и действий ответственных лиц (беспечность, неосмотрительность, недобросовестное отношение к выполнению возложенных обязанностей), то есть субъективную сторону АП. Исключением является порча товара в пути следования (ст. 154 ТК ТС), его утрата в результате аварии, действия обстоятельств непреодолимой силы (ст. 157 ТК ТС). В последнем случае ответственность наступает по ст. 16.6 КоАП РФ.

Приобретение третьим лицом товара, не выпущенного для внутреннего потребления в установленном порядке, может повлечь ответственность этого лица по ст. 16.21 КоАП РФ. Если товар не передан третьим лицам, а используется без разрешения таможенного органа лицом, ответственным за его сохранность, то необходимо установить наличие оснований для привлечения его к ответственности по ч. 2 ст. 16.19 и (или) ст. 16.20 КоАП РФ.

Частью 2 ст. 16.9 КоАП РФ установлена ответственность за недоставку документов на товары, перевозимые в соответствии с процедурой таможенного транзита, в место доставки. По данной части ст. 16.9 квалификации подлежат только случаи, когда документы вообще не доставлены в таможенный орган, даже если сами товары были доставлены. Законченным это правонарушение считается по истечении срока таможенного транзита. Если товары доставлены в установленный срок, а документы на них представляются после истечения срока ТТ, такое деяние следует квалифицировать по ст. 16.10 КоАП РФ.

Для установления объективной стороны деяния необходимо выяснить причины недоставления документов на товары: утеря сейф-пакета, товаросопроводительных документов, их уничтожение, кража и тому подобное.

Субъективная сторона АП чаще всего выражается виной в форме неосторожности лица, перемещающего товар, что не исключает и наличие умысла.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, являются только перевозчики. Следует отметить, что обязанности обеспечения сохранности перемещаемых товаров возложены не только на таможенных перевозчиков и лиц, получивших разрешение на перевозку товаров в место доставки, не являющееся ЗТК таможенного органа в пункте назначения. Субъектом ответственности по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ может быть получатель товара, если временное хранение осуществляется на складе получателя, и ОАО «РЖД», если временное хранение осуществляется непосредственно в вагонах, находящихся на железнодорожных путях в местах, не являющихся ЗТК и складом временного хранения. По ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ, кроме перевозчиков, субъектами ответственности могут являться также владельцы складов временного хранения и таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли (ст. 22, 27, 32, 224 ТК ТС).

Что касается субъективной стороны НТП, необходимо увязывать понятия «выдача (передача)» и «недоставка» с виной в форме умысла, а понятие «утрата» - с неосторожной формой вины.

В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ст. 109 ТК ТС), товары, находящиеся под таможенным контролем, могут быть идентифицированы таможенными органами, в том числе дополнительно к пломбам, другим средствам идентификации, наложенным отправителем или перевозчиком. Средства таможенной идентификации могут уничтожаться или изменяться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением событий, когда существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. В таких случаях таможенному органу незамедлительно сообщается о проведенных со средствами идентификации действиях, представляются доказательства указанной угрозы и составляется акт установленной формы.

Порядок применения средств идентификации товаров (пломбы, печати, штрихкоды и иные средства идентификации), находящихся под таможенным контролем, регламентируется правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (ст. 170 ФЗ-311).

Целью проведения идентификации ТиТС является обеспечение возможности обнаружения попыток проникновения, изъятия товаров, дополнительных вложений или совершения иных несанкционированных таможенными органами действий с товарами. Кроме того, прямой запрет на проведение каких-либо действий со средствами идентификации при доставке товаров и транспортных средств после пересечения таможенной границы в место прибытия установлен п. 2 ст. 156 ТК ТС. Несоблюдение указанных требований, выражающееся в уничтожении, изменении либо замене средств идентификации (действие) либо их утрате (бездействие), составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 16.11 КоАП РФ.

Указанная статья может применяться и в случаях утраты, уничтожения, удаления, замены, иных действий в отношении пломб отправителя, если в товаросопроводительных документах таможенными органами сделаны специальные отметки об использовании пломб в качестве средств идентификации. АП считается оконченным с момента его обнаружения, если точно не установлено время и место события правонарушения.

Рассматриваемое правонарушение может иметь «идеальную совокупность» признаков с АП, предусмотренным ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ (утрата товара и средств идентификации). В этих случаях может быть составлен один протокол по двум статьям, если рассмотрение дела подведомственно одному судье, одному органу, в данном случае должностному лицу таможенного органа.

Статья 16.11 КоАП РФ может применяться в совокупности с ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, если неправомерные действия с поддельными средствами идентификации связаны с незаконным перемещением ТиТС через таможенную границу, причем разграничение рассматриваемых составов НТП основывается на четком определении, какие действия были проведены с самими средствами идентификации: повреждение, полная или частичная их замена, утрата (ст. 16.11 КоАП РФ) или использование поддельных средств идентификации или средств, относящихся к другим ТиТС (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ).

Субъектами ответственности могут быть как лица, совершившие конкретные противоправные действия в отношении средств идентификации, так и лица, обязанные обеспечить их сохранность, в том числе таможенный перевозчик.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности. Так, утрата средств идентификации рассматривается как неосторожность лица, обязанного обеспечить их сохранность.

Нарушения порядка обращения с товарами, находящимися под таможенным контролем . Доставка перемещаемых товаров сопряжена с естественными рисками, связанными с использованием транспортных средств, соблюдением правил товарных перевозок, дорожного движения, с наступлением обстоятельств непреодолимой силы и иными обстоятельствами. Поэтому в таможенном законодательстве предусмотрен алгоритм действий перевозчика в экстренных ситуациях природного и техногенного характера, при авариях, иных событиях и обстоятельствах.

Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы образует составы НТП, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.6 КоАП РФ.

Объектом правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 указанной статьи, являются правоотношения, связанные с порядком транспортировки товаров, перемещаемых под таможенным контролем. Особенностью этих правоотношений является наличие различных участвующих в них субъектов (юридических и физических). Но в основном это лица, осуществляющие перевозку товара, ответственные за его доставку и сохранность.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.6 КоАП РФ, выражается в непринятии перевозчиком мер по обеспечению сохранности ТиТС в случае аварии, действия непреодолимой силы либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих доставке товара в место назначения, за исключением случаев безвозвратной утраты товара. Обязанности перевозчика по принятию всех мер для обеспечения сохранности ТиТС в указанных случаях, препятствующих выполнению возложенных обязанностей по доставке товаров на этапе их перемещения по территории России и перевозки при таможенном транзите (ст. 91, 169 ТК ТС), установлены таможенным законодательством (ст. 226 ТК ТС).

Под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства природного характера и иные события, не зависящие от человека (ст. 202, 401 ГК РФ). Под аварией следует понимать возникшее в результате дорожно-транспортного происшествия событие, при котором повреждены транспортные средства, грузы либо причинен иной материальный ущерб, погибли или ранены люди. Однако ни ГК РФ, ни ФЗ-311, ни КоАП РФ не содержат указаний на то, какие меры следует принять в этих случаях. Понятно только, что они должны быть адекватными конкретному событию, ситуации и направлены на обеспечение сохранности перевозимых товаров, грузов.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ, выражается в невыполнении иной обязанности, предусмотренной ст. 226 ТК ТС (незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об аварии или обстоятельствах непреодолимой силы и месте нахождения ТиТС МП, либо в необеспечении их перевозки в ближайший таможенный орган или указанное им место.

Это нарушение можно характеризовать, скорее, как процедурное. Субъектом ответственности в рассматриваемых обстоятельствах может быть только перевозчик. При определении субъективной стороны следует особо выделить необходимость доказывания вины, ибо гибель или утрата товара вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предвидеть и устранить, исключает ответственность по данной статье. Вина может быть в форме как неосторожности, так и умысла.

В целях минимизации рисков, связанных с осуществлением доставки и других таможенных процедур в случаях наступления обстоятельств, которые могут повлечь изменения состояния товара, законодатель также предусматривает порядок обращения с товарами, перемещаемыми под таможенным контролем, и устанавливает ряд требований и ограничений. Помимо технических требований к оборудованию транспортных средств международной перевозки (ст. 221 ТК ТС), основное требование закона - это уведомление таможенного органа о наступлении таких обстоятельств и (или) получение разрешения таможенного органа на проведение операций с товарами (ч. 2 ст. 160, ст. 222 ТК ТС; ч. 4 ст. 224 ФЗ-311; приказ ФТС России).

Статьей 16.13 КоАП РФ установлена ответственность за совершение грузовых или иных операций с перемещаемыми товарами либо за замену ТС МП без разрешения или уведомления таможенного органа.

Часть 1 статьи 16.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение требований таможенного законодательства. Согласно ст. 108 ТК ТС, при осуществлении различных таможенных операций и процедур совершаются грузовые и иные операции (разгрузка, выгрузка, перегрузка), которые могут повлечь изменение состояния товаров, нарушение их упаковки или повреждение наложенных средств идентификации, а также замену транспортного средства международной перевозки, которая может совершаться только с разрешения таможенного органа (ч. 2 ст. 160 ТК ТС).

Следует отметить иную, по сравнению с прежней редакцией главы 16 КоАП РФ, конструкцию этой статьи: различная степень контроля таможенных органов за перемещаемыми товарами является критерием формулировки двух ее частей: ч. 1 ст. 16.13 предусматривает ответственность за неисполнение обязанности получить разрешение таможенного органа на совершение операций с товарами; ч. 2 - за совершение операций по разгрузке, перегрузке товаров без уведомления таможенного органа. Кроме того, ст. 16.13 КоАП РФ предусматривает привлечение к ответственности и за взятие проб и образцов перевозимых товаров, вскрытие помещений или других мест, где могут находиться товары, без разрешения или уведомления таможенных органов. Следовательно, диапазон ее применения шире и относится не только к периоду доставки, перемещения товаров, находящихся под таможенным контролем.

К объективной стороне рассматриваемого нарушения таможенных правил относится:

Совершение операций по разгрузке, погрузке, перегрузке (перевалке) и иных операций с товарами без разрешения (ч. 1) или уведомления (ч. 2) таможенных органов;

Взятие проб и образцов перемещаемых товаров без разрешения таможенных органов (ч. 1);

Вскрытие помещений или других мест, где могут находиться такие товары (ч. 1);

Замена транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары, которые находятся под таможенным контролем, без разрешения (ч. 1) либо уведомления (ч. 2) таможенных органов.

К конкретным действиям по совершению операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, можно отнести:

Разгрузку и перегрузку (перевалку) товара с транспортного средства, пришедшего на таможенную территорию Таможенного союза, вне места прибытия, зоны таможенного контроля или вне установленного рабочего времени таможенного органа;

Перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с процедурой таможенного транзита;

Погрузку товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Таможенного союза и Российской Федерации, в отсутствие должностного лица таможенного органа, если было принято решение о проведении таможенного контроля в форме таможенного наблюдения;

Перегрузку транзитных товаров с транспортного средства, на котором товары были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза, на транспортное средство, на котором товары будут вывезены с этой территории.

Перечень конкретных действий, образующих объективную сторону данного правонарушения, содержится в диспозиции ч. 1 рассматриваемой статьи КоАП РФ, является открытым и предусматривает возможность наступления ответственности за совершение без разрешения таможенных органов любых иных грузовых операций, на совершение которых требуется такое разрешение. Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций выдается в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 222 ТК ТС, ст. 224 ФЗ-311.

Кроме того, ст. 16.13 КоАП РФ предусматривается ответственность за вскрытие помещений и других мест, где могут находиться товары, перемещаемые под таможенным контролем. Привлечение лиц к ответственности по рассматриваемой статье также не исключает, а зачастую прямо сопряжено с применением по совокупности и ст. 16.11 КоАП РФ.

Проведение без разрешения таможенного органа операций с товарами, хранящимися на складах временного хранения, таможенных складах, свободных складах и складах получателей товаров, а также с товарами, временное хранение которых осуществляется непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях, подлежит квалификации по ст. 16.14 КоАП РФ как более специальной по отношению к ст. 16.13.

Запрет на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливается законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, поэтому совершению данного НТП может предшествовать совершение правонарушения, квалифицируемого по ст. 16.3 КоАП РФ. Поэтому возможность привлечения лица к ответственности по рассматриваемой статье не зависит от хода производства по делу об административном правонарушении по ст. 16.3 КоАП РФ, что следует из содержания п. 33 приказа ФТС России.

Согласно ч. 1 ст. 222 ТК ТС, перегрузка товаров допускается в отдельных случаях, когда она не связана с их утратой, не влечет изменения состояния и упаковки товаров или повреждения наложенных средств идентификации, при условии предварительного письменного уведомления таможенного органа, в частности перегрузка товаров, перевозимых в соответствии с процедурой таможенного транзита, с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенным органом средств идентификации. Совершение перегрузки товаров в таких случаях без предварительного уведомления таможенного органа влечет ответственность по ч. 2 ст. 16.13 КоАП РФ.

Объектом противоправных посягательств рассматриваемой классификационной группы НТП являются предусмотренные таможенным законодательством правоотношения, возникшие при осуществлении таможенной операции по перемещению ТиТС и их доставке в пункт назначения.

Предметом рассматриваемых правоотношений являются товары, находящиеся под таможенным контролем.

Субъектом правонарушения является лицо, совершившее перечисленные в диспозиции ст. 16.13 КоАП РФ действия. Это может быть декларант, перевозчик, владелец склада, грузополучатель, а также лицо, не являющееся субъектом таможенных правоотношений.

Субъективную сторону рассматриваемых правоотношений составляет вина как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Вместе с тем, квалифицирующим признаком субъективной стороны может явиться цель, мотив совершенного деяния, что предусмотрено КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают уполномоченные должностные лица таможенных органов.

Доставка товара по процедуре ТТ завершается его прибытием в пункт назначения и помещением на временное хранение в зоне таможенного контроля, определенной таможенным органом в месте прибытия (ч. 5 ст. 160; ст. 168, 220, 225 ТК ТС; ст. 198, 201, 237 ФЗ-311), до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством (ст. 167, 195 ТК ТС). Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, не вправе пользоваться и распоряжаться ими без уведомления таможенных органов и согласования с ними (ст. 153; ч. 3 ст. 167; ч. 2 ст. 171 ТК ТС). Определенные особенности существуют при условном выпуске товара, помещенного под процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которого предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. Условно выпущенные товары подпадают под ограничения по пользованию и распоряжению ими лицами, обладающими юридическими полномочиями в отношении товаров (ст. 200 ТК ТС; ст. 222 ФЗ-311).

Таможенный контроль товаров - это один из инструментов реализации таможенной политики государств, который имеет своей целью регулирование процесса пересечения таможенных границ товарами. Данный процесс заключается в контроле за соблюдением правил и норм таможенного законодательства в сфере декларирования товаров и сбора таможенных платежей.

Организация таможенного контроля товаров требует не только знаний таможенного законодательства, но и специфических особенностей работы с теми или иными товарами, процедур и внутренних распорядков. Поэтому таможенное оформление и доставку грузов из-за рубежа можно доверить исключительно специалисту высокой квалификации со специализированным образованием и опытом работы в данной сфере.

Компания Expeditor Co готова стать вашим надежным партнером и взять все трудности таможенного оформления на себя.

Таможенные документы

Таможенное регулирование требует оформления большого количества сопроводительной документации. Количество документов зависит от этапа сделки. Например, это может быть подготовка товаров к отгрузке, обеспечение производства экспортных товаров, страховое, сделок и товаров, хозяйственные и коммерческие документы или платежно-расчетные операции.

Если пакет документов сопровождает груз до пункта назначения, то это товаросопроводительные документы. К товаросопроводительным документам относятся транспортные, коммерческие, страховые документы и разрешительные документы. Набор сопроводительных документов будет зависеть от транспортируемого груза, его стоимости, пункта назначения и т.д.

Транспортные документы зависят от типа транспорта, соответственно, видов таких документов существует 9 штук. Порядок оформления транспортных документов содержится в международных конвенциях. Он предполагает, что товаросопроводительные документы оформляются перевозчиком на основе данных, полученных от грузополучателя или грузоотправителя. Они в обязательном порядке должны быть подписаны.

Отгрузочными документы называют тогда, когда они характеризуют отгрузку товара.

Коммерческие документы, к которым относятся коммерческие счета, дают полное описание товара по количеству, качеству и стоимости. Среди группы документов «коммерческие счета» выделяют: счета-проформы, счета-фактуры, счета-спецификации и предварительные счета.

Также таможенный контроль за международными перевозками предусматривает оформление документов, которые характеризуют товар по количеству и качеству. Количество поставляемой партии отражается в технической документации, спецификациях или упаковочных листах. Качество продукции подтверждается гарантийным обязательством, протоколом испытаний или разрешением на отгрузку.

Коммерческие документы оформляет грузоотправитель. Данная группа документов включает инвойс (счет-фактура), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, которые подтверждают факт совершения сделки. Несмотря на то, что общие правила оформления данных документов содержаться в российском таможенном законодательстве, правила оформления внешнеторговых сделок могут значительно отличаться и иметь ряд характерных отличий, например, в инвойсе должны быть указаны сведения об условиях поставки по Инкотермс, код товара по ТН ВЭД и т.д.

Зоны таможенного контроля

Таможенный контроль товаров осуществляется в специальных таможенных зонах. Под зонами таможенного контроля понимаются определенные территории, созданные для проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенных границ, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары и т.д. Соответственно, зоны таможенного контроля могут быть постоянными, если товары под таможенным контролем находятся там постоянно, или временными.

Формы таможенного контроля

Согласно таможенному кодексу РФ таможенный контроль может осуществляться в следующих формах:

  • Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
  • Таможенный досмотр, который включает досмотр товаров и транспортных средств, а также личный досмотр, который является исключительной формой таможенного контроля;
  • Учет товаров и транспортных средств;
  • Устный опрос физических и должностных лиц;
  • Проверка систем учета и отчетности;
  • Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться подлежащие таможенному контролю товары и транспортные средства либо осуществляться деятельность, контроль за которой со стороны государства отнесен к компетенции таможенных органов;
  • Проверка финансово-хозяйственной деятельности лиц;
  • Инвентаризация товаров и транспортных средств.

Также иногда выделяют иные формы таможенного контроля , к ним относятся – проверка документов и сведений, устный опрос, получение объяснений, таможенное наблюдение и проверка маркировки товаров специальными марками, наличие идентификационных знаков.

Виды таможенного контроля.

Несмотря на то, что в таможенной практике сложилось достаточно много видов и подвидов таможенного контроля товаров, в юридической практике выделяют следующие виды таможенного контроля :

  • Документальный и фактический таможенный контроль;
  • Таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств;
  • Таможенный контроль ввозимых, вывозимых и транзитных товаров;
  • Таможенный контроль речных и морских судов, воздушных судов, железнодорожного и автомобильного транспорта;
  • Односторонний, двусторонний и совместный таможенный контроль;
  • Однократный и многократный таможенный контроль.

Также иногда выделяют таможенный контроль ручной клади, сопровождаемого и несопровождаемого багажа и т.д.

Методы и средства таможенного контроля

Методы таможенного контроля – это, прежде всего, различные приемы, которые позволяют осуществлять таможенный контроль. К ним относят:

  • Таможенный контроль по прибытии товаров и транспортных средств;
  • Таможенный контроль в процессе движения транспортных средств;
  • Сплошной таможенный контроль, когда сотрудники таможни используют все методы таможенного контроля, предусмотренные таможенным кодексом.

Средства таможенного контроля – это инструменты и приспособления, которые позволяют осуществлять таможенный контроль. Это могут быть:

  • Различные технические средства контроля;
  • Морские (речные) и воздушные судна таможенных органов;
  • Информационные ресурсы, базы и системы таможенных органов;
  • Поисковые собаки.

Под техническими средствами понимаются различные оптические увеличительные приборы, ультрафиолетовые и инфракрасные лампы для проверки подлинности документов, анализаторы, экспресс-идентификаторы, диктофоны, бинокли и т.д.

Сроки осуществления таможенного контроля

Согласно п.1 ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Указанные сроки включают время проведения таможенного контроля, в том числе контроль таможенной стоимости.

Контроль таможенной стоимости

Контроль таможенной стоимости регламентируется Порядком осуществления контроля таможенной стоимости, утвержденным Комиссией Таможенного союза.

Контроль таможенной стоимости может осуществляться как при таможенном контроле товаров, так и при выпуске товаров. Однако, он не осуществляется если товар ввозится физическими лицами для личного использования, не предусматривающего предпринимательской деятельности.

Контроль таможенной стоимости осуществляется посредством:

  • Контроля правильности метода определения таможенной стоимости декларантом;
  • Контроля правильности структуры заявленной таможенной стоимости декларантом;
  • Контроля документального подтверждения заявленной стоимости и всех ее компонентов;
  • Проверки стоимости при помощи системы управления рисками.

По результатам проверки уполномоченное должностное лицо таможенного органа может вынести следующие решения – принять таможенную стоимость, запросить дополнительные сведения или произвести корректировку таможенной стоимости. Принятое решение проставляется на первом листе ДТС или на основном листе декларации на товары и может содержать следующие записи:

  • ТС принята;
  • ТС уточняется;
  • ТС подлежит корректировке.

Услуга таможенного контроля в компании Expeditor Co

Таможенный контроль товаров – это сложная и приносящая множество забот процедура. Поэтому компания Expeditor Co поможет вам быстро, спокойно и с минимальными затратами пройти все этапы таможенного контроля товаров. Высокие стандарты качества работы, штат высококвалифицированных специалистов и многолетний опыт работы в данной сфере гарантируют успешное сотрудничество.

Страница 10 из 11


Перевозка товаров под таможенным контролем

Понятие таможенного контроля, его осуществление при доставке товаров

Таможенный контроль представляет собой систему мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения установленного порядка международной перевозки товаров. Совокупность действий по таможенному контролю распространяется на ввозимые на территорию договаривающихся государств товары, товары, вывозимые с их территории, а также перемещаемые транзитом.

Помимо общих положений Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г., касающихся таможенных возможностей, таможенный контроль урегулирован в международных правовых актах стран СНГ, в том числе в Решении № 6 Совета глав правительств при Межгосударственном Совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации «О соглашении о единых условиях транзита через терри-тории государств-участников таможенного союза» от 22.01.1998 г., а также во Временном положении о доставке и транзите товаров, перемещаемых под таможенным контролем между российскими, белорусскими и казахстанскими таможенными органами, от 29.01.1996 г. и некоторых других.

Доставка товаров под таможенным контролем представляет собой перевозку товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под контролем таможенных органов без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без изменения мер экономической политики.

В соответствии с Правилами доставки товаров под таможенным контролем существует два вида доставки. Первый - это доставка товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения (ДТ1). Второй - доставка товаров, не подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения (ДТ2).

Доставка товаров под таможенным контролем применяется в отношении ввозимых товаров, если их помещение под определенный таможенный режим производится не в таможенном органе по месту ввоза.

Доставка применяется также в отношении иностранных вывозимых товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами при помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения, в отношении которых таможенным органам не уплачены таможенные платежи. Кроме того, доставка товаров распространяется на продукты переработки иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, на товары, перемещаемые между складами, и на другие товары в случаях, определенных законодательством.

Обязательства перевозчика при доставке товаров под таможенным контролем заключаются в доставке их без какого-либо изменения упаковки или состояния, кроме изменения вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения; перевозке товаров с единственной целью – доставке их в пункт назначения; транспортировке товаров по установленному маршруту в определенное таможенным органом отправления место.

Важное требование предъявляется к соблюдению сроков доставки товаров. Она должна быть произведена в сроки, установленные таможенными органами отправления в соответствии с обычными сроками доставки, исходя из возможности транспортных средств, установленного маршрута и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определенного из расчета две тысячи километров за один месяц.

Нормативно определены сроки начала и окончания доставки товаров. Доставка ввозимых товаров начинается с момента начала оформления их доставки и заканчивается окончанием оформления завершения доставки. Доставка вывозимых товаров начинается с момента принятия таможенным органом отправления документа контроля за доставкой товаров и заканчивается фактическим вывозом товаров за пределы таможенной территории.

Места доставки определяются в зависимости от того, ввозятся или вывозятся товары. Местами доставки ввозимых товаров являются склады, расположенные в регионе деятельности таможенных органов назначения. Что касается мест доставки вывозимых товаров, то это пункты пересечения таможенной границы, расположенные в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Сведения о местах доставки товаров (адрес склада, номер и срок действия лицензии на учреждение склада, пункт пропуска на таможенной границе) указываются в грузовых документах, следующих с товаром. В случае отсутствия таких сведений ввозимые товары доставляются в места, определяемые таможенными органами отправления в соответствии с реестром мест доставки, формируемым Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Если товары прибыли в место доставки не во время работы таможенного органа и соответствующего склада, они размещаются в зоне таможенного контроля.

Порядок доставки товаров под таможенным контролем.

Порядок доставки товаров под таможенным контролем включает соблюдение условий доставки, урегулированных таможенным законодательством; осуществление идентификации перевозимых товаров; выполнение грузовых операций с товаром; осуществление таможенного контроля перевозочных документов.

Соблюдение условий при доставке товаров под таможенным контролем означает получение разрешения таможенного органа на доставку товаров, не запрещенных к ввозу в Россию и вывозу из нее; получение разрешения (лицензии) на ввоз товаров в Россию, если оно предусмотрено действующим законодательством; выполнение требования таможенного органа о соблюдении таможенного законодательства при доставке товаров (надлежащее оборудование транспортных средств, таможенное сопровождение, перевозка товаров таможенным перевозчиком или обеспечение уплаты таможенных платежей).

Последние два условия связаны с обеспечением возможности идентификации доставляемых товаров и предоставлением документов контроля за доставкой товара, а также других документов, необходимых для таможенных целей.

В случае невыполнения перечисленных условий товары возвращают за пределы таможенной территории России.

К порядку доставки товаров под таможенным контролем относятся меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства. Они касаются надлежащего оборудования транспортных средств при осуществлении либо таможенного сопровождения (сопровождения товаров, транспортных средств и документов на них должностными лицами таможенных органов), либо перевозки товаров и документов на них таможенным перевозчиком. Если ни таможенное сопровождение, ни перевозка таможенным перевозчиком не могут быть реализованы, доставка товаров допускается при условии обеспечения уплаты таможенных платежей.

Дополнительные требования законодательства распространяются на транспорт, доставляющий товары, если в качестве средств идентификации при их доставке используются таможенные печати и пломбы. Транспорт должен соответствовать Правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, а также быть допущенным к перевозке в соответствии с Инструкцией о порядке допущения транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами.

Решение о таможенном сопровождении или перевозке товаров таможенным перевозчиком принимается таможенным органом отправления при доставке товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из нее, товаров, подлежащих лицензированию, сертификации или контролю специальных государственных органов.

Важным элементом порядка доставки товаров под таможенным контролем является их идентификация. Цель идентификации товаров при их доставке под таможенным контролем - исключение случаев изъятия товаров или их замены без разрешения таможенных органов. Идентификация товаров таможенным органом отправления осуществляется после идентификационного их досмотра путем наложения пломб, печатей, нанесения идентификационных знаков, проставления штампов, использования описания товаров, чертежей, масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, товаросопроводительной и иной документации.

Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения. Исключения составляют случаи реальной угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров, когда перевозчик обязан незамедлительно сообщить ближайшему таможенному органу об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представить доказательства существования указанной угрозы.

Если в таможенном органе отправления идентификационный досмотр не проводился, в качестве средств идентификации могут признаваться пломбы и печати транспортных организаций или отправителей товаров.

Сведения о средствах идентификации указываются в документе контроля за доставкой товаров (ДКД).

Таможенный орган назначения производит идентификацию товаров путем проверки средств идентификации таможенного органа отправления, проведения идентификационного досмотра и осуществления таможенного контроля в иных формах.

Следующей составной частью порядка доставки товаров под таможенный контроль является выполнение грузовых операций с товарами. Речь идет о догрузке, частичной выгрузке либо перегрузке на другие транспортные средства товаров в процессе перевозки. Основные правила грузовых операций с товарами заключаются в следующем. Эти операции производятся на складах либо в зонах таможенного контроля с разрешения соответствующего органа. При этом срок доставки товаров устанавливается с учетом времени, необходимого для проведения указанных операций.

Разрешение на осуществление таких видов грузовых операций, как догрузка товаров, неизвестная заранее частичная их выгрузка, доставка оставшегося товара, перегрузка товаров на другое транспортное средство, дают таможенные органы, в регионе деятельности которых эти операции производятся. Что касается разрешения на известную заранее частичную выгрузку доставляемых товаров, то его дает таможенный орган отправления.

В случае, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров, перевозчик может по собственному усмотрению принять решение о выгрузке или перегрузке товаров. При этом он должен привести доказательства того, что его действия были обусловлены необходимостью сохранения транспортного средства или товаров, и обеспечить их перевозку в ближайший таможенный орган или доставку должностных лиц таможенного органа к месту нахождения товаров.

Таможенный орган изучает обстоятельства случившегося, предоставленные перевозчиком доказательства и составляет акт об аварии или действии непреодолимой силы.

Разрешение на возобновление доставки товаров дает таможенный орган, составивший таможенный акт.

В детально урегулированной системе действий по доставке товаров под таможенным контролем центральное место отводится таможенному органу. В его деятельности можно выделить два этапа. Первый отражает действия таможенного органа страны отправления, а второй - действия таможенного органа страны назначения. На первом этапе при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию России перевозчик уведомляет таможенный орган о пересечении таможенной границы Российской Федерации. Таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров, доводит до сведения заинтересованных лиц форму, порядок и место передачи уведомления. На практике в качестве уведомления используются грузовые и товаросопроводительные документы.

Контроль за перемещением товаров от места ввоза на таможенную территорию России до таможенного органа страны назначения - система мер, осуществляемых таможенным органом стороны отправления, которая включает проверку соблюдения правил заполнения ДКД, наличия предусмотренных документов контроля за доставкой товаров и иных документов, отсутствия ранее нарушения перевозчиком таможенных правил при доставке товаров, наличия свидетельства о допущении транспортного средства для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами. Кроме того, он выясняет, подлежит ли товар контролю других государственных органов, а также определяет вид доставки товаров (ДТ1 или ДТ2). Проверке подлежит обеспечение идентификации товаров и транспортных средств. В случае необходимости таможенный орган производит идентификационный досмотр товаров.

Итогом указанной проверки является принятие решения о перевозке товаров в соответствии с существующими правилами перевозки, в том числе таможенным перевозчиком или с таможенным сопровождением.

На основании принятого решения таможенный орган отправления обеспечивает идентификацию товаров, сверяет сведения о местах доставки товаров, указанные в грузовых документах, со сведениями, указанными в реестрах складов, определяет срок, место и маршрут доставки, проставляет на всех грузовых документах штамп и заверяет его личной номерной печатью, регистрирует ДКД в журнале регистрации и проставляет на нем регистрационный номер. Второй и третий листы ДКД он вручает перевозчику для представления вместе с товаром и другими документами в таможенный орган назначения, а первый и четвертый листы ДКД оставляет для последующей передачи в отдел контроля за доставкой товаров.

На втором этапе после прибытия товаров в место доставки перевозчик представляет товары, транспортные средства и необходимые документы таможенному органу назначения.

Последний доводит до сведения заинтересованных лиц форму, порядок и место подачи уведомления о прибытии товаров.

Получив уведомление о доставке товаров и соответствующие документы, таможенный орган назначения проверяет факт помещения на склад товаров и транспортных средств или их учет на складе, а также соблюдение перевозчиком установленного срока и маршрута доставки. После этого он идентифицирует доставленные товары и транспортные средства и проставляет на всех экземплярах ДКД и грузовых документах штамп, который заверяет личной номерной печатью и регистрирует ДКД в журнале регистрации. Третий лист ДКД таможенный орган назначения возвращает перевозчику, а второй оставляет для передачи в отдел контроля за доставкой товаров. Кроме того, перевозчику он выдает свидетельство, подтверждающее доставку товаров под таможенным контролем.

Одной из операций предварительного таможенного оформления является доставка товаров под таможенным контролем. В соответствии с Таможенным кодексом РФ ответственность за выполнение процедуры доставки товаров возлагается на перевозчика.

Доставкой товаров, транспортных средств и документов на них под таможенным контролем (далее - доставка товаров) именуется перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от одного таможенного органа, именуемого таможенным органом оправления, до другого таможенного органа, именуемого таможенным органом назначения, под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов, взимание которых отнесено к компетенции таможенных органов, а также без применения мер экономической политики. Начинается эта процедура после приема таможенным органом уведомления о пересечении таможенной границы или о намерении вывоза товаров.

Доставка под таможенным контролем применяется при наличии определенных оснований. Так, в отношении ввозимых товаров доставка применяется в случаях, когда их помещение под определенный таможенный режим производится не в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию или место их ввоза с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории России.

Доставка применяется также и в отношении иностранных вывозимых товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами, при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения и в отношении которых такие платежи таможенными органами не взысканы.

Процедура доставки под таможенным контролем применяется и в отношении продуктов переработки иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, а также товаров, перемещаемых между складами, и в некоторых иных определяемых таможенным законодательством России случаях.

Доставка товаров допускается с разрешения таможенного органа отправления при соблюдении следующих условий:

Товары не запрещены к ввозу в Российской Федерации и вывозу из нее, за исключением случаев доставки таких товаров в соответствии со ст. 20 ТК РФ на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы;

В отношении ввозимых товаров произведен ветеринарный либо фитосанитарный контроль, если ввозимые товары подлежат такому контролю, либо представлено разрешение органов ветеринарного или фитосанитарного контроля на проведение такого контроля в месте назначения;

Имеется разрешение (лицензия) на ввоз товаров в Россию, если в отношении ввоза таких товаров введен разрешительный (лицензионный) порядок;

Выполнены требования таможенных органов по надлежащему оборудованию транспортных средств, по таможенному сопровождению товаров, по перевозке товаров таможенным перевозчиком, по обеспечению уплаты таможенных платежей и др.;

Обеспечена возможность идентификации доставляемых товаров;

Представлен документ контроля за доставкой товаров и иные необходимые для таможенных целей документы.

Решение о таможенном сопровождении или перевозке товаров таможенным перевозчиком принимается таможенным органом отправления при доставке товаров, запрещенных к ввозу в Россию и вывозу из нее (при необходимости перевозки таких товаров между таможенными органами), а также может быть принято при перевозке товаров, подлежащих лицензированию, сертификации или контролю иных государственных органов.

Уплата таможенных пошлин и налогов может обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, банковской гарантией либо внесением на депозит таможенного органа причитающихся сумм.

Товары, перевозимые под таможенным контролем, должны быть идентифицированы таможенным органом. Идентификация производится для исключения случаев изъятия без разрешения таможенных органов товаров, перевозимых под таможенным контролем, или их замены.

В случае невыполнения указанных выше условий доставка товаров под таможенным контролем не производится.

Для контроля за доставкой товаров в определенное таможенным органом место используется специальный документ - документ контроля доставки (сокращенно ДКД). Такой документ заполняется любым заинтересованным в этом лицом на каждую партию товаров. Допускается заполнение ДКД и должностными лицами таможенных органов. Форма ДКД и порядок его заполнения регламентирован ГТК России.

Местами доставки товаров, за исключением вывозимых из России товаров, являются склады временного хранения, расположенные в регионе деятельности таможенного органа назначения. Местами доставки вывозимых товаров являются пункты пропуска на границе в регионе деятельности таможенного органа назначения. А при вывозе товаров и транспортных средств на территорию свободных таможенных зон или на свободные склады местами доставки являются склады, находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Согласно требованиям ст. 140 ТК РФ перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них без какого-либо изменения их упаковки или состояния, кроме изменения вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, без использования в каких-либо иных целях, кроме доставки. Доставка товаров должна быть произведена в сроки, установленные таможенным органом. Сроки доставки устанавливаются таможенным органом исходя из возможностей транспортного средства, но не более чем 2000 км в месяц.

Исполнение перевозчиками обязательства по доставке товаров в таможни назначения контролируется таможнями отправления. В случае неподтверждения таможней назначения в течение 10 дней после истечения установленного срока перевозки товаров под таможенным контролем таможня отправления направляет в таможню назначения копию ДКД с отметкой об отсутствии подтверждения о доставке, гарантийного обязательства и других документов.

Предыдущая

При ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения та­моженной границы. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – участников Таможенного союза. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза {ТК ТС, раздел 3). Таможенный кодекс РФ до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС.

Правила перевозки внешнеторговых грузов имеют специфические особенности в России. При ввозе товаров и транспортных средств в Россию, а также при ввозе с территории свободных таможенных зон, складов на остальную часть таможенной территории РФ перевозчик обязан уведомить таможенный орган РФ о пересечении таможенной границы РФ (ст. 72 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. № 61 – ФЗ). При вывозе товаров и транспортных средств из России перевозчик, перемещающий товары и транспортные средства, обязан уведомить та­моженный орган РФ о намерении вывезти эти товары и транспортные средства (ст. 120 Таможенного кодекса РФ).

Ввозимые или вывозимые товары и транспортные средства в пери­од доставки находятся под таможенным контролем при ввозе товаров и транспортных средств с момента пересечения таможенной территории РФ до момента доставки товара до таможенного склада по адресу до­ставки получателя в регионе деятельности таможенного органа назна­чения, а также при вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ. Под для ввозимых или перевозимых между таможенными складами товаров и транспортных средств понимается таможенный орган, в регионе дея­тельности которого находится получатель или его структурное под­разделение. При доставке вывозимых товаров и транспортных средств под таможенным органом назначения понимается таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ, или таможенный орган, в регионе деятельности которого находится территория свободной зоны или таможенный склад.

Под для ввозимых товаров понимается таможенный орган, в регионе деятельности которого на­ходится место ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ или место их ввоза с территории таможенных складов и территории свободных таможенных зон на остальную часть таможенной территории РФ. Для вывозимых товаров под таможенным органом отправления понимается таможенный орган, в регионе деятельности которого находится товар.


Местами доставки товаров и транспортных средств под тамо­женным контролем, за исключением вывозимых товаров, являются таможенные склады в регионе деятельности таможенного органа на­значения. При вывозе местами доставки являются пункты пересечения таможенной границы РФ или таможенные склады в регионе деятельности таможенного органа назначения. Другими словами, доставка осуществляется под таможенным контролем:

при ввозе с момента принятия таможенным органом документа контроля за доставкой (ДКД) товаров и транспортных средств на таможенной границе РФ (на пограничной таможне) до момента прохождения таможенных формальностей на таможенном складе по адресу доставки получателя в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Комментарий. В случае доставки авиатранспортом или морским транспортом до аэропорта или порта в РФ импортная таможенная очистка может производиться в этом аэропорту или порту РФ. В этом случае пограничная таможня выполняет функции таможенного органа назначения и документ контроля за доставкой товаров и транспортных средств не оформляется. После импортной таможенной очистки доставка от аэропорта или порта до конечного пункта (например, склада) получателя осуществляется без таможенного контроля;

при вывозе с момента принятия таможенным органом документа контроля за доставкой (ДКД) товаров и транспортных средств на таможенной границе РФ до фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ.

Комментарий. Если отправитель в РФ будет производить экс­портную таможенную очистку в каком – либо пункте пересечения та­моженной границы РФ (в аэропорте, порту), а не в регионе деятельности таможенных органов, где отправитель зарегистрирован как участник ВЭД, то доставка до этого пункта осуществляется без таможенного контроля. Если отправитель производит экспортную таможенную очистку в регионе деятельности таможенных органов, где отправитель зарегистрирован как участник ВЭД, то доставка до пункта пересечения таможенной границы РФ происходит под таможенным контролем.

Примеры схем доставки под таможенным контролем при ввозе:

– отправка товара автогрузовым транспортом из страны – экспортера в Россию <=> пересечение таможенной территории РФ в по­граничном пункте, заполнение и предоставление ДКД с приложенными товаросопроводительными документами в таможенные органы (1 – й и 4 – й листы ДКД оставляются таможенными органами для последующей передачи в отдел контроля за доставкой товаров, а 2 – й и 3 – й листы передаются перевозчику) => => доставка автогрузовым транспортом под таможенным контролем по территории РФ <=> таможенный склад на территории РФ по адресу доставки получателя (перевозчик передает 2 – й и 3 – й листы ДКД с приложенными товаросопроводитель­ными документами в таможенный орган назначения; затем 2 – й лист ДКД оставляется таможенными органами, а 3 – й лист возвращается перевозчику) => импортная таможенная очистка получателем или его таможенным брокером;

– отгрузка товара из аэропорта страны отправления в Россию <=> => пересечение таможенной территории РФ в российском аэро­порту (транзит через российский аэропорт), заполнение и предоставление ДКД с приложенными товаросопроводительными документами в таможенные органы (1 – й и 4 – й листы ДКД оставляются таможенными органами для последующей передачи в отдел контроля за доставкой товаров, а 2 – й и 3 – й листы передаются перевозчику) <=> доставка автогрузовым транспортом под таможенным контролем из российского аэропорта & таможенный склад на территории РФ по адресу доставки получателя (перевозчик передает 2 – й и 3 – й листы ДКД с приложенными товаросопроводительными документами в таможенный орган назначения; затем 2 – й лист ДКД оставляется таможенными органами, а 3 – й лист возвращается перевозчику) => импортная таможенная очистка получателем или его таможенным брокером.

Пример схемы доставки под таможенным контролем при вывозе:

– экспортная таможенная очистка отправителем или его тамо­женным брокером в регионе деятельности таможенных органов, где отправитель зарегистрирован как участник ВЭД, заполнение и предоставление ДКД с приложенными товаросопроводительными документами в таможенные органы (1 и и 4 – й листы ДКД оставляются таможенными органами дли последующей передачи в отдел контроля за доставкой товаров, а 2 й и 3 – й листы передаются перевозчику) ^ доставка автогруаовым транспортом под таможенным контролем до россий) КОГО аэропорта <=> пересечение таможенной территории РФ в рои и иском аэропорту (перевозчик передает 2 – й и 3 – й ЛИСТЫ ДКД С приложенными товаросопроводительными документами в таможенный орган в пункте пересечения таможенной границы РФ (■ аэропорту); затем 2 – й лист ДКД оставляется таможенным органом, а 3 – й лист возвращается перевозчику <=> отгрута твара из аэропорта, из России.

ДКД представляет собой документ установленного образца, утвержденный таможенными органами. ДКД может составляться любым заинтересованным лицом, но на практике заполняется, как правило, таможенным брокером, экспедитором. В качестве ДКД таможенными органами может также использоваться для контроля книжка МДП или дополнительный экземпляр и копии грузовой таможенной декларации.

Доставка под таможенным контролем осуществляется по процедуре ДТ1 при доставке товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и/или налогами при выпуске свободного обращения, и по процедуре ДТ2 – при доставке товаров, не подлежащих обложению таможенными пошлинами и/или налогами при выпуске для свободного обращения. По процедуре ДТ1 таможенный орган отправления вправе принять решение о таможенном сопровождении (сопровождении товаров, транспортных средств и товаросопроводительных документов должностными лицами таможенных органов) или перевозке товаров таможенным перевозчиком.